Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ГРАНЕЙ МАСТЕРСТВА ПИСАТЕЛЯ

Автор: 
Айзат Ибраева (Алматы, Казахстан)

Известно, что рождение каждого художественного произведения – это результат большого труда и длительного поиска писателя. Очевидно, что художественное произведение пишется на основе таких ступеней, как определение темы, в соответствии с ней – сбор материалов из разных источников, затем этот материал подчиняется определенной идее и художественно осваивается.

Закономерно, что в результате таких творческих трудов у каждого писателя формируется собственное направление, опыт, по-своему неповторимый почерк мастерства. Необходимо подробнее остановиться на таких вопросах: какие проблемы можно отнести к граням мастерства писателя, какие способы существуют, чтобы освоить особенности этого мастерства. Следует понимать, что понятие «мастерство» не должно ограничиваться природным даром писателя, мировоззрением, секретами системы мысли и слова, а должно охватывать такие проблемы, как художественное обобщение, специфика повествования. Общая область творчества писателей, поиск сюжета произведения, приемы построения композиции, образцы превращения жизненной правды в художественную правду, поиски в изучении характера персонажа – все эти уровни произведения показывают свойственный писателю художественный почерк.

Психологическое настроение, манера написания, владение писательским ремеслом, уровень требований писателя к себе в процессе написания – всё это можно рассматривать как модель мастерства. Если говорить, как использовать в учебном процессе разносторонние интересные сведения, которые дают возможность глубже погрузиться в секреты художественности и мира прекрасного, то выясняются некоторые проблемы.

В высших учебных заведениях для того, чтобы освоить эту тему, можно посвятить ей занятия спецкурсов и спецсеминаров. Также можно остановиться на проблемах мастерства, когда в ходе изучения курса истории литературы встречаются темы, связанные с определенной эпохой и творчеством отдельных поэтов и писателей. Каждая такая тема создает для студентов не только условия для знакомства с содержанием произведения, но и возможность в совершенстве познать закономерности искусства.

При освоении граней мастерства писателя, естественно, роль спецкурсов и спецсеминаров особенная, т.к. ограниченное время, данное для изучения истории литературы, не дает возможности охватывать все сведения. Однако, чтобы вызвать интерес студентов при обучении истории литературы, связанной с определенной эпохой, можно давать сведения о творческой лаборатории писателя. А тему спецкурса и спецсеминара целиком можно посвятить творческой лаборатории или творческому опыту определенного писателя. Когда определятся эти темы, перед преподавателем возникают различные задачи. Это связано с такими проблемами, как необходимость практически освоить материал в ходе спецсеминара, определить, в чем его отличие от целей, поставленных в спецкурсе. В ходе решения таких проблем, мы должны принять во внимание требования высшей школы. В частности, спецкурс строится в виде лекций и основан на монологической речи преподавателя, а спецсеминар основывается на самостоятельной подготовке студентов. Но главная из поставленных проблем в том, как систематизировать сведения, связанные с темой учебного курса, чтобы повысить интерес студентов, какими воспользоваться методами и приемами, чтобы довести материал до сведения обучающихся наиболее эффективно и доступно.

В спецкурсе лекции преподавателя начинаются с выяснения своеобразия понятии творческой лаборатории. Если тема спецкурса связана с творчеством отдельных писателей, можно анализировать, сопоставляя с произведениями другого писателя. К примеру, на 3 курсе по дисциплине «Казахская литература» запланированы спецкурс и спецсеминар. На основе решения кафедры в 2009-2010 учебном году эти спецдисциплины посвятили творческой лаборатории Г. Мусрепова. Была поставлена цель – в ходе лекций по изучению особенностей мастерства Г. Мусрепова показать его творчество в сравнении и взаимосвязи со своеобразием позиций и творческого опыта таких писателей, как М. Ауезов, С. Муканов и Г. Мустафин. Чтобы добиться такого результата, мы опирались на труды С. Макпырулы, К. Ергобекова, З. Ахметова, Т. Журтбаева, которые исследовали творчество этих писателей. В ходе обучения привлекались понятия творческой лаборатории, биографические материалы о жизни писателя, планы написания произведений, пути превращения жизненных фактов в художественную правду. Всё это передано через сравнительный анализ. Это, во-первых, способствует усвоению понятия творчества, во-вторых, приводит к ясному пониманию отдельного писательского опыта. Также студенты через полное освоение процесса – от биографических фактов до написания художественного произведения – расширили свои познания в области литературно-теоретических понятий.

В работе спецсеминара освоение этой темы начинается с индивидуального задания студенту. Большая часть этих заданий, прежде всего, связана с полным знакомством с текстом художественного произведения по будущей теме. Если студенты не владеют сюжетом произведения, то им трудно систематизировать композиционную структуру и сведения о прототипах персонажей художественного произведения. Кроме того, прежде, чем говорить об истории написания художественного произведения, студентам поручается заранее ознакомиться со сведениями о жизненном пути писателя, о его приходе в литературу. Важно выявить взаимосвязанность анализируемого произведения с другими произведениями, историю написания других произведений сходной тематики. В результате выполнения специальных заданий в этом направлении студенты наряду с гармонией творчества писателя стараются глубоко освоить и его творческую связь с писателями-современниками. С точки зрения самостоятельного поиска особенность таких работ помогает в формировании личного мнения будущего молодого специалиста. При изучении своеобразного опыта каждого писателя студентам можно давать индивидуальные задания. Например, один из студентов читает доклад об особенностях выбора темы произведения у С. Муканова, другие могут остановиться на опыте сбора материалов в процессе написания романа «Путь Абая» М. Ауезова. А остальные студенты изучают художественное мастерство Г. Мусрепова и анализируют, в чем отличие его стиля от вышеназванных писателей.

В последние годы на факультете проводится специальная дисциплина для магистратуры на тему «Природа творчества», связанная с проблемами творческой лаборатории. Главная её задача в том, чтобы, расширяя понятия, связанные с данной темой, повысить их научную значимость. По сравнению со студентом бакалавриата магистрант подготовлен более профессионально: он может систематизировать источники, связанные с творчеством писателя, способен участвовать в научном обсуждении данной проблематики, заняться изучением ранее не исследованных аспектов темы. Магистрант вполне может продолжить тему дипломной работы в этом направлении.

В целом процесс обучения понятию творческой лаборатории писателя в высших учебных заведениях наряду с изучением граней мастерства писателя ведет к умению обучающихся основательно рассуждать о закономерностях искусства.