Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

БАНКОВСКИЙ ИНЖИНИРИНГ

Автор: 
Мендыгали Досмухамбетов (Астана, Казахстан)

Конструирование новых банковских продуктов, отвечающих повышенным требованиям банков и их контрагентов в доходности, ликвидности и управлении рисками, представляется на нынешнем этапе доминирующим направлением развития банковского дела [1].

Банковский инжиниринг как экономическое понятие отражает, с одной стороны, процесс проектирования, разработки и практической реализации конкурентоспособных инновационных банковских инструментов, продуктов и бизнес-процессов, а с другой,— виртуозное владение методом системного подхода к экономическим процессам в плоскости творческого поиска и решения актуальных проблем банковской практики. Суть банковского инжиниринга состоит в создании инновационных банковских продуктов и услуг, которые применяются банками для перераспределения финансовых ресурсов, рисков, ликвидности, доходности и информации в соответствии с собственными интересами, специфическими потребностями контрагентов и переменами в макро- и микросреде банка.

ЦЕЛИ БАНКОВСКОГО ИНЖИНИРИНГА

Главная цель банковского инжиниринга — извлечение дополнительной прибыли на базе искусного использования «белых пятен» рынка (свободных сегментов и несовершенств) посредством достижения в инновационных банковских продуктах оптимального соотношения между конкурирующими характеристиками (риском, доходностью и ликвидностью).

К подцелям банковского инжиниринга относятся:

Создание необходимых условий для движения фиктивного капитала. Следуя марксистской терминологии относительно финансового капитала, который трактуется как фиктивный капитал, одной из главных функционально-целевых задач банковского инжиниринга является создание фиктивного капитала и обеспечение его движения;

Получение дополнительной нормы прибыли на основе использования законодательных несовершенств, свободной «ниши» в инфраструктуре рынка и его недостаточной развитости;

Диверсификация банковских рисков. Банковский инжиниринг нацелен, с одной стороны, на «распыление» рисков на сторонних инвесторов, а с другой,— на получение повышенной толерантности к рискам для снижения стоимости своих затрат;

Безрисковое извлечение прибыли. Одной из подцелей банковского инжиниринга является налаживание механизма спекулятивных операций для безрискового получения дополнительной прибыли. Примером спекуляций могут служить различные опционные стратегии.

Таким образом, перед банковским инжинирингом ставятся целевые задачи по конструированию таких параметров банковского продукта, при которых, с одной стороны, структура банковского продукта и формируемые им денежные потоки в наибольшей мере соответствуют основным интересам эмитента, а с другой, – гарантируется максимально возможная инвестиционная привлекательность продукта, что обеспечивается за счет наилучшего соотношения риска, доходности и ликвидности созданного продукта. Эта цель достигается за счет обоснованного выбора и тщательного конструирования каждого отдельного параметра банковского продукта, что обусловливает необходимость умелого применения определенных методов банковского инжиниринга и использовании его инструментов.

Исходя из выявленных целей банковского инжиниринга, зонами его функциональной ответственности являются сегменты банковской деятельности, связанные с управлением рисками, разработкой и выполнением спекулятивных стратегий при торговле ценными бумагами, производными финансовыми инструментами и, самое главное, инновационными банковскими продуктами.

Банковский инжиниринг, выступая как искусство создания инновационных продуктов, расширяет возможности управления ликвидностью, рискованностью и доходностью банковских операций. Это многогранный способ решения проблемных задач, связанных с формированием и движением денежного капитала [2].

Банковская инновация оправдывает свое конструирование, если она удовлетворяет интересы и потребности, по меньшей мере, одной из сторон — покупателя или продавца. Это может быть и более высокая доходность для инвестора или более низкая стоимость капитала для эмитента, уменьшение налогооблагаемой базы, обход регулятивных требований, хеджирование рисков — словом, все те аспекты, которые относятся к внутрибанковской деятельности. При этом выгода от инновации должна превышать затраты на ее создание и продвижение или, по меньшей мере, быть равным им.

На банковском рынке сомнения инвесторов еще более обострены: во-первых, в случае отсутствия истории обращения какого-либо инновационного банковского продукта велик ожидаемый кредитный риск по ней; даже хорошая репутация заемщика не всегда означает минимальный кредитный риск; во-вторых, на ранних этапах весьма невелика ликвидность рынка инноваций: о какой вообще ликвидности может идти речь, если рынок только формируется? Кроме того, многие банковские инновации сложны для понимания потенциальными инвесторами. Во-первых, инвестору бывает сложно оценить преимущества от использования новинки; во-вторых,— разобраться в честности сделки, оценить принимаемые в результате такой сделки риски. Зачастую инвестор или эмитент не используют инновацию лишь по причине неосведомленности о том, что он мог бы добиться тех же финансовых результатов при меньших затратах. Инвестиционные банки в принципе не обязаны информировать клиентов о лучших альтернативных инвестиционных решениях (особенно об альтернативах своих конкурентов). Во многих случаях компании могли бы найти лучшее инвестиционное решение, но они сталкиваются с трансакционными издержками, издержками по сбору информации, законодательными ограничениями, которые препятствуют использованию более благоприятной возможности. Перечисленные обстоятельства позволяют называть банковские инновации товаром, требующим опыта. Инновации должны быть использованы, прежде чем их преимущества станут очевидны большинству потребителей.

Гарантией результативности банковского инжиниринга служит адаптированная к условиям банковских реалий, предусматривающая его рассмотрение как процесса, последовательно проходящего следующие этапы:

На первом этапе банк-эмитент инновационного продукта должен определиться с целевыми установками, ради которых и осуществляется банковская «магия». К ним может быть, прежде всего, отнесено банальное извлечение дополнительной прибыли в различных формах (маржи, эмиссионного дохода от выпуска вексельных суррогатов, комиссионного вознаграждения, платы за открытие и ведение ссудного счета и т. д.). Посредством «запуска» инновационного банковского продукта могут решаться целевые установки по совершенствованию управления ликвидностью банка-эмитента, аккумулированию дополнительных заемных ресурсов, росту банковской капитализации. Банк также может в качестве подцели внедрения нового продукта выдвинуть секъюритизацию наиболее проблемных активов для «рассеивания» кредитных рисков на сторонних инвесторов.

На втором этапе анализируются специфические потребности потенциальных контрагентов, которые могут выражаться в следующих формах: потребность в привлеченных ресурсах заемного характера; снижения различных видов риска; обеспечения ликвидности пассивов и активов контрагента; оптимизации управления акционерным капиталом (привлечения новых инвесторов в капитал, сохранения контрольного пакета акций, слияния и поглощения новых предприятий); получения прибыли за счет высокорентабельного размещения активов; учета законодательных ограничений в банковской деятельности (законного снижения налогооблагаемой базы, преодоления ограничений в расчетах с контрагентами, преодоления ограничений в перемещении капиталов).

Третий этап процесса банковского инжиниринга предусматривает полномасштабную оценку рисков по видам, уровню, необходимым методам оценки и финансовым последствиям для банка и контрагента от внедрения инновационного банковского продукта. Для реализации требований данного этапа используется группа методов. Большое распространение получила оценка возможностей убытков, исходя из теории вероятностей и экстраполяции прошлых событий (прошлого опыта) на будущее.

На четвертом этапе осуществляется выбор одного или нескольких альтернативных банковских продуктов (или их различных комбинаций). Как правило, на этом этапе выбираются несколько банковских продуктов (финансовых инструментов), берутся их различные модификации (или создается «идея», которая включает в себя то, что должен представлять новый банковский продукт, как работать и какие задачи он должен решать).

Пятый этап банковского инжиниринга призван решать задачи соответствия инновационного банковского продукта процедурам и методам внутреннего контроля рисков в банке, то есть тестирования на «уживаемость» с системой банковских отношений. На основе произведенного анализа вносятся определенные коррективы либо в инструментарий вновь созданного банковского продукта, либо в банковский риск-менеджмент Инструментарий банковского инжиниринга, как правило, зависит от стратегии банка в управлении рисками. Толерантность к рискам может носить агрессивный, умеренный или консервативный характер, что устанавливает определенные рамки при создании банковского инновационного продукта.

На шестом этапе банковского инжиниринга решается задача оценки соотношения риска, доходности, ликвидности и альтернативных издержек при выборе необходимого банковского инструментария. Применительно к кредитному портфелю из множества вариантов соотношений выбирается, условно говоря, наиболее приемлемый портфель активов, лучше всего диверсифицированный. Рассматриваются возможные альтернативные издержки при создании эффективного портфеля (например, на получение ссуд в различных кредитных институтах). Анализируется «временной горизонт» портфеля и его ликвидные возможности на случай изменения экономической ситуации (ошибок в выборе портфеля, увеличения издержек и т. д.). Если речь идет, например, о кредитном портфеле, рассматриваются возможности его секъюритизации.

Седьмой этап предусматривает сценарный анализ внедрения инновационного банковского продукта. Банковская деятельность подвержена воздействию множества факторов, что предопределяет многовариантность ее развития. Поэтому банк должен уметь прогнозировать будущее вновь созданного продукта при изменении внешней среды.

На восьмом этапе альтернативное рассмотрение производных финансовых инструментов завершается окончательным выбором банковского продукта. Чаще всего этот выбор производится группой экспертов, оценивающей различные факторы и производящей «обкатку» нового банковского продукта. Затем окончательное решение принимается целым рядом коллегиальных органов банка: правовым, технологическим, кредитным, инвестиционным и финансовым комитетами.

Девятый этап банковского инжиниринга предполагает организационные мероприятия внутри банка по созданию инновационного банковского продукта: выделение финансовых и трудовых ресурсов; выбор уполномоченных подразделений банка по созданию нового продукта, утверждение порядка их взаимодействия в рамках зон ответственности каждого; составление графика работ по созданию инновационного банковского продукта; разработка необходимой документации и «схем» бухгалтерского учета; «запуск» вновь созданного продукта в действующую банковскую практику.

Десятый этап банковского инжиниринга (продажа) в силу его очевидности нет необходимости рассматривать.

На одиннадцатом этапе осуществляется сопровождение банковского продукта, его рыночная поддержка. Бывают случаи, когда продукт необходимо поддерживать на рынке, например, курс акций, путем системы котировок, системы поддержки продаж. Поэтому банк обязан следить за продуктом на рынке и при необходимости вносить в него свои коррективы, разумеется, если это возможно.

Таким образом, предложенная методология банковского инжиниринга базируется на последовательном прохождении одиннадцати этапов и может быть задействована во всех спектрах банковской деятельности по производству специфического «товара» банка — инновационного банковского продукта.

Литература:

  1. http://www.businessstudio.ru/buy/modelshop/bank_book

  2. http://www.web-standart.net/magaz.php?mid=324