Автор:
Бермухамбетова Ботагоз (Астана,Казахстан)
Истории коррупции как сложного, многогранного явления не уступает по древности истории человеческой цивилизации. Ее возникновение относится ко времени формирования первых классовых обществ и государственных образований. Первое упоминание о коррупции в системе государственной службы нашло отражение в архиве Древнего Вавилона XXIV века до н.э. Царь Лагаша Урукагина реформировал государственное управление с целью пресечения злоупотреблений чиновников и судей [1].
Известное древнелатинское изречение гласит: «Do ut facies» - «Даю, чтобы сделал».
Коррупция - социальный феномен, порождение общества и общественных отношений. Возникновение и существование коррупции становится возможным с момента обособления функций управления в общественной и хозяйственной деятельности, поскольку именно в этом случае у должностного лица (управленца) появляется возможность распоряжаться ресурсами и принимать решения не в интересах общества, государства, а исходя из своих личных корыстных побуждений. Таким образом, коррупция выступает как сложное социально-политическое явление, которое зародилось в глубокой древности и существует в настоящее время - при изменении форм проявления коррупции ее объемы не сокращаются.
Коррупция в современном обществе представляет собой социальный институт, элемент системы управления, тесно взаимосвязанным с другими социальными институтами - политическими, экономическими, культурными.
Закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» определяет коррупцию как не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ [2].
Одной из наиболее лаконичных, но информативно содержательных дефиниций является формулировка, предложенная Девятым конгрессом ООН, определяющая коррупцию как «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях».
Законодательство РК в области национальной безопасности закрепляет следующие национальные интересы:
1. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина, то есть РК в соответствии с национальным законодательством и международными договорами обеспечивает безопасность каждого человека и гражданина на своей территории. А гражданам Казахстана, находящимся за пределами РК, государством гарантируется защита и покровительство.
При обеспечение национальной безопасности права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свободы человека, здоровья и нравственности населения. При этом граждане и организации в установленном законодательством порядке вправе получать разъяснения от субъектов обеспечения национальной безопасности по поводу ограничения их прав и свобод.
Так же гарантируется государственная поддержка граждан и организаций, оказывающих содействие в обеспечение национальной безопасности, в том числе их правовая защита в соответствии с нашим законодательством.
Сохранение общественного согласия и политической стабильности в стране обеспечивается решениями и действиями государственных органов, организаций, независимо от форм собственности, должностных лиц и граждан, направленными на:
-
укрепление гарантий обеспечения личной безопасности граждан, их прав и свобод;
-
формирование общенациональной психологии, основанной на казахстанском патриотизме и межнациональном согласии;
-
укрепление единства народа Казахстана;
-
поддержку естественного прироста населения и обеспечение принятию своевременных мер по противодействию кризисным демографическим процессам;
-
усиление борьбы с преступностью, в том числе её организованными формами, коррупцией и терроризмом;
-
сдерживание резкого роста безработицы и падения уровня жизни населения, угрожающих политической стабильности;
-
предупреждение наркомании и алкоголизма, а также других социальных факторов, угрожающих здоровью и нравственности населению, генофонду народа Казахстана;
-
воспрепятствование снижению интеллектуального потенциала страны.
Не допускается принятие решений и совершение действий заведомо способных:
-
нарушить единство народа Казахстана и ухудшить состояние межнациональных отношений;
-
нарушить общественное согласие и политическую стабильность в стране;
-
повлечь незаконное вмешательство религии в дела государства и государства в дела религии;
-
привести к росту преступности и правонарушений.
Так же признаётся подрывающими национальную безопасность и влекущие установленную законом ответственность призывы граждан, в том числе представителей политических партий и иных общественных объединений к:
1)свержение или насильственному изменению конституционного строя, в том числе призывы к сепаратизму и иным действиям, посягающим на унитарное устройство РК, целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость её территорий;
2) захвату власти;
3) насильственному прекращению полномочий или воспрепятствованию деятельности органов, сформированных, а должностных лиц РК, избранных (назначенных) в соответствии с конституцией и законодательством РК;
4) использованию существующих конфессиональных различий и разных религиозных воззрений в политических целях.
Экономическое развитие на благо всего народа Казахстана обеспечивается решениями и действиями государственных органов, организаций, независимо от форм собственности, должностных лиц и граждан, направленными на:
1)обеспечение экономической независимости Казахстана;
2) недопущение экономической изоляции Казахстана от мировой экономической системы;
3) сохранение и укрепление ресурсно-энергетической основы экономики страны;
4) максимальное уменьшение степени уязвимости экономики государства, связанной с воздействием возможных отрицательных факторов, возникающих в геополитическом окружении Казахстана;
5) обеспечение взаимовыгодного сотрудничества с отечественными и международными институтами, приоритетность направления внутренних, внешних кредитных ресурсов и инвестиционных возможностей на восстановление и развитие отечественной экономики;
6) не превышение предельно допустимого уровня дефицита государственного бюджета и укрепление его доходной части;
7) недопущение не целевого использования бюджетных средств и государственных ресурсов;
8) недопущение увеличения внешнего долга против размеров, установленных законом о республиканском бюджете;
9)недопущения угрожающего дисбаланса в социально-экономическом развитии регионов Казахстана;
10)увеличение доли казахстанских товаропроизводителей в экономике страны при условие поощрения конкуренции и ограничения монополизма;
11)обеспечение экономического роста.
В целях защиты национальных интересов РК, в том числе сохранения и укрепления промышленного потенциала, государства с соблюдением гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам, осуществляет контроль за состоянием и использованием объектов экономики Казахстана, находящихся в управление или собственности иностранных организаций с иностранным участием.
Не допускается принятие каких бы то ни было решений и совершение действий, противоречащих интересам формирования и бесперебойного функционирования:
1) рыночного пространства РК, в пределах которого осуществляется свободное перемещение трудовых, финансовых и иных ресурсов;
2) единой и самостоятельной финансовой системы РК, в том числе обращения на всей территории страны национальной валюты – тенге;
3) единых и самостоятельных коммуникационной и энергетической системы РК;
Запрещается и влечёт ответственность за принятие решений и действий:
-
препятствующих притоку инвестиций в экономику Казахстана;
-
провоцирующих резкое падение курса тенге, истощение золотовалютных активов государства, роста внешнего инвестиционного долга, могущего парализовать экономику страны и денежное обращение;
-
способствующих не контролируемому вывозу капитала за пределы страны;
Устойчивой функционирование иностранных инвесторов , укрепление и повышение эффективности их деятельности.
Обеспечение безопасности иностранных инвесторов является важнейшей обязанностью государственных органов и должностных лиц РК, одним из критериев оценки их служебной деятельности.
Требования по обеспечению национальной безопасности в обязательном порядке учитывается при:
-
стратегическом планирование направлений и этапов социально-экономического развития страны;
-
разработке, принятии и исполнении законодательных, управленческих и иных актов государственных органов и должностных органов и должностных лиц.
Не допускается принятие каких бы то ни было решений и совершение действий, противоречащих интересам формирования и бесперебойного функционирования:
-
единой системы государственных органов РК, в том числе её органов, служб безопасности и судов;
-
единой государственной системы РК.
Государство принимает меры, направленные на:
-
повышение авторитета и престижа государственной службы;
-
формирование организационно-исполнительных механизмов, не допускающих поступления на государственную службу ли, не соответствующих установленным требованиям.
Государственные служащие РК в своей деятельности обязаны руководствоваться общегосударственными интересами. Государственным служащим запрещается принимать решения и преступления способные поставить под сомнение авторитет государственной власти. Ведущие к использованию должностного положения в внеслужебных интересах.
Открытый в установленных законодательством пределах и контролируемый характер должны носить процедуры принятия должностными лицами государственных органов решений связанных с :
-
распределение средств республиканского и местного бюджетов, в том числе на государственные закупки и выделяемые кредитные ресурсы;
-
выдачей разрешений и лицензий;
-
предоставлением субъектам хозяйственной деятельности установленных законодательством льгот и преференций;
-
приватизация объектов государственной собственности.
Литература:
-
Основы противодействия коррупции. Учебное пособие // Под ред. И.И. Рогова, К.А. Мами, С.Ф. Бычковой – А., ОФ «Транспаренси Казахстан», 2004
-
Закон РК «О борьбе с коррупцией» от 28.06.1998 г
-
Конституция РК от30.08.1995 с изменениями и дополнениями от 02.02.2011 г