Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

Автор: 
Хайрулло Абдукодиров, Маъруфджон Абдуллоев Мунира Обидова (Худжанд, Таджикистан)

Известно, что денежно-кредитная политика страны направлена на создание благоприятных условий. С точки зрения, как науки, так и практики, доказано, что макроэкономические условия повышают эффективность общественного производства. Через денежно-кредитные рычаги государство осуществляет достижение задач макроэкономической стабильности, создавая стимулы или, наоборот, снижая стимулы, устанавливая целевые ориентиры, влияет как на макроэкономические параметры экономики и общества, так и на, микроэкономический климат внутри страны. Основным звеном проведения и осуществления денежно-кредитной политики выступают Национальный банк Таджикистана и система коммерческих банков. В широком понимании вся кредитная система страны является каналом осуществления денежно-кредитной политики.

Практика показывает, что использование монетарных инструментов подавления инфляции имеет свои пределы. Необходимо и справедливо отметить, что в рыночной экономике сокращение физических объемов производства приведёт к замораживанию инвестиционной деятельности и не обеспечит глубоких экономических преобразований в народном хозяйстве.

Применение только монетаристского подхода в этих условиях приведет из-за сужения базы кредитования к резкому сокращению инвестиционной деятельности по всей стране и к замедлению роста доходов в экономике, следовательно, возникает замкнутый круг. Низкие производственные возможности в условиях структурных преобразований означают естественное замедление роста или сокращение объемов производства и низкий платежеспособный спрос, что не позволяет реализовать весь произведенный продукт. В условиях переходного периода это чревато негативными социальными последствиями.

В целом, по использованию Национальным банком политики рефинансирования, четко прослеживаются два периода: до середины 1998 года и после этого периода. Введение национальной валюты – сомони, т.е. с конца 1999 и по май 2000 года, кредитная политика Национального банка Р.Т., была относительно слабой, и его кредиты направлялись не только на увеличение ресурсной базы Национального банка, но и на создание и развитие жизненно важных для страны отраслей. В течение этого периода эффективность процентной политики Национального банка определяется во взаимосвязи с вопросами перестройки хозяйственных связей отечественных субъектов в процессе постепенного сужения сферы бюджетных ограничений государственных предприятий, в результате чего реальная ставка процента находилась на отрицательно высоком уровне.

На практике это означало прямое дотирование государством субъектов экономики. Отчасти этому способствовали: подчинение Национального банка Таджикистана в этот период эмиссионным статусам, отсутствие реальных инструментов проведения денежно-кредитной политики (общая валюта - сомони, отсутствие государственных краткосрочных облигаций), желание избежать резкого снижения уровня жизни населения.

В начале 2007 года ставки рефинансирования были повышены до 13 %, а, в феврале 2008 года - до 16% годовых, и реальная процентная ставка по кредитам впервые достигла положительных значений. С того времени реальная процентная ставка рефинансирования держится на положительном уровне на несколько процентных пунктов по отношению к уровню инфляции. На текущий момент, т.е. с 1 ноября 2011 года, ставки по рефинансированию кредита по процентам для частных банков составляют 10 %. [1, c.28]

В настоящее время Национальный банк Таджикистана продолжает проводить сдерживающую политику минимальных резервных требований. Так, с июня 2010 года был установлен 7-процентный размер отчислений в фонд обязательных резервов от привлеченных средств на срок от 1 до 3-х лет и 10-процентный - от привлеченных средств со сроком более 3-х лет.

Это обеспечивало поддержание необходимого уровня ликвидности денежного рынка и банковской системы.

Норма минимальных обязательных резервов была пересмотрена в мае 2008 года и в марте 2009 года из-за углубившегося мирового финансового кризиса. В целях приспособления минимальных обязательных резервов к новой, относительно стабильной макроэкономической ситуации и тенденциям финансового рынка, размер отчислений по депозитам до трех лет снижен соответственно до 18 % и 12 %. [2]

Дифференцированное снижение норм обязательных резервов направлено на решение еще одной важной задачи. В Таджикистане, как и в других странах, осуществляющих трансформацию экономики с мероприятиями по макроэкономической стабилизации, параллельно необходимо осуществлять реструктуризацию экономики, развитие отраслей глубокой переработки для преодоления узкой специализированной и однобокости экономики. Денежно-кредитная политика в Таджикистане вырабатывается и осуществляется с учетом этих факторов. Так, норма резервирования для коммерческих банков дифференцирована; она снижается в зависимости от предоставления кредитов для промышленных инвестиций, для развития отраслей, ориентированных на экспорт и выпуск конечной продукции. Кроме того, преимущество в кредитовании получают приоритетные отрасли, определенные Правительством республики: энергетика, зерноводство, хлопководство, производство и т.д. [3, c.42-45]

Вытекающая из особенностей данной экономического модели поддержка базовых и приоритетных отраслей экономики при проведении денежно-кредитной политики на сегодняшний день обеспечила Таджикистану ощутимый реальный рост ВВП, финансовую стабилизацию, относительно низкий уровень инфляции и сокрушение безработицы.

Рыночная инфраструктура как фактор, формирующий условия экономического роста, напрямую участвует в процессах мобилизации, перераспределения через соответствующие каналы и использование совокупных инвестиционных возможностей страны. Как известно, существует взаимосвязь в виде временного лага в 1 год между ростом капитальных вложений и ростом валового внутреннего продукта страны. Это должно отразиться как эффект от капитальных вложений в виде прироста валового внутреннего продукта страны в ближайший период. По расчетам специалистов, увеличение капитальных вложений на один процент по отношению к ВВП при прочих равных условиях приводит к увеличению валового внутреннего продукта страны на 0,6 процента.

В стране не только приостановлено падение производства, но и с 2005 года наблюдается рост: ВВП страны составлял 110,3%. Так, в 2007 году темпы роста ВВП Таджикистана составляли 107,8%; в 2008 и 2009 годах - на уровне чуть меньше, чем в 2007 году - 107,9 и 103,4 процента; достигнута финансовая стабилизация, которая характеризуется низким уровнем инфляции. По итогам 2007 г. - 2,1% в месяц, такой же уровень сохраняется в 2008 году, но в 2009 году относительно низкий, и с учётом мирового финансового кризиса этот показатель составил 0,6%. [4, c.97-98] Создаются и поддерживаются через механизм денежно-кредитной политики совершенно новые для Таджикистана отрасли: автомобилестроение, производство бытовой электроники, телекоммуникации и другие. Наряду с новыми отраслями обеспечивается всемерная поддержка базовых отраслей экономики, являющихся основой экономической независимости страны.

По мере изменения складывающейся экономической ситуации, происходит пересмотр элементов денежно - кредитной политики, эволюция от жесткой денежно-кредитной политики, направленной на обуздание высокой инфляции и создание предпосылок финансовой стабилизации, к умеренно жесткой, сочетающейся с мерами воздействия на инфляцию и мерами, обеспечивающими рост производства, ВВП и национального дохода.

Если рассмотренные нами направления механизма влияния рыночной инфраструктуры на повышение эффективности функционирования общественного производства предусматривают создание соответствующих условий: правовых, финансовых и других, обеспечивающих рост экономики, то последнее направление предусматривает непосредственное влияние институтов рыночной инфраструктуры на эффективность функционирования экономики.

В рамках финансового рынка функционирует относительно большое число институтов рыночной инфраструктуры. В различных сегментах этого рынка обращается множество видов рыночных инструментов

Процессы создания и организация деятельности новых институтов рыночной инфраструктуры в Таджикистане подчинены логике проводимых в стране реформ. Одни институты или инструменты рынка возникли на начальном этапе реформ, а другие - по мере складывающейся ситуации и предпосылок. Например, неразвитость и несформированность отношений собственности на первых порах не могли не препятствовать созданию предприятий акционерного типа, следовательно, и фондовых бирж как таковых. В свою очередь, в развивающихся странах те институты рыночной инфраструктуры, которые уже имеют такие круги как банки, страховые, инвестиционные институты и другие, вполне отвечали требованиям рыночной экономики и могли выполнять функции рыночной инфраструктуры.

Задача состояла в усилении их организованного состояния, количественных и качественных показателей. Известно, что рост количества рыночных институтов, совершенствование их деятельности способствуют повышению конкуренции на рынке. Результатом его является установление рациональных, оптимальных экономических отношений между участниками данного рынка. Чем выше степень конкуренции, тем выше рационализация и экономия ресурсов, благодаря чему достигается оптимизация совокупных расходов и максимизация доходов.

Такая же динамика характерна и для банковской системы Таджикистана. Хотя, по мнению отечественных и зарубежных специалистов, банковская система Таджикистана - очень сложная структура, которая является объектом пристального контроля со стороны Национального банка, но общая динамика реформ, законы «Об акционерных обществах» и «О банковской деятельности» привели к определенному увеличению количества коммерческих и малых - средних банков Таджикистана. [5]

Возросла доля капитала коммерческих банков в финансировании капитального строительства и инвертирование в народном хозяйстве. Если кредиты банков, направленные на финансирование капитальных вложений, в 2006 году составляли около 16%, то в 2007 году они составили 21,6%. По итогам 2009 и 2010 годов этот показатель немного возрос по отношению к 2008 году и составил 34,2 % и 39,6 % соответственно. [6, c.62] Во-первых, происходит медленный, но уверенный рост доли иностранных инвестиций в источниках финансирования. То есть, в связи с углублением рыночных отношений, и порой с дефицитом госбюджета, наблюдается снижение государственных источников финансирования и рост доли действительно рыночных источников финансирования капитального строительства дорог, зданий и т.д. Замедление и дефицит госбюджета, также связаны с процессами мирового финансового и экономического кризиса.

Если рассмотреть структуру кредитных вложений коммерческих банков Таджикистана, то только с относительным снижением темпов инфляции наблюдается постепенное повышение доли долгосрочных кредитов.

В частности, в статье 17 закона РТ «Об инвестициях», принятого ещё на начальном этапе рыночных отношений и пересмотренного с дополнениями от 30. 04. 2007. за № 260 цитируется, что, «инвестор может по своему усмотрению реинвестировать прибыль, оставшуюся после уплаты налогов, на данной территории, который, в свою очередь, получит гарантии и льготы Правительства Республики Таджикистан». [7]

Итак, на наш взгляд, для достижения эффективности производства и повышения устойчивых темпов экономического роста необходимо осуществить следующие меры:

  1. Способствование частному внутреннему инвестированию, поскольку частные инвестиции являются наиболее эффективными. Создание развитых институтов рыночной инфраструктуры, предоставляющих альтернативные направления вложений, становится существенным моментом прироста внутренних инвестиций экономики;

  2. Создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в развитие реального сектора экономики и рыночной инфраструктуры;

  3. Активизация процессов либерализации деятельности и предоставления больших свобод в функционировании институтов рыночной инфраструктуры, обеспечивающих дополнительный прирост инвестиций.

Литература:

  1. Банковский статистический бюллетень. - Душанбе, 2011. - №4.

  2. http://www. nbt. tj.

  3. Муртазокулов М. Р. Роль и особенности денежно-кредитного регулирования в переходной экономике (на примере Республики Таджикистан), дисс. канд. экон. н.- Худжанд.- 2012 г.

  4. Таджикистан в цифрах. //Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. - Душанбе. 2010.

  5. http:// www. mmk. tj.

  6. Банковский статистический бюллетень. - Душанбе, 2010. - №.4

  7. Закон Республики Таджикистан «Об инвестициях» от 30.04.07. № 260.