Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ОСОБЕННОСТИ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ НА ЛЕКСИЧЕСКОМ, ФОНЕТИЧЕСКОМ, СИНТАКСИЧЕСКОМ И МОРФОЛОГИЧЕСКОМ УРОВНЯХ

Автор: 
Екатерина Романова (Оренбург, Россия)

Любой литературный язык существует в устной и письменной формах. Каждая из этих форм имеет свою специфику и средства выражения, восприятия. Устная форма , является единственной формой существования для тех языков, которые не имеют письменную форму. В отличие от письменной речи, устная речь звучит, используя как звуковые, так и просодические средства. Что касается частоты употребления этих двух видов речи, то в повседневной жизни устная речь активнее письменной, так как мы больше говорим и слушаем, чем пишем и читаем.

Отечественные лингвисты выделяют два вида устной речи - речь кодифицированную и речь разговорную. Кодифицированная речь чаще всего используется в официальных ситуациях - выступления по телевидению, съезды, собеседования, выступление в суде . Это подготовленная речь. Разговорная речь используется в неофициальной ситуации, в ситуации непринужденного общения между собеседниками. Е.А. Земская под непринужденностью общения понимает отсутствие установки на сообщение, которое имеет официальный характер, неофициальное отношение между собеседниками[2] . Разговорная речь- это неподготовленная речь. Подтверждение чему мы находим в работах ученых-лингвистов, занимающихся исследованием данного явления .

Многие исследователи разговорной речи, такие как К.А. Долинин, О.А. Лаптева, Ю.М. Скребнев, Е.А. Земская, О.Б. Сиротинина и Н.С. Блохина называют следующие условия возникновения разговорной речи: спонтанность и непринужденность, неподготовленность и непосредственность контакта, как следствие ситуативности речевого акта. Помимо этого разговорная речь подчиняется речевой ситуации- ситуации, в процессе которой возникает общение[2].

Разговорная речь, являясь сложным лингвистическим явлением, обладает рядом особенностей на всех языковых уровнях.

Что касается особенностей лексического уровня, то здесь можно отметить широкое употребление как нейтральных слов, так и слов, относящихся к просторечиям и даже жаргонам. На ряду с ними также употребляется книжная лексика и общеупотребительные выражения. В.Д. Девкин выделяет следующие элементы, характерные для разговорной речи:

1.Общеязыковой нейтральный пласт.

2.Разговорно окрашенный, связанный с «бытовой номенклатурой», т.е. неактуальный для официального общения.

3.Разговорные дублеты и синонимы нейтральных номинаций.

4.«Несловарные» лексические средства, привлекаемые в живой беглой речи как замены регулярно применяемых лексем[1].

Для определения особенностей на других языковых уровнях я обратилась к исследованию С.И. Виноградова.

К фонетическим особенностям разговорной речи он относит в первую очередь территориальные особенности произношения, т.к. для каждого региона, территории характерна своя манера говорения. Следующая особенность- это редукция произношения, выпадение звуков. Это связано с быстрым темпом речи.

На синтаксическом уровне , как отмечает С.И. Виноградов, особенности разговорной речи проявляются наиболее ярко. Они проявляются прежде всего в связи слов и частей предложения. В разговорной речи смысловые отношения между словами и предикативными конструкциями могут устанавливаться на основе лексического значения соединяемых компонентов, примером чего является именительный падеж существительного, который может употребляться на месте многих косвенных падежей.

Следующими отличительными от кодифицированной речи особенностями, по словам лингвиста, являются эллиптичность, т.е. пропуск членов предложения, которые можно заменить, незаконченность предложений и использование вводных слов и предложений, уточнений, пояснений.

Основное отличие разговорной речи на морфологическом уровне- это отсутствие некоторых морфологических явлений. Например, отсутствие склонения у сложных и составных числительных, наиболее частое использование глаголов в форме настоящего и прошедшего времени. А также широкое употребление местоимений, частиц и междометий[3].

Актуальность данной темы заключается в том, что для того, чтобы овладеть навыками употребления и отбора языковых средств в процессе общения, носители языка должны владеть речевыми средствами функциональных стилей речи. Помимо этого нужно учитывать условия общения, влияющих на выбор данных речевых средств. Поэтому необходимо изучать язык как в его литературной, так и разговорной формах, в его стиле, фразеологии, грамматике и словообразования.

Список использованных источников:

  1. Иванова Ю.В. Паралингвистические элементы художественного текста: диссертация кандидата филологических наук.- Смоленск, 2009. 357 с.

  2. Неофициальный сайт факультета ЭиП http://www.feip.ru/main/russ/1154-sistema-funkcionalnyx-stilej-sovremennogo-russkogo-yazyka-i-oficialno-delovoj-stil.html

  3. Учебная литература

http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-000-00---001ucheb--00-0-0-0prompt-10---4------0-1l--1-ru-50---20-help---00031-001-1-0windowsZz-1251-10&cl=CL1&d=HASH01f939411d8fff485b7458f1.2.1&x=1

Научный руководитель: Сокиркина Ольга Петровна