Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

познавательный интерес студентов как мощное средство музыкального обучения

Автор: 
Степан Гевич, Утеген Губайдуллин (Шымкент, Казахстан)

Среди современных проблем педагогики требующих первостепенного внимания, – вопросы развития познавательной активности, творческих способностей студентов является проблемой сложной и многоаспектной.

Наблюдения показывают, что многие студенты учатся далеко не в поную меру своих возможностей. Объясняется это частично тем, что преподаватели не всегда применяют формы и методы обучения, способствующие повышению активной познавательной работы студентов.

В результате исследований обнаружено, что музыкально-образовательная деятельность мотивируется художественно-познавательными интересами более 40% студентов первого курса. У значительной части 50% студентов нет интереса к содержательной стороне профессиональных знаний. Музыкально-теоретические познавательные интересы, как самоцель, наблюдаются среди студентов лишь в 3% случаев.

В современной педагогике общеобразовательной школы многие исследователи посвятили свои работы проблеме активности обучающихся (А. М. Арсеньев, Н. К Гончаров, М. А. Данилов, И. Я. Лернер, М. И. Махмудов, Н. А. Половникова, М. Н. Скаткин и другие).

Однако, в области музыкального искусства, данная проблема исследована еще недостаточно. Неразработанность проблемы активизации, развития музыкально-творческой активности студентов является одной из главных причин того, что в периодической печати, методических пособиях, официальных документах указывалось на недостатки обучения студентов.

Психологов, педагогов и музыкантов постоянно волновал вопрос о том, какими путями, методами достигается усвоение знаний, как развивать творческую и музыкальную активность обучающихся. Поэтому в процессе развития музыкальной педагогики и практики обучения педагоги-музыканты кропотливо отбирали и проверяли наиболее эффективные формы, методы, приемы и средства обучения студентов музыкальному искусству.

Мы считаем, что тема данного исследования актуальна и на данный момент требует дополнительного изучения, целью которого является разработка пути стимулирования музыкально-познавательной деятельности студентов на индивидуальных и практических учебных занятиях.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

1.Музыкально-теоретическое исследование сущности, особенностей художественно-творческой активности студента в учебном процессе.

2. Определение дидактических условий, обеспечивающих активную музыкально-познавательную деятельность студентов.

3. Исследование способов и средств активизации музыкально-исполнительской деятельности студентов в условиях модульно-рейтингового обучения.

На данном этапе в рамках статьи мы ограничимся кратким освещением некоторых аспектов художественно-познавательной деятельности студента в процессе обучения.

Составной частью общей проблемы отношений личности является отношение студентов музыкальной специальности к учебной деятельности. В исследованиях структуры отношения к учению имеется несколько подходов, в основу которых положены следующие выводы.

1. Структуру отношения к учению определяет мотивационная сторона.

2. Отношение к учению выражает единство художественного, эмоционального, музыкального и волевого компонентов.

Наиболее глубоко теоретически и экспериментально исследован мотивационный аспект отношения к учению. Многие психологи (Л. И. Божович, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, П. М: Якобсон и др.) центральным компонентом, ядром отношения к учению считают учебную мотивацию.

Исходя из имеющихся в литературе теоретических положений и данных экспериментальных исследований мы отношение к учению рассматриваем как «целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности» с определенной стороной объективной действительности (с учебной деятельностью), понимая под отношением личности целостное структурное образование, представляющее собой единство определенным образом взаимосвязанных различных компонентов.[1]

В структуре отношения к учебной деятельности выделяются такие взаимосвязанные его компоненты, как мотивация учения и эмоциональные переживания, вызываемые музыкально-исполнительской и учебной деятельностью, которые связанные с удовлетворенностью ею студентов.

По содержанию доминирующих в индивидуальных мотивационных комплексах мотивов учения мы выделили следующие типы мотивации, представляющие собой три вида комплексов побуждений к учебной и музыкально-исполнительской деятельности: 

1. Положительная мотивация, которая включает мотивацию эстетического, эмоционального и художественно-познавательного содержания - осознание художественно-эстетической значимости образования.

2. Потребность в музыкально-теоретических знаниях; интерес к учебному предмету и содержание учебной деятельности; мотивы профессионально-ценностные.

Такая структура мотивации характерна для студентов с высокой учебной активностью, целеустремленно и самостоятельно работающих над собой, много читающих, и не только литературу по музыкальным учебным предметам. Как правило, они хорошо учатся, принимают активное участие в общественной жизни.

Полученные данные свидетельствуют о том, что чем выше показатели успеваемости учащихся, тем выше показатели их мотивов эстетического и высокого морального содержания. В прямой зависимости от успешного обучения студентов специальности «Музыкальное образование» находится и состояние их удовлетворенности музыкально-исполнительской деятельностью, отражающее не только эмоциональное удовлетворение результатами успеваемости, но и продвижение в осуществлении своих личных планов и реализации творческих интересов. Все это в конечном итоге определяет и формирует положительное отношение к приобретению знаний, которое, развиваясь под влиянием мотивов, стимулирующих процесс овладения знаниями, становится важнейшей детерминантой познавательной активности студентов.

Бесспорно, что уровень мыслительной активности личности при этом будет не на таком высоком уровне, который достигается при помощи вопросов, содержащих область неизвестного, требующих поиска новых знаний.[2]

В основном применяются вопросы, требующие:

1) восстановления ранее усвоенных знаний и их воспроизведения;

2) поиска новых знаний, глубокого анализа фактов, их сравнения, сопоставления.

Для ответа на вопросы первой группы обучающиеся вспоминают те факты, сведения о явлениях, процессах и которые были выдвинуты в процессе учебной, музыкальной деятельности. Подобные вопросы используются на промежуточном этапе контроля текущих знаний студентов (ГКЗ), 1-м и 2-м рубежных контролях (РЗ 1, РЗ 2) и экзаменах, т. е. в процессе контроля знаний и организации их применения на практике. Они способствуют систематизации знаний, обеспечивают прочность запоминания.

Вопросы второй группы содержат в себе элементы неизвестного, спорного, неясного. В дидактике их называют проблемными. Они содержат в себе область неизвестного. Для ответа на проблемные вопросы требуются новые знания, поиск которых максимально активизирует мыслительную деятельность студентов. Обычно познавательная проблема формулируется преподавателем в виде проблемного вопроса. Характерными признаками проблемного вопроса являются:

а) наличие неизвестного, спорного, неясного, которые создают познавательную трудность;

б) опора (связь) этого неизвестного, спорного на ранее усвоенные знания. Решение неизвестного является развитием имеющихся представлений обучающихся об этом явлении, процессе, добавлением в систему знаний новых сведений.

Важно научить студентов правильно формулировать вопросы и уместно их задавать, что является также одним из приемов активизации их познавательной деятельности, развития логического мышления. К сожалению, до сих пор дидактикой не исследованы основы обучения студентов самим задавать вопросы, не проведен анализ вопросов, задаваемых ими преподавателям и друг другу, и не изучено влияние формулировки и постановки вопроса в развитии активности студентов.[6]

Обучение с помощью продуктивных методов принято называть проблемным обучением.

Одним из важнейших средств развития познавательной активности и творчества студентов являются задачи и творческие задания.

Решение задач максимально мобилизует и развивает такие умственные операции, как анализ и синтез, абстрагирование, сравнение, конкретизация, обобщение, обучает студентов правильному, применению этих операций в своей познавательной деятельности. Этот процесс вносит в занятие эмоциональное оживление, повышает интерес к данной дисциплине.[5]

Однако роль и значение задач не следует переоценивать. Решение задач дает положительные результаты только тогда, когда оно применяется в сочетании с другими способами и средствами и когда преподаватель методически правильно и определит место задачи в учебном процессе.

В обучении задачи могут выполнять различную роль. Они применяются с целью:

1) более доказательного разъяснения на музыкальных занятиях отдельных теоретических положений;

2) эффективной организации применения знаний на практике и показа практического значения музыкально-теоретических положений;

3) повторения, воспроизведения и закрепления музыкального материала;

4) контроля и самоконтроля знаний, умений;

5) формирования умений творческого использования знаний в условиях музыкально-творческой деятельности;

6) организации целенаправленной подготовки студентов к индивидуальным занятиям, очередной лекции, семинарским, практическим и лабораторным занятиям.[4]

Задачи могут быть использованы на лекциях, семинарских, практических занятиях, консультациях, во время учебной и педагогической практик и т. д.

Активизации познавательной деятельности студентов способствуют современные технические средства, которые позволяют убедительно и доходчиво в короткий отрезок времени раскрыть содержание сложных явлений.

Анализ опыта работы преподавателей показали, что систематическое использование современных технических средств позволяет:

1) повысить эффективность процесса обучения; при помощи их создается возможность познакомить студентов с широким кругом музыкальных вопросов, недоступных при обучении без применения технических средств; сообщить более полные сведения об изучаемых музыкальных произведениях различных жанров, стилей, направлений и эпох;

2) развивать познавательную активность, самостоятельность, повышать интерес к изучаемой дисциплине;

3) систематически контролировать знания и умения, и повышать качество проверки знаний;

4) совершенствовать формы и методы обучения, уделить больше времени самостоятельной работе студентов;

5) учитывать индивидуальные особенности студентов, развивать их способности.[3]

Активизация познавательной деятельности студента без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес студентов и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Литература

  1. Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. М., 1989

  2. Гавриленко Ю. Н. Эффективность применения технических средств обучения//Среднее специальное образование, 1990, № 3. С. 23.

  3. Кулыгина А. Н. Активизация обучения: сущность и содержание// Педагогика, 1994, № 1. С 7.

  4. Там же, С 11.

  5. Харламов И. Ф. Педагогика М., 2000, С .183.

  6. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1989.