Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

КАЗАХСТАН И ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СНГ

Автор: 
С.Т. Рысбекова (Алматы, Казахстан)

Основными признаками интеграции служат взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов; глубокие структурные изменения в экономике стран-участниц; необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов и возникновение межгосударственных (надгосударственных) или институциональных структур. Соглашение о создании СНГ было подписано 8 декабря 1991 г. руководителями Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины. Участники Соглашения констатировали, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование и образовали Содружество Независимых Государств. В Соглашении сформулированы основные направления и принципы сотрудничества, определена сфера совместной деятельности, реализуемая на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества, гарантировано выполнение международных обязательств, вытекающих для членов СНГ из договоров и соглашений бывшего Союза ССР [1, с.319].

Протокол к соглашению о создании СНГ подписан главами 11 государств 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате. Он является составной частью подписанного 8 декабря 1991 г. Соглашения и определяет, что все 11 стран на равноправных началах образуют СНГ (Грузия присоединилась в декабре 1993 г. в соответствии с Решением СГГ СНГ)[2, 1992].

14 февраля 1992 г. в Минске на очередной встрече глав правительств 9 государств и 13 марта того же года на встрече в Москве глав государств были подписаны новые важные документы, образующие правовое поле взаимодействия, в т.ч. Соглашения о порядке транзита, о координации межгосударственных отношений в области электроэнергетики, Декларация о соблюдении принципов сотрудничества в СНГ. Вскоре в Киеве были решены базовые вопросы полномочий высших органов СНГ по проблемам обороны, Объединенных вооруженных сил и др. Принципиально важной инициативой следует считать предложение Казахстана и России в мае 1992 г. на встрече в Ташкенте о заключении ДКБ, подписанного 6 странами [1, с.319].

Подписанные в декабре 1991 г. Соглашение о создании СНГ, Протокол к нему и Алма-Атинская декларация, определив принципы отношений между новыми независимыми государствами, сформировали условия для решения широкого спектра непростых проблем, связанных с распадом СССР. Были урегулированы вопросы, касавшиеся ядерного оружия, выполнения международных договоров о разоружении и контроле над вооружениями, правопреемства, включая в основном вопросы собственности. Осуществлен согласованный переход от единой армии к созданию национальных вооруженных сил государств - участников СНГ. Несмотря на отдельные локальные конфликты, удалось предотвратить развитие событий по непредсказуемому сценарию.

Не менее важно и то, что заключенные еще в начальный период существования СНГ многосторонние соглашения позволили на фоне больших геополитических перемен обеспечить нормальное функционирование необходимых для повседневной жизни людей социальных механизмов: выплаты пенсий и пособий, работу транспорта и энергетики, сохранение беспрепятственного передвижения на всем постсоветском пространстве и т.д. Таким образом, несомненна заслуга Содружества в том, что размежевание бывших союзных республик прошло упорядоченно и не вызвало глубоких геополитических потрясений.

СНГ выступило структурообразующим фактором создания принципиально новых - межгосударственных - отношений при сохранении складывавшейся веками дружбы народов государств - участников. Обеспечив институциональные и правовые условия для равноправного диалога и сотрудничества по сложнейшим проблемам, многие из которых не имели аналогов в мировой практике, Содружество выполнило тем самым и важную историческую миссию содействия становлению суверенных, независимых государств, выбору каждым из них собственного внешнеполитического курса, модели экономических реформ и путей государственного строительства. Правовые и организационные основы отношений между членами СНГ определены вышеупомянутыми учредительными документами СНГ, а также Уставом организации, принятым в 1993 г. На этой базе была постепенно создана разветвленная инфраструктура сотрудничества. Институциональная структура СНГ, основанная на межгосударственном принципе, была закреплена трансформацией в 1993 г. ККК и повышением роли его секретариата. С созданием в сентябре 1993 г. Межгосударственного экономического комитета ККК распался на Исполнительный секретариат и МЭК. В июле 1992 г. 8 государств СНГ утвердили статус Экономического суда, решения которого имеют рекомендательный характер [2, 1992]. В целом в рамках СНГ функционировало около 70 отраслевых структур, которые координировали взаимодействие в сферах экономики, военного сотрудничества, в охране границ и борьбе с организованной преступностью, в области транспорта, экологии, культуры, туризма, печати и др.

Изначально в документах, подписанных в 1992–1993 гг., прежде всего в Договоре о создании Экономического союза, теоретически предполагалось, что СНГ будет развиваться по «нормальному» сценарию регионального интеграционного объединения: зона свободной торговли; таможенный союз; единое экономическое пространство с четырьмя свободами (движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы); экономический и валютный союзы.  

При этом следует подчеркнуть, что еще на встрече глав государств СНГ в Бишкеке в октябре 1992 г. Н.А. Назарбаев поставил вопрос о создании Экономического союза. Он был подписан 9 государствами в сентябре 1993 г., а 15 апреля 1994 г. были заключены Соглашения о создании зоны свободной торговли, о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений [1, с.334-344]. Однако одновременно с декларированием этих конечных целей ставилась задача, в корне им противоречившая, – сохранение суверенитета в полном объеме и отказ от формирования наднациональных органов. Хотя, как известно, даже таможенный союз, не говоря уже об экономическом и валютном, требует поступаться суверенитетом, передавая часть его наднациональным органам.  

В развитии СНГ изначально наметился определенный разрыв между завышенными ожиданиями в отношении Содружества и практикой. Такие положения учредительных документов, как формирование общего экономического пространства и таможенного союза, сохранение объединенного командования над общим военно-стратегическим пространством, коллективная охрана внешних рубежей вошли в противоречие с закономерностями строительства ННГ и не были востребованы. Набирал обороты процесс экономического и политического обособления государств - участников СНГ. На фоне внешнеэкономической переориентации большинства стран Содружества на «дальнее зарубежье» в 1990-е гг. сворачивались взаимные хозяйственные связи. Поиск государствами - участниками СНГ собственного места в мире порождал расхождения в подходах к вопросам безопасности, многим региональным и глобальным проблемам. Складывалось неодинаковое отношение и к деятельности самого Содружества. Не случайно половина участников присоединилась лишь к 40-70% подписанных в рамках СНГ документов - преимущественно об экономической проблематике.

Так, на 8 саммите-совещании лидеров стран СНГ осенью 1992 г. в Бишкеке впервые состоялось признание необходимости соблюдать баланс национальных интересов каждого участника. При этом Президент РК Н.А. Назарбаев предложил минимизировать негативные последствия развала СССР через несколько механизмов: организовать коалиционный совет экономического сотрудничества стран СНГ, чтобы они придерживались «жесткой» связи и несли полную ответственность как члены совета; создать банковский союз с единой рублевой зоной или с введением общей денежной единицей, либо при переходе к выпуску национальных валют; образовать хозяйственный суд; повысить роль МПА и привлечь в нее новых членов; выработать единую политику при принятии законов, чтобы они не противоречили друг другу; построить оборонительный союз как наиболее выгодное и «дешевое» решение проблем безопасности в рамках СНГ.

По существу, это были серьезные и дальновидные предложения на пути к ликвидации дезинтеграционной инерции, опережавшие, как теперь очевидно, инерцию мышления большинства только приступивших к роли глав государств лидеров республик. Тогда были приняты предложения о принципах сближения хозяйственных законодательств стран СНГ, об Уставе СНГ, о создании консультативно-координационного экономического совета на постоянной основе или рабочей группы при главах государств и правительств, об образовании единой денежной системы, межгосударственного банка и экономического суда СНГ, а также соглашения в военной области и стабильности на внешних границах Содружества. Показательно, что к проблеме укрепления действенных инструментов интеграции и отказу от неэффективных Президент РК обращался неоднократно, в т.ч. доказывая, что МПА СНГ не играет конструктивной роли и по сути является почти бесполезным институтом, хотя и разрабатывает модельные проекты взаимодействия в СНГ [3, с. 25-26,30]. Как показал исторический опыт, не все эти предложения оказались выполненными.

Вполне закономерным в связи с этим стало инициирование руководством РК новых шагов в деле согласования действий и развития сотрудничества участников СНГ. Именно нашей стране, имеющей промежуточное геополитическое положение, сохранявшей сразу после распада СССР объективную зависимость от России, подверженной, как и другие бывшие советские республики, рискам всевозможных кризисов, предстояло особенно взвешенно выстраивать свою внешнеполитическую стратегию и тактику. Осознание острой необходимости минимизировать последствия развала сверхдержавы, сохранить уникальный багаж совместного обустройства евразийского материка обусловило дальновидные и прагматичные действия молодого государства. 29 марта 1994 г. в Москве на встрече с профессорско-преподавательским составом и студентами МГУ им. М.В. Ломоносова, а также в мэрии столицы РФ и на «круглом столе» главных редакторов СМИ Н.Назарбаев предложил создать Евро- Азиатский Союз из стран-участниц СНГ, подчеркнув, что Казахстан и Россия представляют собой ядро интеграционных процессов в Содружестве [4, c. 587-588].

Объясняя мотивы разработки своего проекта, Н.А. Назарбаев писал: «…логика истории такова, что оптимальное вхождение в мировое сообщество возможно лишь при совместных усилиях всех стран Содружества, использующих сформированную на протяжении XX века мощную интеграционную базу» [5, с. 102-103].

Основные положения плана создания Евро-Азиатского союза состояли в том, чтобы новое объединение через межправительственную парламентскую ассамблею разрабатывало общую стратегию, ввело общую валюту и проводило общую внешнеэкономическую политику. Решения должны были приниматься большинством в 4/5, и каждой государство имело бы равный с другими голос. По мнению Назарбаева, парламенты членов союза должны были утверждать соглашения, заключенные в его рамках. Таким образом, они принимали бы силу закона и обеспечивали юридическую самостоятельность каждого участника. Однако в апреле 1994 г. участники заседания лидеров СНГ прохладно отнеслись к этим предложениям. С 1992 г. РФ оборвала многие связи с центральноазиатскими республиками, что вызвало негативную реакцию экспертов и политиков Казахстана. Разошлись партии и общественные объединения. По существу, уже к 1995-1996 гг. Н. Назарбаеву в Казахстане и Б. Ельцину в России удалось создать автономные политические системы, имеющие разную ориентацию. Происходило строительство независимых, суверенных государств, а не на восстановление союза, что очевидно даже на уровне официальных документов.

В целом в 90-е гг. XX в. постепенно СНГ сформировалось как региональный политический режим с элитным управлением. По инициативе России 29 марта 1996 г. РФ, РК и Белоруссия, а затем и Киргизия подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. В апреле 1998 г. к нему присоединился Таджикистан. В январе 1997 г. на сессии глав правительств СНГ рассмотрена Концепция интеграционного развития СНГ, по которой экономическая политика в СНГ должна быть ориентирована на развитие внутреннего рынка и защиту национальных производителей, в марте 1997 г. она была принята. Были вновь запланированы формирование платежного союза, общего технологического и информационного пространства, обеспечение свободы перемещения капиталов и рабочей силы. Была объявлена особая поддержка развитию малого бизнеса, создание интегрированных региональных режимов в сферах горнодобычи, машиностроения, химической промышленности, сельского хозяйства, других отраслей.

Последовательно проводя линию на оптимизацию деятельности и организационной структуры механизмов интеграции, Казахстан вскоре предложил дальнейшую реорганизации структур СНГ, особенно в части снижения нагрузки на национальные бюджеты, поскольку не все страны-участницы выполняли свои обязательства по финансированию структур СНГ. Несмотря на официальное декларирование приверженности идее сохранения СНГ и укрепления экономической интеграции, до конца 90-х гг. активного осуществления всесторонней и планомерной интеграционной стратегии не было.

Литература:

1 Казахстанско-российские отношения. 1991-1995 годы. М., 1995.-384 с.

2 Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. Минск, 1992.

3 См.: Россия – СНГ – Азия (проблемы и перспективы сотрудничества). М., 1993.-158 с; Независимая газета. 1998. 8 апреля.

4 См.: Мансуров Т.А. Посольские годы в Москве (январь 1994 – февраль 2002 г.). М., 2002.- 787 с.

5 Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. Алматы, 2003.-288 с.