Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

Коррупция как один факторов угрожающей национальной безопасности

Автор: 
Бермухамбетова Ботагоз (Астана,Казахстан)

Истории коррупции как сложного, многогранного явления не уступает по древности истории человеческой цивилизации. Ее возникновение относится ко времени формирования первых классовых обществ и государственных образований. Первое упоминание о коррупции в системе государственной службы нашло отражение в архиве Древнего Вавилона XXIV века до н.э. Царь Лагаша Урукагина реформировал государственное управление с целью пресечения злоупотреблений чиновников и судей [1].

Известное древнелатинское изречение гласит: «Do ut facies» - «Даю, чтобы сделал».

Коррупция - социальный феномен, порождение общества и общественных отношений. Возникновение и существование коррупции становится возможным с момента обособления функций управления в общественной и хозяйственной деятельности, поскольку именно в этом случае у должностного лица (управленца) появляется возмож­ность распоряжаться ресурсами и принимать решения не в интересах общества, государства, а исходя из своих личных корыстных побуждений. Таким образом, коррупция выступает как сложное социально-политическое явление, которое зародилось в глубокой древности и существует в настоящее время - при изменении форм проявле­ния коррупции ее объемы не сокращаются.

Коррупция в современном обществе представляет собой соци­альный институт, элемент системы управления, тесно взаимосвязан­ным с другими социальными институтами - политическими, эконо­мическими, культурными.

Закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» опреде­ляет коррупцию как не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, прирав­ненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими сво­их полномочий для получения имущественной выгоды, а равно под­куп данных лиц путем противоправного предоставления им физичес­кими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ [2].

Одной из наиболее лаконичных, но информативно содержательных дефиниций является формулировка, предложенная Девятым кон­грессом ООН, определяющая коррупцию как «злоупотребление госу­дарственной властью для получения выгоды в личных целях».

Законодательство РК в области национальной безопасности закрепляет следующие национальные интересы:

1. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина, то есть РК в соответствии с национальным законодательством и международными договорами обеспечивает безопасность каждого человека и гражданина на своей территории. А гражданам Казахстана, находящимся за пределами РК, государством гарантируется защита и покровительство.

При обеспечение национальной безопасности права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свободы человека, здоровья и нравственности населения. При этом граждане и организации в установленном законодательством порядке вправе получать разъяснения от субъектов обеспечения национальной безопасности по поводу ограничения их прав и свобод.

Так же гарантируется государственная поддержка граждан и организаций, оказывающих содействие в обеспечение национальной безопасности, в том числе их правовая защита в соответствии с нашим законодательством.

Сохранение общественного согласия и политической стабильности в стране обеспечивается решениями и действиями государственных органов, организаций, независимо от форм собственности, должностных лиц и граждан, направленными на:

  1. укрепление гарантий обеспечения личной безопасности граждан, их прав и свобод;

  2. формирование общенациональной психологии, основанной на казахстанском патриотизме и межнациональном согласии;

  3. укрепление единства народа Казахстана;

  4. поддержку естественного прироста населения и обеспечение принятию своевременных мер по противодействию кризисным демографическим процессам;

  5. усиление борьбы с преступностью, в том числе её организованными формами, коррупцией и терроризмом;

  6. сдерживание резкого роста безработицы и падения уровня жизни населения, угрожающих политической стабильности;

  7. предупреждение наркомании и алкоголизма, а также других социальных факторов, угрожающих здоровью и нравственности населению, генофонду народа Казахстана;

  8. воспрепятствование снижению интеллектуального потенциала страны.

Не допускается принятие решений и совершение действий заведомо способных:

  1. нарушить единство народа Казахстана и ухудшить состояние межнациональных отношений;

  2. нарушить общественное согласие и политическую стабильность в стране;

  3. повлечь незаконное вмешательство религии в дела государства и государства в дела религии;

  4. привести к росту преступности и правонарушений.

Так же признаётся подрывающими национальную безопасность и влекущие установленную законом ответственность призывы граждан, в том числе представителей политических партий и иных общественных объединений к:

1)свержение или насильственному изменению конституционного строя, в том числе призывы к сепаратизму и иным действиям, посягающим на унитарное устройство РК, целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость её территорий;

2) захвату власти;

3) насильственному прекращению полномочий или воспрепятствованию деятельности органов, сформированных, а должностных лиц РК, избранных (назначенных) в соответствии с конституцией и законодательством РК;

4) использованию существующих конфессиональных различий и разных религиозных воззрений в политических целях.

Экономическое развитие на благо всего народа Казахстана обеспечивается решениями и действиями государственных органов, организаций, независимо от форм собственности, должностных лиц и граждан, направленными на:

1)обеспечение экономической независимости Казахстана;

2) недопущение экономической изоляции Казахстана от мировой экономической системы;

3) сохранение и укрепление ресурсно-энергетической основы экономики страны;

4) максимальное уменьшение степени уязвимости экономики государства, связанной с воздействием возможных отрицательных факторов, возникающих в геополитическом окружении Казахстана;

5) обеспечение взаимовыгодного сотрудничества с отечественными и международными институтами, приоритетность направления внутренних, внешних кредитных ресурсов и инвестиционных возможностей на восстановление и развитие отечественной экономики;
6) не превышение предельно допустимого уровня дефицита государственного бюджета и укрепление его доходной части;

7) недопущение не целевого использования бюджетных средств и государственных ресурсов;

8) недопущение увеличения внешнего долга против размеров, установленных законом о республиканском бюджете;

9)недопущения угрожающего дисбаланса в социально-экономическом развитии регионов Казахстана;

10)увеличение доли казахстанских товаропроизводителей в экономике страны при условие поощрения конкуренции и ограничения монополизма;

11)обеспечение экономического роста.

В целях защиты национальных интересов РК, в том числе сохранения и укрепления промышленного потенциала, государства с соблюдением гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам, осуществляет контроль за состоянием и использованием объектов экономики Казахстана, находящихся в управление или собственности иностранных организаций с иностранным участием.

Не допускается принятие каких бы то ни было решений и совершение действий, противоречащих интересам формирования и бесперебойного функционирования:

1) рыночного пространства РК, в пределах которого осуществляется свободное перемещение трудовых, финансовых и иных ресурсов;

2) единой и самостоятельной финансовой системы РК, в том числе обращения на всей территории страны национальной валюты – тенге;

3) единых и самостоятельных коммуникационной и энергетической системы РК;

Запрещается и влечёт ответственность за принятие решений и действий:

  1. препятствующих притоку инвестиций в экономику Казахстана;

  2. провоцирующих резкое падение курса тенге, истощение золотовалютных активов государства, роста внешнего инвестиционного долга, могущего парализовать экономику страны и денежное обращение;

  3. способствующих не контролируемому вывозу капитала за пределы страны;

Устойчивой функционирование иностранных инвесторов , укрепление и повышение эффективности их деятельности.

Обеспечение безопасности иностранных инвесторов является важнейшей обязанностью государственных органов и должностных лиц РК, одним из критериев оценки их служебной деятельности.

Требования по обеспечению национальной безопасности в обязательном порядке учитывается при:

  1. стратегическом планирование направлений и этапов социально-экономического развития страны;

  2. разработке, принятии и исполнении законодательных, управленческих и иных актов государственных органов и должностных органов и должностных лиц.

Не допускается принятие каких бы то ни было решений и совершение действий, противоречащих интересам формирования и бесперебойного функционирования:

  1. единой системы государственных органов РК, в том числе её органов, служб безопасности и судов;

  2. единой государственной системы РК.

Государство принимает меры, направленные на:

  1. повышение авторитета и престижа государственной службы;

  2. формирование организационно-исполнительных механизмов, не допускающих поступления на государственную службу ли, не соответствующих установленным требованиям.

Государственные служащие РК в своей деятельности обязаны руководствоваться общегосударственными интересами. Государственным служащим запрещается принимать решения и преступления способные поставить под сомнение авторитет государственной власти. Ведущие к использованию должностного положения в внеслужебных интересах.

Открытый в установленных законодательством пределах и контролируемый характер должны носить процедуры принятия должностными лицами государственных органов решений связанных с :

  1. распределение средств республиканского и местного бюджетов, в том числе на государственные закупки и выделяемые кредитные ресурсы;

  2. выдачей разрешений и лицензий;

  3. предоставлением субъектам хозяйственной деятельности установленных законодательством льгот и преференций;

  4. приватизация объектов государственной собственности.

Литература:

  1. Основы противодействия коррупции. Учебное пособие // Под ред. И.И. Рогова, К.А. Мами, С.Ф. Бычковой – А., ОФ «Транспаренси Казахстан», 2004

  2. Закон РК «О борьбе с коррупцией» от 28.06.1998 г

  3. Конституция РК от30.08.1995 с изменениями и дополнениями от 02.02.2011 г