Автор:
Елена Коротеева, Анастасия Кузьмина (Омск, Россия)
Жизнь современного человека немыслима без различных технических приборов и устройств, прежде всего, компьютеров. С ними связана и трудовая, и коммуникативная, и познавательная деятельность человека. Наряду с растущей технологизацией и компьютеризацией нашего общества, популяризацией интернета увеличивается количество лиц, зависимых от него. В связи с этим изучение феномена интернет-аддикции представляет собой одну из актуальных для психологической науки задач.
Одним из первых определение интеренет-аддикции предложил И. Голдберг, употребивший его в значении «болезненная зависимость от интернета» [1, с. 92–93] и квалифицировавший эту зависимость как психическую. Позднее это определение было расширено и дополнено другими учеными. В контексте нашего исследования под интернет-аддикцией мы понимаем «нехимическую зависимость, связанную с чрезмерным пребыванием в сети интернет, навязчивым желанием подключиться к Интернету и болезненной неспособностью вовремя отключиться от него» [3, с. 106] и считаем, что интернет-аддиктам свойственны определенные личностные особенности, различные негативные психические состояния, специфические проявления отрицательных эмоций и чувств как по отношению к себе, так и другим людям. Знание которых позволит прогнозировать возникновение аддикции у людей со схожими психологическими особенностями.
В теоретическом плане актуальность работы обусловлена рассогласованием между актуальностью и степенью разработанности проблемы интернет-аддикции.
Практическая актуальность состоит в необходимости психологического сопровождения формирования, развития и реализации жизни личности на всех этапах ее становления, особенно в кризисные периоды.
Цель нашего исследования – выявить типы подростков с разным уровнем интенет-аддикции.
Общий объем выборки составил 129 человек в возрасте от 14 до 17 лет. В исследовании приняли участие учащихся 9 – 11 классов школ города Омска.
Основными методами сбора данных являлись: опросник на определение уровня интернет-аддикции А.Ю. Егорова [3, с. 154–158], методика диагностики форм агрессии А. Баса и А. Дарки [5, с. 273–276], методика субъективной оценки межличностных отношений В.С. Духновского [2, с. 47–50], методика ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера [4, с. 511–512; 557– 558], авторская анкета.
Для статистической обработки полученных данных использовался кластерный анализ методом К-средних.
В процессе кластеризации было выделено четыре кластера, оптимально описывающие все наблюдаемые случаи выборки, предоставляющие полную информацию о личностных типах подростков с разным уровнем интернет-аддикции.
Наибольшее влияние на формирование кластеров оказали следующие переменные: уровень интернет-аддикции, личностная и ситуативная тревожность, напряженность, отчужденность, конфликтность, агрессивность в отношениях, их гармоничность/дисгармоничность, агрессивность, враждебность (F=25,50; F=48,14; F=31,21; F=21,60; F=12,96; F=9,92; F=28,53; F=27,79; F=91,20; F=32,62 при p≤0,001 соответственно), а также виды агрессии: физическая, вербальная, косвенная, негативизм, раздражение, подозрительность, обида, чувство вины и направленность агрессии (конструктивная/деструктивная) (F=34,89; F=24,22; F=22,53; F=6,41; F=17,09; F=15,37; F=25,19; F=5,67; F=137,11 при p≤0,001 соответственно).
Ниже представлено описание выделенных личностных типов подростков с разным уровнем интернет-аддикции.
Первый тип, названный нами «Общительный», составляет 21% всей выборки.
Подростки, вошедшие в этот кластер, отличаются низким уровнем интернет-аддикции, умеренной личностной и ситуативной тревожностью, не агрессивностью, доверчивостью и открытостью для других. Они не обидчивы, не проявляют ненависти или зависти к окружающим, даже если на то есть объективные причины. Имеют большое количество социальных контактов, правда, не обладающих достаточной глубиной и значимостью, носящих преимущественно поверхностный характер, и обычно не слишком задумываются над тем, как складываются их отношения с другими людьми.
В интернете предпочитают ICQ и чаты для общения, часто знакомятся. Для них привлекательной является возможность использования различных интернет-ресурсов (музыка, видео, информация), но при этом необходимость интернета определяют, в первую очередь, решением учебных задач. Считают, что основной опасностью интернета является возможность возникновения зависимости, но при этом полагают, что в нашем обществе это является нормой, поскольку все, так или иначе, сталкиваются с интернетом. Готовы проводить в интернете меньше времени в пользу серьезных отношений (любовь, дружба).
Второй тип, названный нами «Несдержанный», составляет 31% всей выборки.
Подростки данного типа склонны к интернет-аддикции, характеризуются умеренной личностной и ситуативной тревожностью, стремлением устанавливать близкие и доверительные отношения. Вместе с тем несдержанны в эмоциональных проявлениях: склонны к вербальной агрессии, могут применить и физическую силу против другого лица. Часто испытывают недовольство собой и отмечают невозможность расслабиться.
В интернете предпочитают общение, e-mail, ICQ и сетевые игры, реже порносайты и сайты знакомств. Полагают, что интернет необходим, в первую очередь, для решения учебных задач и поиска информации. Опасность интернета видят в распространенности в нем материалов, содержащих сцены жестокости и насилия. Готовы проводить в интернете меньше времени при условии осознания того, что он занимает слишком много места в их жизни.
Третий тип, названный нами «Самообвиняющий», составляет 27% всей выборки.
Типичный представитель имеет склонность к интернет-аддикции, характеризуется высокой личностной тревожностью и низким уровнем агрессии. Стремится устанавливать близкие и доверительные отношения. Его отношения носят стабильный, открытый и естественный характер. Ему свойственно чувство вины, угрызения совести и недовольство собой.
В интернете его привлекает возможность общения с друзьями и перспектива новых знакомств, предпочитает e-mail, ICQ. По его мнению, интернет нужен, в первую очередь, «для учебы» и поиска информации. Опасность интернета видит в распространении сцен жестокости и насилия. Полагает, что люди злоупотребляют интернетом, когда их личная жизнь недостаточно интересна и они хотят ее разнообразить. Готов проводить в интернете меньше времени в пользу серьезных отношений или увлекательной, интересной для него деятельности.
Четвертый тип, названный нами «Агрессивный», составляет 35% всей выборки.
Подростки, вошедшие в этот кластер, отличаются высоким уровнем интернет-аддикции, личностной тревожностью, враждебностью. Склонны проявлять агрессию в отношениях, направляя ее на других в словесной форме или используя физическую силу, допускают резкость и грубость в общении с другими. При этом испытывают чувство вины, угрызения совести. Подозрительны, недоверчивы и осторожны по отношению к окружающим, обидчивы. Испытывают недовольство собой и окружающими, отмечают невозможность расслабиться. У них наблюдается тенденция подчинять себе других и доминировать над ними. Следует отметить, отсутствие единства и согласия с другими людьми у подростков данного типа, ослабление эмоциональных связей.
Они предпочитают виртуальную реальность. В интернете их привлекают online-игры, возможность общения с друзьями, а также перспектива новых знакомств, ICQ, e-mail. Полагают, что в первую очередь, интернет необходим для решения учебных задач и поиска информации, общения и развлечения. Считают, что главной опасностью интернета является возможность возникновения зависимости и утверждают, что люди злоупотребляют пребыванием в интернете, когда их личная жизнь недостаточно интересна и они хотят ее разнообразить. Вместе с тем считают, что чрезмерное пребывание в сети в нашем обществе является нормой, поскольку все, так или иначе, сталкиваются с интернетом. Готовы проводить меньше времени в интернете, если у них появятся серьезные отношения, однако считают это маловероятным.
Резюмируя сказанное, можно сформулировать следующий вывод: эмпирически эксплицированы личностные типы подростков с разным уровнем интернет-аддикции, которые были условно названы: «Общительный», «Несдержанный», «Самообвиняющий», «Агрессивный».
Литература:
-
Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. – 1998. – №1. – С. 89–100.
-
Духновский В.С. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению. – СПб.: Речь, 2006. – 54 с.
-
Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. – СПб: Речь, 2007. – 190 с.
-
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.
-
Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо. – 416 с.