Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ВОСПИТАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Автор: 
Анна Мезенцева ( Севастополь, Украина)

В контексте новых идей и принципов, выдвигаемых в процессе обновления общественных институтов и структур, следует рассматривать содержание образования и воспитания. Необходимо также учитывать и то, что высшая школа формирует уже сложившегося человека, уже самоопределившуюся личность, поэтому в воспитании здесь должны превалировать стимулирующие начала. Однако чтобы эти приоритеты могли реализоваться в полной мере, нужны переосмысление сложившихся в практике вузовского воспитания стереотипов и иная организация учебно-воспитательного процесса.

Педагогические проблемы формирования культуры специалиста технического профиля стали закономерным отражением противоречия, возникшего между идеалом всесторонне развитой личности и недостаточно действенным механизмом учебно-воспитательного процесса, между требованиями к качеству всесторонней подготовки и реальным состоянием культурного развития молодежи. Преодоление указанных противоречий порождает уже иные проблемы – организационно-практические, управленческие, решение которых связано с поиском новых форм организации воспитательной работы.

Гуманистические принципы воспитания не позволяют сводить воспитание к целенаправленным воздействиям. Его необходимо представить как сложный, деятельностный, противоречивый процесс взаимоотношений: личности преподавателя, студента и студенческого коллектива, преподавательского и студенческого коллективов, общей нравственно-психологической и социокультурной атмосферы общества и вузовского коллектива. Эти четыре типа основных действующих на студента сил есть внешние элементы педагогического влияния, а внутренние – это духовный мир самого студента, благодаря которому осуществляются постоянный выбор, интериоризация взаимоотношений, их активное приятие или неприятие, их пассивное игнорирование или выжидательное любопытство. И, наконец, еще один показатель процесса воспитания, важность которого часто недооценивается, – результат влияния, т. е. суждение, поступок, действие студента, которые только и могут в полной мере раскрыть эффективность всего воспитательного процесса. Суть воспитания – именно в результирующих актах, совершаемых личностью, а не в целенаправленном влиянии на нее, которое есть обязательная предпосылка воспитания [2, с. 22].

Надо признать, что, поскольку любая система образования и воспитания вынуждена транслировать знания и ценности на рецептурной основе, ей объективно присущ консерватизм. Чтобы преодолеть противоречие между эвристическими, проективными целями и задачами образования и репродуктивным в своей основе его содержанием, необходим механизм стимулирования культуротворческой деятельности преподавателя и студента. Речь идет о приоритетном развитии культуротворческих функций образования, их ведущей роли и в подготовке будущего специалиста, и в утверждении опережающего характера самого образования. Это поможет отойти от многих стереотипов построения учебно-воспитательного процесса, позволит перейти к подлинному многообразию форм воспитания, обусловленному, прежде всего интересами студентов, их инициативой и самодеятельностью [2, с. 23].

Основными противоречиями воспитательного процесса стали несоответствия между нормативными требованиями к личности и реальным состоянием дел в сфере воспитания; между динамизмом практики воспитания и известным отставанием от нее теоретических обобщений и анализа; между усилиями педагогов и деятельностью самой личности; между целями и средствами воспитания в условиях накопления и обострения социальных противоречий и расхождения слова и дела; между ростом образовательного и снижением культурного, уровня части населения. Противоречия воспитательного процесса есть источник его развития, поэтому и некоторая рассогласованность целей и результатов воспитания – необходимое условие и предпосылка исторического развития [2, с. 24].

Новое педагогическое мышление включает переосмысление самого процесса воспитания, его принципов, средств и методов, а также новое отношение к культуре как естественной среде воспитания. Новым значением наполняется понимание социальных функций воспитания, исполняемых им ролей. Наряду с такими нормативными и проективными функциями, как передача нравственных норм, трансляция знаний, развитие личностных способностей, в новом социальном контексте задаются и культуротворчеркие функции воспитания. Эти функции отражают его общественное назначение создавать культурные ценности, прежде всего главнейшую – личность человека.

Развитие новых теоретических положений педагогики расширяет понимание культуротворческой природы воспитания – его роли в формировании культуры личности, культуры общения в коллективе, культуры педагогического общения, культурной среды развития личности. Решающим и основным средством влияния педагога в этих условиях становится стимулирование деятельности студентов (индивидуальной, групповой, коллективной). От качества организации их деятельности зависят степень влияния, качество и эффективность воспитания.

Хотелось бы выделить некоторые педагогические принципы, которые могут помочь в перестройке воспитательной работы в высшей техничсекой школе.

1.   Отношения преподавателя со студентами строятся как совместная творческая деятельность; принцип педагогического общения не со своими знаниями к студенту, а со студентами к науке и ее глубинам.

2.   Обучение, образование и самообразование зиждятся на личной заинтересованности человека, его индивидуальных интересах, способностях, гармонично соединенных с коллективными, общественными чувствами и устремлениями, т.е. пре подносимое знание не нивелируется, а усредняется; таким образом, познавательная активность формируется на основе внутренних потенций самих студентов (только такое обучение и может воспитывать).

3.   Совместную деятельность преподавателя и студента, а также самостоятельную работу студента пронизывает идея пре одоления сложностей, идея достижения трудной цели. Если знание дается студенту упрощенно, примитивно, оно сформирует негативные стереотипы, отношение к нему как догме.

4. Формирование у студента широкого, образного, панорамного мышления способствует развитию мотивации деятельности, увлеченности ею.

5. Идея свободного выбора форм, направлений, методов деятельности также формирует мотивационную сферу, развивает творческое мышление, умение критически оценивать свои возможности и стремиться к самостоятельному решению всё более трудных задач (в том числе и в рамках самообразования).

6. Видение студентом перспективы собственной подготовки, самообразования и самовоспитания формирует целеустремленность. Реализация идеи опережения в учебной и научной деятельности и создает ту соревновательность в овладении знаниями, которая стимулирует освоение студентом основ профессионального мастерства.

7.  Формирование системного мышления, умения "свертывать" и детализировать информацию не только дисциплинирует ум, но формирует широкие интеллектуальные способности, это важнейшая черта профессиональной культуры специалиста.

8.  Самоконтроль и самоорганизация – первые шаги в формировании управленческих навыков будущего специалиста. Они лежат в основе более сложного умения – коллективного анализа общей работы. Они – необходимый элемент формирования коллективистского сознания и культуры межличностного общения.

9. Значительное влияние на формирование личности оказывает интеллектуальный фон группы, коллектива, его творческая атмосфера, создание которой – такая же важная педагогическая задача, как и задача формирования личностных качеств.

10.  Принцип воспитания в трудовой деятельности реализуется только в условиях ее насыщения творческими и нравственно-эстетическими началами, которые лишь и могут превратить ее в радость, сделать нормой инициативу, изобретательность и предприимчивость..

11.  Самоуправление также должно быть творческим и всеобщим. Деления на актив и пассив нет. Каждый член коллектива должен на деле участвовать в различных формах управления, соуправления и самоуправления.

12. Доминантой воспитания становится личностный подход, абсолютное признание достоинства каждой личности, ее права на выбор, собственное суждение, самостоятельный поступок. Меняются акценты: личность студента - не объект воспитания, а субъект деятельности. Новые доминанты воспитания рушат однонаправленность и асимметрию педагогического общения, опровергают правомерность деления преподавателей и студентов на "субъекты" и "объекты" воспитания. Личностный подход (в отличие от индивидуального, который чаще всего сводился только к учету индивидуальных особенностей студента) предполагает организацию воспитательного процесса как взаимовлияния личностей. Именно такой подход к студенту способствует формированию у него чувства социальной ответственности [2, с. 26].

В сфере высшего технического образования проблема формирования культуры будущего специалиста отражает определенные реальные сложности становления идейной и социальной зрелости молодежи: недостаточную целостность и гармоничность в развитии духовных потребностей студентов, проявления без нравственности, иждивенчества или безразличия к человеку, низкий культурный уровень части абитуриентов и его незначительный рост у выпускников и др.

Исследование особенностей и тенденций формирования культуры будущего специалиста технического профиля в учебной, идейно-воспитательной и организационной деятельности вузовских коллективов предполагает решение новых проблем теории воспитания, которая не могла бы развиваться как целостная и системная теория, если бы она постоянно не самоопределялась в системе научного знания. Такое самоопределение невозможно без многообразных форм связи и интеграции со смежными областями научного знания, прежде всего историей педагогики и дидактики, психологией и социальной психологией, этикой и эстетикой. То, что сейчас на развитие теории воспитания оказывают сильное влияние все гуманитарные науки, особенно этика, философия, художественная публицистика, свидетельствует об актуализации, во-первых, их общего интереса к личности, во-вторых, гуманистических приоритетов в общественной жизни, в-третьих, тяги к культуре. Первые две тенденции уже начали реализоваться. Третья только формируется, подчас непоследовательно и противоречиво, и ей предстоит еще реализоваться в культурном самосознании и культурной деятельности специалиста (в широком их понимании), чтобы стать потребностью в культурном творчестве, если для этого будут созданы соответствующие условия.

Формирование культуры будущего специалиста технического профиля требует расширения социального контекста воспитывающих влияний на студента. Прежде всего, подразумевается более тесное и глубокое соединение: 1) развивающего обучения; 2) личностного влияния преподавателя на студента в процессе педагогического общения; 3) культурного влияния на студента всей жизнедеятельности вузовского коллектива и особенно студенческой группы; 4) формирующего влияния собственной социальной деятельности студента, его включенности в самоуправление и соуправление.

Качество воспитания современного специалиста определяется целостным характером учебно-воспитательного процесса, в котором в полной мере реализуются все принципы, приемы и методы новой педагогической деятельности. Качество воспитания задается взаимодействием различных форм организации социальной и профессиональной деятельности будущего специалиста. Можно было бы указать и другие социокультурные параметры качества воспитания, однако, мы думаем, дело отнюдь не в перечислении большого количества его характеристик. Сложность теоретического изучения и практического достижения качества воспитания состоит в выявлении его определенной черты, выражающей высокую степень эффективности педагогической деятельности. По-видимому, такой определяющей качество чертой является культурологический характер воспитания, служащий организационной и духовной основой всесторонней подготовки. Культуротворческие приоритеты воспитания – единственное, что соответствует современным задачам гуманизации и интеграции образования, производства, науки и культуры [2, с. 30].

Выводы. Как известно, культура может реализоваться и развиваться через многообразие. Поэтому воспитание, если оно по содержанию и богатству форм становится культуротворческим, нацелено на нестандартные, эвристические, поисковые средства и методы формирования культуры будущего специалиста, опирающиеся на потребности, инициативу и поиск самих студентов. В этом смысле жестко "заорганизованное" и "запланированное" воспитание неэффективно и непродуктивно. Оно не развивает личность. Ее развивает только то воспитание, которое предоставляет ей свободу поиска и право на собственный выбор. Стандартизация же воспитания ограничивает возможности раз вития личности. Это особенно касается студенческой молодежи, людей, сформировавших в основном свои ценностные ориентации. Творческая деятельность, выбранная ими на основе собственных интересов и целей образования, создает органическую воспитывающую и развивающую среду. Если эта деятельность (включающая и совместную предметную деятельность, и творческое общение с преподавателем) к тому же и культуроемка, содержательна, то тогда отпадает необходимость проведения каких-либо специально "воспитывающих" (воздействующих) мероприятий. Отпадает необходимость и в жестком, детальном планировании воспитательной работы, поскольку совместные творческая деятельность и творческие контакты преподавателя и студента не поддаются точному прогнозированию и предвидению (творчество трудно планировать, ибо в нем действуют главным образом механизмы саморегуляции).

Литература:

1.  Кон И. Эстафета поколений // Коммунист. 1987. 4.

2. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод. Пособие. - М.: Высш.шк., 1990. - 142 с.

Научный руководитель:

кандидат искусствоведческих наук. Доцент, Смирнова Т.В.