Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ОРИЕНТАЦИЯ НА ЕДИНЫЙ ВОДОЗАБОР – ПЕРСПЕКТИВНАЯ ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМАТИВНОГО, ОРГАНИЗАЦИОННОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ РЕГИОНЕ

Автор: 
Вячеслав Терентьев, Станислав Лопатин (Санкт-Петербург, РФ)

В системах централизованного водоснабжения важным элементом является водозабор, который должен функционировать на водоисточнике, надежном в количественном и качественном отношении. Однако большинство используемых в Ленинградской области и Санкт-Петербурге водоисточников не являются безопасными с экологической точки зрения.

В области на долю проб воды из поверхностных источников централизованного питьевого водоснабжения, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, в 2010 году приходилось соответственно 56 и 39,7 % [2]. В Санкт-Петербурге доля проб воды из реки Невы, не соответствующих санитарным требованиям, составляла соответственно 43,7 и 89,7 % [1]. Следовательно, проблема, связанная с определением надежного источника водоснабжения и организацией соответствующего нормативным требованиям водозабора, является общей как для области, так и для мегаполиса.

К водным объектам региона, рассматриваемым как перспективные источники, следует в первую очередь отнести Ладожское озеро, обладающее значительными водными ресурсами, высоким качеством природной воды, доступное для освоения и имеющее перспективную для развития систему правовой природоохранной защиты.

Возможность и целесообразность ориентации Санкт-Петербурга на Ладожское озеро как на благоприятный по количественным и качественным показателям водоисточник не является новым и впервые сформулированным предложением. Еще в 1912 г. Городская Дума во исполнение закона о сооружении канализации и переустройства водоснабжения в Санкт-Петербурге поручила специально созданной в городе комиссии составить предварительный проект и сметы Ладожского водопровода. Предполагалось обеспечивать водой 3 586 130 жителей города и 850 тыс. жителей пригородов, подавая ежедневно 51 400 000 ведер воды. В Генеральном плане Санкт-Петербурга, принятом в 2005 году, в число задач территориального планирования города включено «перспективное использование Ладожского озера в качестве альтернативного источника водоснабжения Санкт-Петербурга». В это же время Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга рассмотрел Концепцию Генеральной схемы водоснабжения Санкт-Петербурга на период до 2025 г., в которой планировалось решить проблему водообеспечения города с помощью дополнительного источника, в качестве которого рассматривалось Ладожское озеро. Авторы Концепции считали, что «на передний план выступит необходимость строительства водозабора и водовода для подачи ладожской воды на СВС и ЮВС с полным отказом от забора воды в городской черте».

В Ленинградской области в настоящее время проблема использования безопасного водоисточника и организации надежного водозабора формально решена. В 2008 г. специалисты ОАО «Водоканал-инжиниринг» (Санкт-Петербург) по решению Правительства Ленинградской области разработали Концепцию и Генеральную схему водоснабжения и водоотведения (на базе строительства Новоладожского водовода и действующего Большого невского водопровода) для Всеволожского, Ломоносовского, Гатчинского и Кировского районов, расположенных непосредственно вокруг мегаполиса. Правительство Ленинградской области Постановлением № 322 от 21 октября 2008 г. утвердило Генеральную схему водоснабжения и водоотведения области, предусматривающую обустройство водозаборных сооружений с насосной станцией первого подъема на платформе, расположенной в акватории Ладожского озера (район мыса Морьин Нос).

Гидрохимические и гидробиологические исследования воды в придонном горизонте на участке нового водозабора показали, что качество воды по большинству параметров (цветность, рН, мутность, содержание железа и марганца) удовлетворяют требованиям, предъявляемым к 1-го класса источникам централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения (ГОСТ 2761-84). По микробиологическим показателям (ОМЧ, ОКБ, термотолерантные бактерии, колифаги и энтеровирусы) качество воды исследованного района Ладожского озера полностью соответствовало требованиям СанПиН 2.1.5.980-00. Исключение составляли данные о качестве воды по перманганатной окисляемости (8,3 мг О2/л на поверхности и 7,5 мг О2/л в придонном горизонте), БПКполн (5,4 мг О2/л на поверхности и 3,7 мг О2/л в придонном горизонте) и количеству клеток фитопланктона (от 1,7 до 2,0 тыс. кл/см3) [3]. Последнее отклонение авторы НИР связывали с интенсивным развитием озерной биоты, в результате чего произошло увеличение лабильного органического вещества, а также с негативным влиянием рек Морье и Авлога. Техногенное загрязнение донных отложений тяжелыми металлами не было обнаружено, а химический состав осадков имел природное происхождение. В работе отмечена необходимость дальнейших уточняющих гидрохимических и гидробиологических исследований водоисточника, охватывая все периоды года. Оценивая тенденции изменения качества воды в юго-западной акватории Ладожского озера, авторы НИР пришли к выводу, что данный район по уровню трофии можно отнести к слабомезотрофному типу. Он находится в основном под влиянием р. Вуокса (Бурная), являющейся экологически благополучной, в отличие от р. Волхов и всей Волховской губы. Значительного выноса загрязняющих веществ с речными водами в район мыса Морьин Нос не наблюдалось, т.к. в бассейне р. Морья не велось интенсивной хозяйственной деятельности. Воды из Волховской губы, загрязненные стоками Волховского алюминиевого завода и Сясьского ЦБК, не попадают в район мыса Морьин Нос вследствие того, что стоковое течение из Волховской губы, отклоняясь к западу, затем круто поворачивает на юго-запад к мысу Сосновец и далее – на юг в Шлиссельбургскую губу, проходя южнее мыса Морьин Нос.

Планируется поэтапная реализация Генеральной схемы: первая очередь – строительство водозабора в районе мыса Морьин Нос и сетей (водоводов) во Всеволожском районе; вторая очередь – соединение нового водозабора с существующим Невским водоводом, чтобы вместо невской воды подавать в пригородные районы ладожскую воду. Таким образом, в результате реализации Генеральной схемы будет создано внешнее водоводное кольцо, что сделает возможным создание соединяющих перемычек между водопроводными сетями области и города, т.е. между городским (внутренним) и областным (внешним) водоводами.

Предварительная оценка позволяет сделать экономический прогноз последствий использования общего для города и области водоисточника и организации единого водозабора. В случае осуществления водоснабжения Ленинградской области и Санкт-Петербурга из Ладожского озера суммарные расходы будут связаны со строительством водозабора в районе мыса Морьин Нос, а также системы централизованного водоснабжения ближайшего к водозабору района (Всеволожского). На этом этапе возможна установка соединяющих перемычек между водопроводными сетями области и объектами ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». При отказе от предложения по организации единого водозабора и раздельном развитии систем централизованного водоснабжения возможные финансовые расходы города и области будут направлены на осуществление ряда весьма затратных мероприятий, в том числе связанных с выполнением требований, предъявляемых ко 2-му и 3-му поясам зон санитарной охраны реки Невы как водоисточника, а также с непрерывной реконструкцией систем водоснабжения обоих субъектов РФ, использующих воду реки Невы и т.п.. Можно предположить, что при реализации первой группы мероприятий, включающих подключение городских потребителей воды к областным, финансовые затраты будут меньше, поэтому и экономический прогноз по первому варианту представляется более благоприятным.

Использование общего водоисточника и реализация Генеральной схемы позволят нарастающими темпами развивать водный рынок и на международном уровне, который станет важным и перспективным сегментом отечественной экономики, если воду рассматривать в качестве предмета экспорта и как третий по объему источник сырья, способный приносить доходы в государственный бюджет после нефти и газа.

Правовая защищенность Ладожского озера как и других водных объектов региона нуждается в дальнейшем совершенствовании, что крайне необходимо в условиях нарастающего антропогенного воздействия. Для его защиты как уникального и ценного в природном, социально-экономическом отношении объекта необходимо принятие специального закона, подобного Федеральному закону «Об охране озера Байкал». К сожалению, проект Федерального закона «Об охране Ладожского озера», разработанного специалистами Института озероведения РАН, несколько лет находится на стадии обсуждения в Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Нормативная пробельность имеет место и в санитарном законодательстве, регулирующем процедуру и порядок утверждения проектов зон санитарной охраны (ЗСО) водных объектов в первую очередь – в Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (№52 от 30.03 1999 ), СанПиН 2.1.4.1110-02, а также в Водном кодексе РФ [4]. В результате, только в Ленинградской области около 80 % источников централизованного водоснабжения области не имеют не только утвержденных, но даже согласованных проектов ЗСО. В СанПиН 2.1.4.1110-02, а также Водном кодексе РФ не в полной мере учтены положения ряда федеральных законов, которые касаются защиты водных объектов. Например, в Федеральном законе от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 2) отмечается, что органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать иные категории особо охраняемых природных территорий (ООПТ). То есть существует правовая основа для повышения статуса ЗСО водоисточников путем расширения перечня ООПТ, включив в него ЗСО, т.к. по определению ООПТ – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Несомненно, что природные комплексы, на которых организуется водозабор, имеют или должны иметь особый экологический статус, играющий существенную роль в создании условий, оказывающих благоприятное влияния на здоровье человека.

В п. 1.9 СанПиН 2.1.4.1110-02 отмечено, что в генеральных планах застройки населенных мест границы ЗСО источников водоснабжения должны указываться на схеме планировочных ограничений. Однако в документе не приводится порядок подобного «продвижения» сведений о ЗСО. Вместе с тем в ст. 14 Градостроительного Кодекса указывается, что на картах, содержащихся в схеме территориального планирования субъекта РФ, отображаются границы ООПТ, границы зон с особыми условиями использования территории. В ст. 1, содержащей понятийный аппарат, «зоны охраны источников питьевого водоснабжения» отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий. Следовательно, в СанПиН с 2004 г. не вносится поправка и, как следствие - не реализовано важное решение, принятое на законодательном уровне, а существующая в п. 1.9 формулировка носит в большей степени не обязательный, а рекомендательный характер.

Для устранения пробелов в нормативно-правовом обеспечении ЗСО водоисточников необходимо в первую очередь определиться с вариантами законодательного решения проблемы на федеральном уровне путем внесения соответствующих положений (поправок) в Водный кодекс РФ и СанПиН 2.1.4.1110-02.

Приведенные выше предложения и их практическое выполнение планируется проверить в процессе реализации Генеральной схемы водоснабжения и водоотведения Ленинградской области, важным элементом которой является водозабор в районе мыса Морьин Нос. Согласованный и утвержденный поверхностный источник водоснабжения характеризуется минимальным числом загрязняющих акваторию и прибрежной полосы Ладожского озера объектов. При этом предполагается выполнить требование Градостроительного кодекса РФ (п. 6, ст. 14) об отображении на схеме территориального планирования субъекта РФ границ с особыми условиями использования территорий. Для выполнения этого положения утвержденный проект ЗСО водоисточников будет направлен в Градостроительный совет Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области для включения ЗСО (1, 2 и 3 пояса) водозаборов Генеральной схемы в Генеральный план Ленинградской области. В случае своевременного оформления и утверждения необходимого статуса ЗСО водоисточника Генеральной схемы водоохранные мероприятия потребуется планировать и проводить в минимальном объеме.

Таким образом, создание на Ладожском озере единого для области и города водозабора открывает хорошие перспективы для оптимизации нормативного, организационного и экономического обеспечения систем централизованного водоснабжения двух субъектов Северо-Западного региона.

Литература:

  1. Аналитические материалы по Санкт-Петербургу для включения в Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2010 году».- СПб., 2011.- 289 с. [электронный ресурс].

  2. Доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке в Ленинградской области в 2010 году, - СПб., 2011.- 251 с. [электронный ресурс].

  3. Заключительный отчет на выполнение НИР: «Выполнение исследований качества воды в юго-западной части акватории Ладожского озера с целью выбора места водозабора» /ООО «Центр экоинноваций», Ген. директор Ш.Р. Поздняков.- СПб., 2008.- 118 с.

  4. Лопатин С.А. О нормативно-правовом обеспечении зон санитарной охраны водоисточников / С.А.Лопатин, В.И.Терентьев, А.В.Терентьев // Водоочистка, Водоподготовка, Водоснабжение.- №4.- 2011.- С. 4 - 9.