Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

СРЕДОВОЙ ПОДХОД В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Автор: 
Елена Игнатович (Петрозаводск, Российская Федерация)

В рамках данной статьи рассмотрены сущность и особенности средового подхода в образовании; возможности проектирования дополнительных образовательных программ в контексте средового подхода, существенно обогащающего как сами программы, так и результаты обучения.

Среда – это универсальное понятие, предмет изучения и практического моделирования различных наук: социально-педагогических (социальная среда, педагогическая среда, образовательная среда и др.), историко-филологических (языковая среда, историческая среда и др.), естественнонаучных (среда обитания и др.), математических и технических (среда моделирования, компьютерная среда и др.). Широкое использование данного понятия связано не только с его многозначность, но и с многоаспектностью, полифункциональностью, разноплановой ролью и деятельностью человека в качестве субъекта и объекта среды [1; с. 38].

Развитие идей средового подхода в образовании имеет долгую историю. Вопросы, связанные со средой образования, находились в поле зрения исследователей ещё с античных времен. Объективный характер влияния среды на помещаемые в неё объекты был отмечен и описан в работах таких философов как Конфуций, Платон, Протагор, Аристотель. Сократу, Платону, Аристотелю принадлежат идеи в создании образовательных систем, в основе которых лежат принципы открытости образовательной среды, сотрудничество, диалог между её субъектами как база и механизм развития личности учителя и ученика; синтеза профессионализма и нравственности (Платон); практической направленности обучения (Аристотель) [2; с.17-22].

В эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.) с всплеском интереса к человеку с позиций гуманизма как потенциальному творцу совершенного мира, происходит дальнейшее развитие представлений о влиянии образовательной среды на становление личности. Размышления о среде как факторе становления человека, естественной «природной» среде и среде «искусственной», создаваемой самим человеком, находим в трудах многих философов и педагогов того времени.

Представители классической педагогики и мыслители, внёсшие большой вклад в развитие педагогический мысли, Я.А. Коменский, А. Дистеверг, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др. отводили особую роль образовательной среде, педагоги на практике реализовали большое количество идей, связанных с созданием благоприятной среды обучения и воспитания.

В 20-30-е годы XX века проблемы среды и её влияния начинают разрабатываться учеными на новом уровне в связи с развитием интереса к «социальной среде» становления личности человека. Исследованиями среды как фактора образования и воспитания занимались такие учёные как Н. Н. Иорданский, А.Г. Калашников, М.В. Крупенина, А.Б. Залкинд, С.С. Моложавый, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин и др.

Последние пятнадцать лет в педагогической науке наблюдается новый всплеск интереса к средовому подходу (Е. Белозерцев, З.И. Васильева, О. Долженко, Н.Б. Крылова, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новиковой, В.Я. Синенко, Д.Ж. Маркович, В.И. Слободчиков, А. Усачев, Г.П. Шедровицкий, Т.И. Шамова, Г.Г. Шек, В.А. Ясвин и др.). Он активно развивается наряду с личностно-деятельностным, культурологическим, системным, ценностно-ориентационным, синергетическим и другими современными общенаучными подходами к феномену образования.

Основная идея средового подхода заключается в актуализации окружающего мира как источника формирования и развития человека, его нравственного, интеллектуального, духовного, социального опыта, физического становления и др. [2], учёте ресурсов окружающей среды при создании образовательных систем.

Средовой подход позволяет рассматривать систему образования в единстве с окружающей средой. Среда образования предстаёт как поле полифункциональных разноуровневых ресурсов, стихийное влияние которых может быть упорядочено при соответствующих подходах. Ведущим субъектом деятельности и ресурсом среды выступает человек, который, с одной стороны, развивается под влиянием среды, а с другой стороны включен в преобразующую эту среду деятельность.

Среда образования – это пространство, в котором функционирует и развивается система образования с учетом всех включенных в образовательный процесс социальных институтов, выполняющих образовательную и культурно-образовательную функцию. Речь идёт о системе дополнительного, дошкольного, общего и профессионального образования, представленной образовательными учреждениями различного типа и уровня, системе управления образования локального, муниципального, регионального и федерального уровней, институтах культуры (музеи, театры, выставочные залы и др.) различного профиля и уровня, коммерческих и некоммерческих организациях, выполняющих образовательную функцию. Среда образования органично входит в региональную, российскую, международную социокультурную, социально-экономическую среду.

Образовательная среда это специально создаваемое образовательное пространство образовательного учреждения и совокупность всех потенциальных образовательных ресурсов, находящихся внутри и за его пределами.

Образовательная среда представляется рядом исследователей (Н.Б. Крылова, Д.Н. Кавтарадзе, Д.Ж. Маркович, В.И. Слободчиков, К.Д. Ушинский, Г.П. Шедровицкий, В.А. Ясвин и др.) «как система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [3; с.64]. Нельзя не согласиться с В.А. Ясвиным в том, что особое методологическое значение в этом определении приобретает понятие "возможности", которое предполагает активную роль самой личности (т.е. ее субъектную позицию) в освоении развивающих ресурсов среды, поскольку определяется в равной мере как специфическими свойствами среды, так и свойствами личности (Дж. Гибсон). Возможности – «мостик» между человеком и средой. В то же время "влияния" и "условия" предполагают воздействие "активной" среды на "пассивного" человека, т.е. предопределяют объектную позицию обучающихся.

В контексте развития идей непрерывного образования, использование образовательных возможностей и условий среды становится актуальным не только в системе базового (основного общего, профессионального) образования, но и дополнительного.

Обращение к среде связано с необходимостью 1) разработки инновационных дополнительных образовательных программ, содержание и технологии обучения которых соотносятся с реальной и перспективной ситуацией социокультурного развития; 2) выстраивания новых инновационных образовательных маршрутов обучающихся, интегрирующих и синтезирующих знания и опыт разного уровня, различных профессиональных сфер, иногда рождающийся в процессе обучения или синхронный ему. Таким образом, в системе дополнительного профессионального образования (далее ДПО) назрела потребность в синхронизации образовательных и реальных практик, выстраивании продуктивных взаимосвязей между образовательной системой ДПО и широкой социально-культурной, экономической средой, включающей образовательные среды различного уровня.

В последние годы в теории и практике дополнительного профессионального образования активно используются термины «формальное», «неформальное», «информальное» образование, описывающие потенциальные формы повышения квалификации, профессионального развития. Понятия были введены и активно исследуются Европейским союзом, нашли отражение в российской «Стратегии 2020» [6].

Сама система ДПО представляет собой формализованную часть образовательной среды – институциональные формы в виде закрытых 72-часовых программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. «Формальное образование» - происходит в организованной и структурированной среде (вуз, школа, рабочее место), завершается проверкой результатов и сертификацией [4].

«Неформальное образование» - частично планируемое обучение, не всегда воспринимаемое в категориях образования, но сохраняющее его черты [4], это неформатное образование [5:24], внутрифирменное образование [5:24], курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры) [6; с. 33]. Современное дополнительное профессиональное образование активно использует ресурсы открытой культурно-образовательной среды для организации открытых программ, образовательных модулей программ, научно-методических мероприятий (проблемных семинаров, тренингов и др.). Включение ресурсов среды в дополнительные образовательные программы предполагает их институционализацию, введение механизмов валидации (оценки) результатов.

«Информальное образование» - результат повседневной деятельности индивида, связанной с его работой, семьёй, досугом. Не является организованным и спланированным [4] . В российских источниках называется также внеформальным [5: 20], спонтанным [6; с. 33], самостоятельным; реализуется за счет собственной активности индивидов в насыщенной культурно-образовательной среде. Сутью системы дополнительного (неформального) образования является переход от централизованных и жестко организованных траекторий профессиональной подготовки к свободной встрече широкого предложения образовательных услуг и многообразных потребностей в повышении квалификации, в освоении новых знаний и технологий [6; с. 33].

Анализ указанных терминов позволяет увидеть в информальном образовании мощный инструмент взаимосвязи образовательной среды и системы дополнительного профессионального образования, своеобразный канал между вариативами среды и развитием человека. В культурно-образовательной среде в свёрнутом виде находятся все достижения человечества. Управление культурно-образовательной средой предполагает разворачивание культурно-образовательных потенциалов, выбор культурно-образовательных сюжетов, ситуаций, мотивов, артефактов и др. для культурно-образовательного развития обучающего и обучающегося. Именно потенциалы среды позволяют выходить на такое понятие как индивидуальный образовательный маршрут профессионального развития, сопряженное с понятием индивидуальной образовательной программы повышения квалификации.

Неформальная и информальная часть образовательного пространства ДПО имеют свои особенности. В «Стратегии 2020» обозначены её основные черты:

  • общедоступные национальные библиотеки цифровых образовательных ресурсов;

  • ресурсы дистанционного самообразования через формирование общедоступных сервисов самообразования через Интернет на основе новых технологий работы со знаниями и с сознанием;

  • система образовательного консультирования и поддержки непрерывного образования: центры консультирования по получению дополнительного образования при службах занятости; организации, предоставляющие услуги карьерного консультирования (профессиональной и образовательной ориентации) в школах и других учебных заведениях» [6; с. 34].

Важное место в инфраструктуре информальной части среды ДПО займут Интернет и локальные сети, развивающиеся сервисы основе информационных и коммуникационных технологий.

Новой задачей в развитии средового подхода становится исследование и проектирование вариативных индивидуальных маршрутов в насыщенной культурно-образовательной среде, управлением развитием среды, технологии структурирования среды и институционализации её ресурсов как образовательных, гуманитарных технологий.

Литература:

  1. Игнатович Е. В. Климат в образовании: учебно-методическое пособие по управлению климатом в условиях развития культурно-образовательной среды / Игнатович Е. В.; под ред. З. И. Васильевой.  Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2010.  160 с.

  2. Делия В.П. Формирование и развитие инновационной образовательной среды гуманитарного вуза. – М.: ООО «ДЕ-ПО», 2008. – 480 с.

  3. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды/ В.А.Ясвин. - М., 2000.

  4. European guidelines for validating non formal and informal learning. Luxemburg: European Centre for the Development of Vocational Training, 2009. – 96 р.

  5. Смирнов Д.В. Система дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагогов на основе кластерного подхода. Автореферат дисс. на соиск. ст. докт. педаг. наук. Шуя, 2012

  6. Российское образование – 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва 1-3 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.