Автор:
Надежда Зенько (Гомель, Беларусь)
Взращивание подрастающего поколения – едва ли не одно из самых сложных и парадоксальных процессов не только современной гуманитарной науки и системы образования, но и государственной политики в целом. По своей сути «человек рождается дикарем», и только в процессе целенаправленной работы он становится личностью. Однако ядро воспитания как любого динамичного и деятельного процесса, составляют противоречия, которые в силу определенных условий не всегда успешно разрешимы. Эта неразрешимость и приводит к возникновению затруднений и осложнений, результатом которых может стать отклонение в поведении.
Определяемое как «патологическое», «аморальное» «асоциальное», «девиантное» и «незаконное» поведение, понятие «отклоняющееся поведение» в литературе встречаются достаточно часто. Е. В. Змановская дает следующее определение: «устойчивое поведение личности (группы), отклоняющееся от социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности (группе), сопровождающееся социальной дезадаптацией, и приносящее скрытую выгоду его носителю (личности, группе)»[1, с. 31].
Понятие «отклонение» сопряжено, прежде всего, с понятием «норма». Несмотря на очевидное содержание этого понятия, однозначного определения «нормы» нет. Только в медицине существует порядка 200 его трактовок. Однако в самом общем виде норма рассматривается как некий идеал, условное обозначение объективно существующего явления, среднестатистический показатель, оптимальный вариант, «равновесие» со средой, функциональный оптимум и т.д. При этом отклоняющееся поведение приобретает определенный смысл лишь тогда, когда в качестве основного исходного критерия для определения его сущности используется понятие «социальная норма». Наряду с этически-ми, политическими, психологическими, медицинскими, биологическими, социальные также являются разновидностью норм. Социальная норма – «совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений» [1, с. 31]. В словаре-справочнике по социологии Э. В. Тадевосяна понятие социальная норма трактуется следующим образом: «Нормы социальные – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие действия людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и целостность общества. Нормы социальные вырабатываются на основе социальных ценностей» [2, c. 154]. Ю. Г. Волков определяет нормы социальные как «правила, выражающие требования общества, социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях друг с другом, социальными институтами и обществом в целом» [3, с. 345]. Именно регулирующее воздействие норм отражает специфические границы отклоняющегося поведения.
Проявляясь на разных возрастных этапах, отклоняющееся поведение несет в себе целый ряд последствий, которые выражаются на разных уровнях: уровне личности, уровне коллектива и уровне общества. Данное деление достаточно условно. Это связано с тем, что затрагиваемые негативные явления имеют тенденцию влияния как на отдельные структуры личности (например, сознание, самооценка), так и на общество в целом (например, массовый алкоголизм) и тогда проблемы личности и коллектива постепенно становятся проблемой социальной.
Определение специфики каждого уровня позволяет выявить степень риска к проявлению отклонений в поведении, а также последствия, к которым оно может привести. Так, уровень личности подразумевает те социально-педагогические противоречия, которые возникают вследствие отклоняющегося поведения и оказывают асоциальное влияние на развивающуюся личность подростка. Вред наносится как психическому, так и физическому здоровью человека, затрудняет духовно-нравственное развитие личности. Все это негативно сказывается на процессе обучения в школе, межличностном общении и взаимодействии. Уровень коллектива отражает диссонанс между подростком-девиантом и его семьей, живущими рядом людьми. К сожалению, чаще всего в центре внимания остаются проблемы «отклоняющейся личности», а эмоциональные переживания, социально-бытовые и психолого-педагогические трудности ближайшего окружения, вызываемые этим поведением, – нет. Общественный уровень показывает, что проблема приобретает массовый характер. Она становится свойственна не только отдельным категориям лиц, но и определенным группам социума (например, деструктивная подростковая субкультура). Это те социально-педагогические последствия, которые оказывают влияние на весь процесс развития общества и могут привести к деградации нации.
На сегодняшний день в обществе наблюдается тенденция «омоложения» этих социально-педагогических последствий. Анализ психолого-педагогической, социологической литературы, а также периодических изданий позволил отметить тенденцию алкоголизации современных подростков. Данные опроса показывают, что 89 % подростков в возрасте 13–14 лет уже пробовали алкоголь. Из них 22 % употребляют его систематически (на семейных праздниках, перед дискотекой, на днях рождения друзей).
В настоящее время существует множество гипотез, концепций, которые стремятся дать философское, социологическое, психолого-педагогическое обоснование такому явлению как отклоняющееся поведение личности, факторам и механизмам его проявления, а также средствам и направлениям работы по профилактике и коррекции возникающих трудностей социализации подрастающего поколения. В связи с этим, школа, действительно заинтересованная в том, чтобы из нее вышли не просто люди с определенным багажом знаний, должна по иному взглянуть на свои задачи и возможности. И важнейшей для школы на современном этапе ее развития является задача, связанная с решением проблемы отклоняющегося поведения, организации эффективной работы по профилактике и коррекции девиантности, поиска инновационных форм и методов. Одной из таких форм работы в школе является индивидуальная помощь.
Проблема оказания индивидуальной помощи личности остается мало разработанной и продолжает вызывать интерес ученых, психологов, педагогов, а также лиц, принимающих непосредственное участие в составлении учебных программ, регулировании деятельности педагога-психолога и педагога социального. Среди педагогов, психологов прошлого и настоящего можно выделить имена Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталова, С. Н. Лысенковой, Е. Н. Ильина, М. В. Шакуровой, М. И. Рожкова, Л. В. Мардахаева и других. Возникнув в русле гуманистического направления педагогики, индивидуальная помощь содействует воспитаннику в максимальной реализации своего потенциала.
Рассмотрение сущности понятия «индивидуальная помощь» показало проблему точности и четкости формулировки данного понятия. Так, в социально-педагогических словарях это понятие не встречается. П. П. Украинец формулирует индивидуальнаю помощь как «деятельность профессиональных социальных работников, основанную на психосоциальных, поведенческих, системных концепциях и имеющую системные ценности, помогающую индивидам и семьям справиться с интрапсихическими, межличностными, социоэкономическими проблемами развития, осуществляющуюся при непосредственном взаимодействии с клиентом, лицом к лицу» [4, с. 168].
Чаще всего реализуемая социальным педагогом, индивидуальная помощь в рамках школы представляет собой вариант профессиональной педагогической помощи, «определенную систему средств и мер, обеспечивающих самореализацию детей в различных видах деятельности» [5, c. 229]. Она должна быть направлена, главным образом, на разрушение определенных установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирование новых с целью достижения самореализации личности в обществе. Посредством индивидуальной помощи требуется решить для обеих сторон возникший конфликт «личность – общество», «личность – социальная среда», «личность – группа», «личность – личность». Индивидуальная помощь социального педагога рассматривается в рамках не только коррекционной, но и профилактической работы и с подростком. В школьной практике используются три ведущих технологии индивидуальной помощи подросткам с отклоняющимся поведением. Рассмотрим их подробнее.
1) Технология профилактики направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения. Так, В. Т. Кондрашенко рассматривает профилактику девиантного поведения как «комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение» [6, с. 221]. При этом выдвигается ряд принципов, на которые должен опираться социальный педагог в своей деятельности: принцип научности, принцип социальной активности, принцип системности. Исходя из этих принципов, как отмечает В. Т. Кондрашенко, деятельность социального педагога должна быть «этиологичной, комплексной, дифференцированной и поэтапной, а главное – носить систематический и превентивный характер» [6, с. 206]. Профилактические мероприятия могут иметь разные формы: индивидуальные и групповые, основная цель – предупреждение. В педагогической литературе выделяется ряд типов уроков: уроки-консультации, театрализованные уроки, уроки-диспуты, уроки, которые ведут учащиеся, уроки-зачеты, уроки-игры, уроки-суды, уроки-диалоги, уроки поиска истины и другие. Выбор форм интерактивной работы с подростками достаточно широк и может быть использован не только в процессе обучение, но и в процессе воспитания.
2) Психолого-педагогическое сопровождение, предполагающее индивидуальную поддержку и помощь, организованное либо педагогом, либо по его просьбе (запросу) специалистом. Включает сбор информации, первичное формулирование проблемы, психолого-педагогическую диагностику, разработку рекомендаций для ребенка, родителей, педагогов, коррекцию.
3) Технология социально-психологической реабилитации: проведение специальной системы мероприятий, разрабатываемых специалистом и включающей организацию социального контроля условий воспитания и поведения ребенка; социальную поддержку тех, кто испытывает лишения из-за неблагоприятной обстановки в ближайшем окружении [5, с. 258]. Е. В. Змановская определяет это направление работы, как психологическую интервенцию и включает сюда преодоление, коррекцию и реабилитацию [1, с. 160]. После того, как была выявлена группа лиц, нуждающихся в помощи по преодолению отклоняющегося поведения, составляется коррекционная программа и ведется комплексная работа по преодолению сложившегося затруднения.
Оказание индивидуальной помощи детям, подросткам, юношам в воспитательной организации может иметь положительный эффект при наличии и соблюдении ряда условий: во-первых, наличие у педагогов установки на необходимость оказания индивидуальной помощи, а также определенного уровня психолого-педагогической подготовки, умения вести индивидуальные беседы и проводить групповую работу. Во-вторых, наличия у воспитуемого установки на добровольный контакт и готовности принять эту помощь. В-третьих, психическое, психологическое и духовно-нравственное здоровье самого педагога. В-четвертых, использование в воспитательной организации личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов.
Таким образом, работа с детьми с отклоняющимся поведением является общественно значимой и заключается в организации социального окружения растущей личности через комплекс средств и мер, обеспечивающих ее самореализацию в разнообразной деятельности: труде, игре и учебе.
Литература:
1. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы : учеб. пособие. – СПб. : Питер, 2011. – 352 с.
2. Тадевосян, Э.В. Словарь-справочник по социологии и политологии / Э. В. Тадевосян. – М. : Знание, 1996. – 272 с.
3. Волков, Ю. Г. Социология : Курс лекций : учеб.пособие / Ю. Г. Волков, В. Н. Ничипуренко, А. В. Попов, С. И. Самыгин. – Ростов н/Д : Феникс, 1999. – 512 с.
4. Украинец, П. П., Лапина, С. В., Бурова, С.Н. Социальная работа : учеб. пособие / под ред. П. П.Украинец. – Минск : Тетра Системс, 2005. – 288 с.
5. Шакурова, М. В. Социальное воспитание в школе : учеб. пособие для студ высш учеб заведений / под ред. А. В. Мудрика. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.
6. Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков : Диагностика. Профилактика. Коррекция: учеб.пособие/ В. Т. Кондрашенко. – Минск : Аверсэв, 2004. – 365 с.