Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор: 
Елена Игнатович, (Петрозаводск, Россия)

Российская система дополнительного профессионального образования (далее ДПО) – динамично развивающийся кластер, признаваемый одним из ключевых элементов отечественной системы непрерывного образования [1]. Исторический контекст развития кластера ДПО можно рассматривать как одну из предпосылок его дальнейшего эффективного развития.

В рамках данной статьи обозначим основным особенности становления системы дополнительного профессионального образования, перспективные направления развития системы ДПО России.

Система дополнительного профессионального образования в России начала складываться в 20-е годы XX века через организацию и развитие учебно-курсовых комбинатов и других форм повышения квалификации работающего населения. До этого периода профессиональное развитие кадров носило несистемный, отраслевой характер, отсутствовала соответствующая инфраструктура [2].

В 70-80-е годы в развитии системы ДПО происходит выход на новый уровень, связанный с созданием и становлением отраслевых институтов повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства (постановление Правительства 1969 г.). В 1979 г. в составе Министерства высшего и среднего специального образования СССР было организовано Учебно-методическое управление по повышению квалификации руководящих работников и специалистов, введены жесткие единые требования к структуре учебных планов и программ, публикации методических материалов и т.д. [3], что стало серьезным шагом к централизации и унификации системы ДПО. В 80-е годы в отраслевых институтах повышения квалификации специалистов открываются кафедры по специальным дисциплинам, что способствовало интеграции науки и дополнительного профессионального образования, накоплению научных потенциалов в решении задач профессионального развития кадров, обобщению практического опыта на новом научно-методическом уровне. В этот период в отдельных отраслевых институтах стали внедряться инновационные формы, методы и технологии образовательной деятельности, такие как изучение конкретных ситуаций (кейс-метод), имитационные деловые игры, организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицский), инновационные игры (В.С. Дудченко), зарубежные стажировки [3] и др., что свидетельствует о поиске внутри системы ДПО современных способов, средств организации образования, становлении и развитии теории и методики дополнительного профессионального образования, инновационном векторе развития системы ДПО. В аналитических обзорах состояния системы ДПО до 1991 года отмечается, что система повышения квалификации и переподготовки специалистов была достаточно эффективной и обеспечивала высокий уровень качества дополнительного профессионального образования; имела широкую сеть учебных заведений, её профессорско-преподавательский состав отвечал высоким профессиональным и квалификационных требованиям, образовательные программы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов в отраслевых ИПК имели высокий уровень качества [4].

С 1991 года в развитии системы дополнительного профессионального образования начинается новый этап, характеризующийся децентрализацией и структурной диверсификацией учреждений дополнительного профессионального образования, появлением альтернативных негосударственных учреждений повышения квалификации, отсутствием жесткой регламентации процесса повышения квалификации, развитием конкуренции между учреждениями ДПО, гибкостью и оперативностью [2, 3]. В это сложный социально-экономический период система ДПО получает опыт разработки и реализации программ дополнительного образования под решение оперативных задач подготовки и переподготовки актуальных кадров для «новой экономики», начинают формироваться объективные внешние и внутренние требования к программам, новые механизмы их разработки. В этот же период получают распространение идеи непрерывного образования, в системе которого дополнительному профессиональному образованию отводится ведущая роль. Таким образом, в отечественной системе образования складываются предпосылки для переосмысления сущности, роли, ценностных оснований, методологии дополнительного профессионального образования.

В 1999 году была разработана и принята Концепция развития  дополнительного профессионального образования в Российской Федерации на 2000-2005 годы, в соответствии с которой цель системы ДПО заключается в повышении профессиональных знаний специалистов, совершенствованию их деловых качеств, подготовке их к выполнению новых трудовых функций [4]. В цитируемом документе проведён анализ состояния системы ДПО, особенности её функционирования, сформулированы проблемы, стоящие перед системой ДПО в новых организационно-экономических условиях, предложены стратегии развития системы и механизмы её реализации [4].

Анализируя ситуацию в системе дополнительного профессионального образования на момент разработки документа, авторы выделяют широкий спектр социально-экономических условий, повлиявших на развитие системы ДПО после 1991 года: задача массовой переподготовки управленческого корпуса в производственной сфере и сфере управления; широкомасштабное сокращение вооруженных сил, эмиграция русскоязычного населения из стран бывшего СССР; снижение авторитета фундаментального образования, неготовность выпускников вузов, колледжей, техникумов к осуществлению профессиональной деятельности в связи с низким уровнем квалификации и др. [4]. На этом фоне усиливается роль ДПО как важнейшего инструмента преодоления сложившегося противоречия между потребностями рынка труда, требованиями современной экономики и уровнем подготовки специалистов, отсутствием кадров для новых сфер экономики (реформирование производства, маркетинг, оценка собственности, внешнеэкономическая деятельность, биржевое дело, безопасность бизнеса и мн. др.).

Разработанная концепция легла в основу «Программы развития дополнительного профессионального образования в Российской Федерации на 2002-2005 гг.» [5], которая включила в себя основные системообразующие подходы и направления развития системы дополнительного профессионального образования, нацеленные на формирование кадрового потенциала в условиях динамического развития экономики. В указанном документе выделены приоритеты в решении задач совершенствования структуры и управления системой дополнительного профессионального образования, нормативно-правовой базы, научного и учебно-методического обеспечения, разработки механизма взаимодействия образовательных учреждений повышения квалификации и профессиональной переподготовки с реальным сектором экономики для решения конкретных производственных задач, что свидетельствует о системном подходе к направлению профессионального развития кадров в масштабах страны.

В основе программы ключевая идея реорганизации и развития системы ДПО в русле перехода к непрерывному образованию в течение всей жизни, обусловленному темпами развития современной экономики, науки, информационно-коммуникационных технологий; превращения ДПО в один из мощных факторов, позволяющих гражданину быть непрерывно адаптированным к изменениям в технологической и социально-экономической сферах, влияющих на ускорение структурной перестройки производства, формирование мотивации работников к высокопроизводительному и творческому труду, создание эффективного механизма взаимовыгодных отношений производителя и потребителя [5], а следовательно, к созданию кластера дополнительного профессионального образования.

Анализируемая «Программа развития дополнительного профессионального образования в Российской Федерации на 2002-2005 гг.» обозначила общие контуры и приоритеты развития кластера ДПО на ближайшие годы: научное и учебно-методическое обеспечение системы ДПО, совершенствование содержания и повышение качества обучения; информационное обеспечение системы; кадровое обеспечение системы; международное сотрудничество в сфере ДПО; ресурсное и финансовое обеспечение системы; совершенствование сети образовательных учреждений ДПО и др.

В качестве одного из механизмов реорганизации системы ДПО выбрана выработка единых подходов к управлению системой дополнительного профессионального образования: оценка состояния и прогнозирование развития системы ДПО; обеспечение эффективного взаимодействия между образовательными учреждениями ДПО и учреждениями различных уровней образования, субъектами реального сектора экономики и непроизводственной сферы; развитие государственно-общественной системы оценки качества ДПО, формирование критериев оценки по основным направлениям деятельности учреждений ДПО с учетом их видовой специфики, требований законодательства и потребностей народнохозяйственного комплекса; усиление роли научно-педагогической общественности системы образования в процессе управления ДПО; совершенствование показателей оценки деятельности учреждений и структурных подразделений ДПО в процедурах лицензирования, аттестации и государственной аккредитации; формирование на их основе комплексной оценки деятельности учреждений ДПО; обеспечение широкого доступа органов управления и общественности к результатам комплексной оценки деятельности учреждений; консолидация усилий всех уровней власти в управлении системой ДПО.

В «Программе развития дополнительного профессионального образования в Российской Федерации на 2002-2005 гг.» предусматривалось совершенствование законодательной базы в области ДПО, в частности планировалось принятие проекта федерального закона "О дополнительном образовании", а также других нормативно-правовых актов, определяющих механизм реализации этого законопроекта [5]. Такой подход должен был способствовать серьезному сближению секторов реальной экономики и ресурсов кластера ДПО, став мощным источником развития по целому ряду направлений. К сожалению, законопроект не был принят по целому ряду причин, часть которых связана и с приоритетами в развитии системы непрерывного образования в целом, в иерархии которых совершенствование кластера ДПО имело второстепенное значение.

Отметим уже с позиций 2012 года, что большая часть задач, заявленных в программе, не была в полной мере реализована. По-прежнему актуальными являются проблемы развития государственно-общественной системы оценки качества ДПО, её нормативно-правовое, научно-методическое обеспечение и сопровождение; развитие кадрового потенциала для системы ДПО; ресурсной, нормативно-правовой базы. Эти вопросы актуализируются в связи с введением федеральных государственных требований как обязательного условия аккредитации программ (ноябрь 2010 г.), отсутствием реальной системы менеджмента качества в кластере ДПО, позволяющей регулировать состояние и прогнозировать развитие ДПО на всех уровнях управления (федеральный, региональный, муниципальный, учрежденческий, уровень структурного подразделения).

Актуальной является и заявленная в программе 2002 года задача укрепления связей системы ДПО с реальным сектором экономики [5], который позиционируется как мощный источник развития программ, заказа на современные программы. Заявленные в программе мероприятия в рамках данного направления осуществлены лишь отчасти и по-прежнему остаются востребованными в развитии кластера ДПО.

Достижение лишь промежуточных результатов практически по всем направлениям реализации программы свидетельствует о масштабности запланированных изменений, универсальности общих направлений развития (кадры, финансы, материально-технические ресурсы, информационное обеспечение системы и др.); но также оно свидетельствует и о разобщенности уровней системы образования, обеспечивающих эффективное управление функционированием и развитием кластера ДПО. Серьезным препятствием в интенсивном развитии перспективной модели кластера ДПО выступает и отсутствие целевых программ в области ДПО с 2005 года.

Литература:

  1. Проект Государственной программы "Обра­зование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы», 2008 г.

  2. Солдунова Л.Ю. Становление и развитие системы дополнительного профессионального образования учителей в России (середина XIX-XX вв.) / автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Саратов, 2008 – 23 с.

  3. Цлаф В. М. Образование взрослых: что век грядущий нам готовит? [Электронный ресурс] / В.М. Цлаф.- режим доступа к ст.: http://econcentre.samsu.ru/Articles/adult_edu.htm. - Образование взрослых: что век грядущий нам готовит? - 1999 г.

  4. Концепция развития  дополнительного профессионального образования в Российской Федерации на 2000-2005 годы

  5. Программа развития дополнительного профессионального образования в Российской Федерации на 2002-2005 гг. Решение коллегии Минобразования России от 26.06.2002 № 2423

  6. Межведомственная целевая программа «Развитие системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов на 1997-2000 гг.»