Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ»

Автор: 
С.Ж.Пралиев, А.Е.Жумабаева, Т.К.Оспанов, А.Б.Акпаева, Л.А.Лебедева (Алматы, Казахстан)

Сельская школа, в частности малокомплектная школа – одна из самых актуальных социальных проблем. Это обусловлено как социальными предпосылками, так и спецификой организации педагогического процесса в малокомплектной школе. Управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся малокомплектных школ - сложная задача, требующая от учителя большого напряжения интеллектуальных и физических сил, высокого педагогического мастерства, профессионализма, гибкости в выборе методов, приемов и средств, обучения и воспитания. Однако слабая материально-техническая оснащенность процесса обучения, отсутствие совершенной учебно-методической литературы не способствуют повышению профессионального уровня учителей малокомплектных школ. Главными причинами такого положения дел являются: отдаленность малокомплектных школ от культурных центров; на местах почти нет специальных курсов повышения квалификации учителей малокомплектных школ; недостаточность необходимых учебно-методических средств для самообразования учителей; не налажена подготовка специальных кадров для малокомплектных школ, низкие бытовые условия учителей, текучесть кадров; нет возможности обмена опытом между учителями школ.

Существует ряд внутренних противоречий в обучении в условиях МКШ:

  • между потребностями общества, личности, государства и реальными результатами образования,

  • между возрастающим с огромной скоростью объемом информации и ограниченными возможностями усвоения в традиционно отводимые сроки.

Данные противоречия актуализируют решение следующих задач:

  • разработать систему реализации открытого образовательного пространства в МКШ (с использованием возможностей On line).

Сущность открытого образовательного пространства заключается в том, что оно включает в себя совокупность путей, форм, методов, средств, способов приобретения, расширения и углубления знаний, умений, навыков и способов действий, позволяющих реализовать собственные методические планы каждого конкретного учителя и индивидуальные потребности каждого ребенка.

Для реализации открытого образовательного пространства в условиях МКШ необходимо сформировать информационно-образовательную среду, которая позволит ребенку совместно с преподавателем выбрать индивидуальный план-график, а также необходимые для его выполнения формы, методы и средства обучения.

Открытое образовательное пространство строится на принципах:

  • демократизации (предоставление обучаемым свободы для самообучения, саморазвития, саморегуляции, самоопределения на всех этапах учебного процесса);

  • инновации (использование последних достижений педагогических и информационных технологий);

  • индивидуализации (развитие личных способностей обучаемого, осуществление индивидуальной познавательной деятельности обучаемого при минимальном участии преподавателя; предъявление требований к познавательной деятельности обучаемых, соответствующих их возможностям; формирование у обучаемых навыков индивидуальной работы);

  • усиления роли самостоятельной работы.

Таким образом, разработка и освоение открытого образовательного пространства интегрирует различные формы классной и внеклассной учебной работы, методы и средства традиционных и инновационных педагогических систем обучения, а также инновационные технологии обучения с учетом специфики МКШ.

В современной МКШ учебный процесс должен осуществить интеграцию методической, психолого-педагогической науки и практики образования.

Один из возможных путей решения этой проблемы взял на себя Казахский национальный педагогический университет имения Абая (КазНПУ). С 2008 года наш коллектив начал работу по развитию информационной образовательной системы в виде портала «Академия малокомплектных школ Республики Казахстан КазНПУ им. Абая».

В рамках этой деятельности в ряде школ Республики Казахстан (им. Дзержинского, им. Лермонтова поселка Кальпе Алматинской области и др.) в режиме On line были проведены видеоконференции с использованием аудиовизуальных средств обучения, информационных образовательных программ, а затем были организованы курсы самообразования и повышения квалификации учителей малокомплектных школ.

В настоящее время составлены договоры по оказанию образовательных услуг в режиме On line с 14 малокомплектным школам в 8 областях Казахстана, установлены связи с ними. Учебный материал на университетском сервере размещен под рубриками: «Теоретические материалы для самообразования учителей малокомплектных школ»; «Информация о малокомплектных школах за рубежом»; «Новаторский поиск в малокомплектных школах». Данные материалы используются при организации педагогической практики в малокомплектных школах, при проектировании и управлении учебно-воспитательным процессом, при планировании и проведении воспитательной работы. Они создают условия для повышения знания учителей.

Интернет-лекции, мастер-классы, проводимые со школьниками, уроки по обмену опытом учителей школ, проводимые по календарному плану, способствуют повышению методического уровня учителей малокомплектных школ, обеспечивает им инновационную подготовку.

Образовательная деятельность профессорско-преподавательского состава КазНПУ им. Абая, работающая в режиме On line, направлена на поиск и реализацию эффективных технологий, совершенствующих профессиональную компетентность учителей малокомплектных школ.

Анализ научной и методической литературы показал, что в настоящее время главными направлениями развития школьного образования в условиях МКШ являются: переход на личностно-ориентированные технологии обучения; повышение качества образования за счет широкой информатизации учебного процесса, использования новых педагогических и инновационных технологий. Современные технические средства обучения позволяют развить системы непрерывного, опережающего и открытого образования.

Личностно-ориентированное образование рассматривает обучаемого как основу всего образовательного процесса. Основной целью личностно-ориентированного образования является создание условий, обеспечивающих: 1) мотивацию к обучению и развитие личности обучаемого, ее интеллектуального и духовного начала; 2) гуманное отношение к обучаемому.

Формирование информационной образовательной среды осуществляется всеми участниками образовательного процесса - и учитель, и ученик направляют свои усилия на использование информационных ресурсов (информационные системы обучения, тренажеры, средства контроля).

Идея интерактивного обучения подразумевает обоюдную ответственность за качество обучения как преподавателя, так и обучающихся. В достижении этой цели важным является поддержка собственного процесса обучения и усвоения знаний, чтобы иметь возможность самостоятельно развивать для себя эффективные стратегии обучения.

Использование мультимедиа, как правило, позволяет предоставить обучающимся больше возможностей для самостоятельной и независимой работы, а также – гибко варьировать учебные графики. Несомненно, появляются новые обучающие методики, новая педагогика, новые инструменты и новые ресурсы, доступные учителю.

У мультимедиа существует множество определений, и почти все они сходятся на том, что мультимедиа включает в себя текстовую, графическую, анимационную, видео- и звуковую информацию в интегрированном представлении, допускающую различные способы структурирования и представления.

Рассматривая мультимедиа как средство обучения, мультимедийные продукты и услуги Интернета могут использоваться для улучшения качества образования в отдельных предметных областях и в дисциплинах и находящихся на стыке нескольких предметных областей.

Мультимедийные продукты и услуги Интернета предоставляют широчайшие возможности повышения эффективности процесса обучения:

  • одновременное использование нескольких каналов восприятия обучающихся в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;

  • возможность имитации сложных реальных ситуаций и экспериментов;

  • визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов;

  • возможность развить когнитивные структуры и интерпретации учащихся, обрамляя изучаемый материал в широкий учебный, общественный, исторический контекст, и связывая учебный материал с интерпретацией учащегося.

В целях реализации открытого образовательного пространства в МКШ на портале КазНПУ имени Абая «Академия малокомплектных школ Казахстана» разработаны материалы для расширения рубрик. Расширение рубрик намечено нами по нескольким направлениям: в помощь учителю МКШ (размещение методических материалов, проведение консультаций и пр.), а также предметные рубрики для учеников с возможностью скачивания учебных материалов, проведения тестирования и пр.).

Мультимедиа является плодотворным средством обучения, однако, следует отметить определенные сложности их внедрения, особенно в условиях сельских школ: сложности с программным и аппаратным обеспечением, сложность создания материалов (создание аудио, видео и графики намного сложнее и дороже, чем написание обычного текста учебника), проблемы скорости доступа в Интернет. Эти сложности требуют дополнительного времени и средств для их решения.

Наш коллектив продолжает работу по внедрению ИКТ в процесс обучения в МКШ, а также использует ИКТ как средство повышения квалификации, обмена опытом и самообразования педагогических кадров малокомплектных школ Республики Казахстан.

Данные получены в результате работы над проектом МОН РК «Разработка инновационных технологий образования и внедрение их в педагогический процесс малокомплектных школ Республики Казахстан в режиме On line» сотрудниками временного научого коллектива КазНПУ им Абая.