Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

К ПРОБЛЕМЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОФИЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

Автор: 
А.Е.Жумабаева, Т.К.Оспанов, А.Б.Акпаева, Л.А.Лебедева (Алматы, Казахстан)

Общеизвестно, что в настояшее время в педагогическую деятельность системы образования внедряются новые педагогические идеи и технологии, создающие предпосылки и условий для осушествления сотрудничества Республики Казахстан со странами бдижнего и дальнего зарубежья в области образования. Об этом свидельствует также практическая реализация стандартизации и технологизации педагогического процесса на всех уровнях системы образования как в развитых странах, участие в Балонском процессе и международных проектах TIMS, PISE и др., стремление к соблюдению основных положении Балонской конвенции и др.

Стандартизация образования активно разрабатывалсь и внедрялась на всех уровнях образования в странах СНГ с конца ХХ столетия. В педагогической науке и практике она хотя сравнительно новое явление, однако полу-чила нормативно – правовое обоснование в статье 30 (Раздел II Человек и гражданин) Конституции Республики Казахстан и в «Законе об образова-нии» в статье 6 (Государственные общеобязательные стандарты образова-ния).

Стандартизация образования – это установление, применение и реализация образовательных стандартов, положения и требования которых осуществляются в педагогическом процессе на всех уровнях системы образования, в том числе неотъемлемой ее части, в высшем педагогическом образовании. Действительно в настоящее время функционирют разработанные в 2010г. государственные общеобязательные образовательные стандарты (ГОСО) по педагогическим специальностям и созданные на их основе типо-вые учебные планы и программы, которые регулируют и регламентируют весь процесс поготовки педагогических кадров.

Однако в быстро меняющемся современном мире социальный заказ общества на данном этапе его развития обуславливает необходимость не только коорректировать, совершенствовать, обновлять, но и создавать новые варианты нормативно-правовых официальных документов по педагогичес-ким специальностям адекватно изменившимся ситуациям. Причем, как нам представляется, концепция проектирования их новых вариантов, должна учитывать:

- необходимость повышения качества высшего педагогического образования и требований к уровню подготовленности будущих учителей для выполнения профессиональных и социальных функции, адекватно изменившемуся социальному заказу общества – формирование конкурентноспособной и компетентной личности;

- тенденцию глобализации и итеграции высшего педагогического образования, которая ориентировано на компетентностный подход, мировые и европейские нормы подготовки будущих учителей, индивидуализацию обучения, вхождению в мировое образовательное пространство и сотрудничес-тву с развитыми странами в области образования;

- изменение парадигмы подготовки педагогических кадров в соответ-ствии с современной системой взглядов, способов понимания цели, задач, результатов и организации образовательной деятельности, а также отечественные, европейские и мировые тенденции реформирования, развития высшего образования, совершенствования его качества;

- участие Казахстана в Болонском процессе, который обязует выполнять положения и требования Балонской конвенции, предусматривающее создание единого европейского образовательного пространства;

- внедрение кредитной системы и технологии в практическую деятельность организации высшего образования;

- предполагаемые структурные и содержательные изменения на всех уровнях образования, от ожидаемого перехода к 12 летней системе общего среднего образования;

- внедрение в практику современных иновационных образовательных технологий, опирающиеся на перспективные идеи и теоретические положения современной педагогической науки и передовой мировой практики и способствующей реализацию требований Балонской конвенции, кредитной системы и технологии;

- компетентностный подход (ориентация на результаты обучения, выраженные в форме компетенций), модульного построения, исчисления объема учебной нагрузки в кредитах ECTS, которые являются существенными признаками «Болонских» образовательных программ;

- накопившися опыт в Европейских странах и в России, а также вероятность проектирования и внедрения типовых образовательных программ (ТОП) по специальностям взамен ГОСО;

- доминирование мнения о необходимости замены ГОСО каким-то вариантом образовательных программ, что и становится почти тенденцией.

Проектирование и внедрение нормативно-правовых официальных документов по педагогическим специальностям всегда связано с постановкой и решением ряда проблем. Прежде всего это касается определению иерархии и пониманию смысла, статуса, назначении, функции различных нормативно-правовых официальных документов, в числе которых: государственные общеобязательные стандарты образования, образовательные (основные, типовые, примерные) программы, типовые программы дисциплин по педагоги-ческим специальностям.

Результаты сравнительного анализа материалов по этой проблеме позволяет нам сделать вывод о том, что отсутствует единый общепринятый подход и приходится выбрать один из следующих вариантов ее решения.

Первый вариант предполагает проектировать сначала государственный общеобязательный стандарт образования (ГОСО) по педагогическим специальностям, затем - типовые образовательные программы (ТОП) и далее основные образовательные программы (ООП), и наконец, типовые программы дисциплин (ТПД) каждого модуля образования. Тогда ГОСО будет представлять собой документ, регламентирующий формирование основных образовательных программ, где получат концентрированное изложение содержания и совокупность требований, обязательных при реализации ТОП в организациях образования; ТОП (не является аналогом ГОСО и не дублирует его) – документ, способствующий созданию единого образовательного пространства для подготовки кадров по конкретной специальности различ-ными организациями образования одного уровня; основная образовательная программа (ООП) - документ, разработанный организацией образования, на основе рекомендуемой ТОП; типовая программа дисциплины (ТПД) – документ, конкретизирующий и детализирующий все компоненты процесса и результата освоения содержания дисциплины.

Второй вариант - разрабатку как в России примерных основных образовательных программ (ПрООП) по педагогическим специальностиям, реали-зующие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и далее проектирование основных образовательных программ (ООП), и нако-нец, типовых программ дисциплин (ТПД) каждого модуля образования, где сохраняя фундаментальность образования происходит адаптация к мировым процессам и тенденциям реформирования и развития профессионально-педагогического образования. Тогда аналогом ПрООП, станет ТОП.

Третьий вариант - проектирование и внедрение ТОП взамен ГОСО. Тогда следует определить статус, функцию и структуру ТОП опираясь на принятое постановление Правительства или внесенное изменение в статью «Закона об образовании». В этом случае юридическую базу процесса подготовки педагогических кадров составляет ТОП, ООП и ТПД.

Четвертый вариант - сохранить ныне действующий состав норматив-ных документов (ГОСО, ТПД), внеся измение в структуру и содержание с позиции компонентного подхода к профессионально-педагогическому обра-зованию.

В любом из этих вариантов приходится проектировать типовые образовательные программы (ТОП, как в Казахстане) или примерные основные образовательные программы (ПрООП, как в Росии), которые должны слу-жить мостиком соединяющим ГОСО и ООП по педагогическим специальностям. Тем более созданные в России три нормативных документа (ФГОС, ПрООП, ООП) образуют взаимосвязанную совокупность комплексных норм разного уровня иерархии и типа по отношению к определенной специальности, направлению, уровню квалификации и профилю, которые способствуют адаптации к мировым процессам и тенденциям реформирования и развития профессионально-педагогического образования. Полагаем, что этот опыт заслуживает особого внимания. Дело в том, что ФГОС по педагогическим специальностям в России является нормативным документом, содержащим совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ определенного уровня в организации образования. ПрООП – это система учебно-методических документов, сформированная на основе ФГОС и рекомендуемая организации образования для использования при разработке ООП. Созданная конкретной организацией образования ООП представляет собой систему учебно-методических документов, регламентирующих все компоненты проектирования образовательного процесса, условия и технологии его реализации, системы деятельности обучающего и обучающихся.

Серьезной проблемой является установление перечня дисциплин каждого образовательного модуля, оптимального соотношения и сочетания обязательного и элективного их составляющих в ТОП. Ее решение связано определением номенклатуры и переченя с учетом бюджета времени, харак-тера ожидаемого результата в виде интегральных компетенций, формируемых не только содержанием обязательного компонента каждого образовательного модуля, но и компонента по выбору, которые являются составными элементами и в совокупности образующие общекультурные, профессиональные и предметные компетенций будущего учителя.

Следующая важная проблема - отбор и структурирование содержания обязательных и элективных дисциплин в ТОП, которые обеспечивают формирование интегральных компетенций. Для ее решения следует осуществить проектирование и нормирование содержания дисциплин каждого образовательного модуля прежде всего, с учетом бюджета выделенного времени -кредита и далее c учетом особенности специальности, которая заключается в том, что учитель являясь предтавителем социального института, не только обучает, воспитывает и развивает подрастающее поколение, но и является носителем политики и идеологии государства в социуме, образцом культуры и духовных ценностей.

Архиважной проблемой является достижение конвертируемости дисциплин (предметов), которые традиционно изучались в наших ВУЗах с дисциплинами в мировой практике подготовки специалистов образования. Положительное ее решение мы видим в сравнительном анализе действующих ГОСО и ТУПов с точки зрения ее компетентностной ориентации и соответствия мировым аналогам и «перенастройке» их под требования «болонских» программ, сохраняя лучшие традиции и положительный собственный опыт, которые обеспечивали высокий уровень фундаментальности профессионального образования.

Немаловажной проблемой является определение формы представления содержания дисциплин в ТОП. На наш взгляд оптимальное решение этой проблемы –это формирование знаний по дисциплине в виде содержательных линий, объединенных в крупные блоки, продвинутых по уровню, исключаю-щие дублирование и адекватное статусу, функции, сущности и особенностям будущей профессиональной деятельности учителя.

Выше нами рассмотрены некоторые проблемы связанные с проектированием нормативно-правовых официальных документов по педагогическим специальностям и пути их решения. Причем было акцентировано внимание на ТОП, которая разрабатывается впервые. Сущность, статус, функция ТОП позволяет прдложить следующий модель ее структуры: общие положения (статус, назначение, функций, требования ТОП); цель ТОП ( подготовка будущего учителя, способного успешно осуществлять педагогическцую деятельность и обладающего социально-личностными качествами и общекультурными, профессиональными и предметным компетенциями); задачи ТОП (содержательное и процессуальное обеспечение формирования общекультурной, профессиональной и предметной компетенций); характеристика компетенции бакалавра по специальности; модули образовательных дисциплин; обязательные компоненты дисциплин; содержание обязательных компо-нентов дисциплин; пречень приоритетных элективных дисциплин; содержа-ние приоритетных элективных дисциплин; типовой учебный план и рабочий учебный план, график учебного поцесса.

Данные получены в результате работы над проектом по разработке образовательных программ сотрудниками временного научого коллектива КазНПУ им Абая.