Автор:
Витченко Мария (Таганрог, Россия)
Политике, как особой сфере общества, имеющей отношение к власти, и как сфере, регламентированной, присущи мифологическое и ритуальное оформление. Ни одно государство не может существовать без мифологического обоснования и ритуализированного выражения.
Ритуальность – естественное свойство политики. Политические ритуалы выполняют важные функции. С их помощью можно оправдать и легитимировать узурпирование власти, создать у народа ощущение своей значимости, причастности к осуществлению политической жизни страны, нивелировать социальные конфликты, недовольство властью. Кроме того, политические ритуалы незаменимы при сотрудничестве разных государств на международном уровне. Политика, власть – явления, не укладывающиеся в рамки рациональных построений, так как опираются, черпают свою силу из эмоций, воспитания, жизненного опыта людей. Изучение политических ритуалов позволяет увидеть политические и властные явления с точки зрения эмоций, символов, их влияния.
В современном мире политика имеет огромное значение для рядовых членов общества. Благодаря СМИ, которые неустанно подогревают этот интерес постоянно подавая зрителям практически любую информацию о политической жизни страны, о тех, кто у власти, о тех, кто к власти стремится, как складывается политическая жизнь во всем мире. Политические события, акции, выступления – предмет перманентного интереса.
Настоящая буря информации поднимается в СМИ в период выборов. Один из интереснейших феноменов политической жизни, подвергаемый многочисленным исследованиям и не менее многочисленным дискуссиям, есть избирательный процесс.
В самом общем виде избирательный процесс можно обозначить как деятельность по подготовке и проведению выборов. Расширяя это определение, можно так же отметить, что избирательный процесс – это урегулированная законом и другими социальными нормами деятельность индивидов, направленная на осуществление волеизъявления населения. Деятельность эта состоит из стадий, их очередность и способы осуществления четко урегулированы законом, однако, остается одна из стадий, урегулированная чисто внешне, формально, однако, на деле, не поддающаяся четкому формулированию, логике, а, следовательно, нормированию. Это – этап предвыборной агитации. Данная стадия вызывает наибольший интерес и полемику среди исследователей (профессионалов), и обывателей. Это связано с тем, что большое значение для современной политики имеет доверие избирателей.
Выборы предполагают активное участие избирателей. Это тот случай, когда люди могут повлиять на политическую жизнь своей страны, когда каждый избиратель (почти по теории общественного договора) делегирует свой объем власти другим лицам. Те же, в свою очередь, представляют и защищают интересы избирателя на внутренней и международной политической арене. Но это в теории.
На самом деле реалии показывают, что все осуществляется несколько иначе. Судя по действиям представителей власти, мысль представлять и защищать интересы своих избирателей просто не приходит им в голову. Даже, если иногда подобная идея возникает, они отмахиваются от нее как от досадной помехи, отвлекающей от достижения собственных целей (власть, деньги и прочих).
Одним из наиболее действенных способов привлечь избирателей на свою сторону на стадии агитационной кампании, можно назвать политические ритуалы.
На первый взгляд, термин ритуал звучит, как пережиток прошлого, и его применение к современным выборным технологиям может показаться странным. Однако более детальное изучение данного вопроса открывает перед нами картину избирательного процесса под другим, иррационально-эмоциональным углом.
Политические ритуалы представляют собой синтез, можно сказать гремучую смесь из политических традиций, культурных норм, различных (зачастую не совпадающих) интересов влиятельных лиц, символов, кроме того, они, как социальное явление, не могут существовать без реципиентов – тех, на кого направлено действие ритуала.
Политические ритуалы – важная часть политической жизни. Их использование не афишируется, их влияние зачастую не осознается, но их существование отрицать нельзя. Ритуальные политические действия не воспринимаются как манипулятивные действия власть имущих. Особенность политических ритуалов состоит в том, что люди, не вовлеченные в политическую деятельность, в создание политического ритуала, воспринимают ритуалы как обычную, «нормальную», повседневную политическую жизнь, как то, что «принято».
Как уже упоминалось выше, политический ритуал опирается на символы, а символы – в свою очередь – это мельчайшая единица информации. Они дают ключ к пониманию власти политического ритуала, его эффективности при массовом применении. На основе символов ритуал создает видимость общественного согласия, стабильности, опирающейся на некие глубинные сакральные порядки.
Власть ритуалов основана на том, что их база, символы, формируются в человеческом сознании с раннего детства (и продолжают накапливаться на протяжении жизни) под влиянием множества внешних факторов (как то: родительское воспитание, окружающая обстановка, религия, нормы поведения и многое другое). В социальном контексте символ – это то, что может быть воспринято как сигнал к определенному поведению в конкретной ситуации. Огромные возможности в сфере формирования и внедрения символов в сознание широких слоев населения открылись с развитием средств массовой коммуникации.
Задача политика (или его команды), использующего ритуалы в своей избирательной кампании состоит в том, чтобы выявить наиболее значимые символы для той части электората, с которой он планирует работать.
Одно из основных свойств политического ритуала заключается в его способности передавать информацию, так как сообщение, транслируемое в символической, ритуальной форме гораздо эффективнее, чем любые письменные или устные положения. Наиболее эффективная агитация за того или иного кандидата, передача информации, которая проникает, говоря образно, в самое сердце, проходит как раз на уровне символов и ритуалов.
Так, например, большинство кандидатов, эффективно используя силу СМИ, широко тиражируют свои амплуа, разыгрывая роль «человека из толпы», «интеллектуала», «обличителя», «борца», «крепкого хозяина», «профессионала», «героя» и другие. Все эти роли, ритуально разыгрываемые, в ходе предвыборных кампаний, создают у избирателя определенный чувственно-эмоциональный фон, благоприятный для кандидата.
Информация, внедренная в сознание через символы и ритуалы, уже не может быть подвергнута критическому осмыслению. Она воспринимается как базовая истина, на которую уже опирается любая критическая логика избирателя.
Политический ритуал так же символичен, как и религиозный или магический ритуалы. Разница лишь в том, что сила политического ритуала основывается на общедоступных символах; и чем эти символы доступнее, популярнее среди масс, тем ритуал, на них основанный, эффективнее.
По своей сути, политические ритуалы – это то, что «играется» на публику и для публики, иначе говоря – манипуляция. Несмотря на негативный семантический шлейф, манипуляционную функцию политических ритуалов не следует рассматривать только с негативной позиции. Ритуалы – насущная необходимость политических акторов, они играют ряд важнейших функций в политической жизни.
Важнейшей функцией политического ритуала является его способность направлять, контролировать, проводить в законном, стереотипном русле, и таким образом, нивелировать политические конфликты.
Еще одна функция – замещения. Политические ритуалы играют значительную роль при смене власти или изменении курса управления. На смену прежнему правителю (и прежним ритуалам) приходит новый правитель с новыми ритуалами. История знает этому немало примеров.
Наиболее распространенный ритуал, как в политической, так и в социальной жизни, так называемый ритуал инициации. Он выполняет функцию «включения» или вхождения в группу. В ходе ритуала политической инициации, путем определенных манипуляций, имеющих важное (для группы) символическое значение, прежде посторонний человек становится членом организации. Подобный ритуал неофиту говорит о его связи с данной организацией, а окружающим – о том, что он «свой», и с ним следует обращаться соответственно.
Ритуалы наделяют властью и в то же время, с помощью ритуалов власти можно лишить, так как «короля делает свита». Человек становится королем, когда с ним обращаются по-королевски и наоборот, когда с представителем власти перестают обращаться соответственно его статусу, он теряет этот статус в глазах окружающих.
В любом обществе и любом государстве существует властная иерархия; есть те, кто управляет, и те, кто подчиняется. Однако, власть – абстрактное понятие, ее сила, вера людей в то, что кто-то имеет право управлять ими, влиять на их решения, основана исключительно на ритуалах и символах. Поэтому, формальные церемонии так важны. Их роль состоит в том, чтобы выделить индивида из толпы, облечь его властью, показать окружающим, что некий конкретный человек уже не такой, как они, что он «носит» власть. Происходит некоторое смешение: индивида, воспринимают не как того, кто «обличен» властью, а как само воплощение власти.
Выборы – по большей части – ритуализированные действия участников. Роли, ритуально разыгрываемые перед избирателями, создают у них определенное чувственно-эмоциональное восприятие, благоприятный фон. Информация, попавшая в сознание через символы и ритуалы, уже не может быть подвергнута критическому осмыслению. Она воспринимается как истина, на которой уже строится любая критическая логика обыденного сознания.
Таким образом, о том, насколько успешно был подобран образ, помогают судить результаты выборов. Победителем в подобной относительно честной предвыборной гонке будет тот кандидат, у которого в штате будут хорошие профессионалы, умеющие работать с политическими символами, способные грамотно разыграть ритуал; и имеющий достаточно средств, чтобы эти символы и ритуалы многократно и повсеместно транслировать.
Научный руководитель:
доктор философских наук, профессор Шпак Виктор Юрьевич