Автор:
Дина Мендалиева, Латифа Сариева, Джамиля Якупова (г.Уральск, Казахстан
Успешное решение современных экологических проблем недостижимо без высокого уровня развития образования. Одним из необходимых условий этого является разработка и внедрение рациональной комплексной системы непрерывного экологического образования как главного средства формирования общественного и индивидуального экологического сознания.
Изучение химии с экологической составляющей позволяет рассмотреть проблемы, связанные с оценкой природных и техногенных факторов. Экологизация содержания курса химии, цикл учебного познания определяют выбор форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют комплексному раскрытию учебных экологических проблем.
В работе [1] отмечается, что в высшем образовании существуют три разных направления экологического образования:
- первое следует назвать мировоззренческим. Оно непосредственно продолжает то образовательное направление, которое было заложено еще в общеобразовательной школе. Специалист должен обладать необходимым миропредставлением, определенным философским фундаментом для своей деятельности и быть способным опираться на наглядные достижения естественных наук;
- второе направление: экологический профессионализм будущего специалиста. Если первое направление достаточно универсально, то второе связано с характером будущей деятельности студента, с его способностью принимать наиболее рациональные, конструктивные, технологические, хозяйственные или административные решения с учетом экологических факторов;
- третье направление деятельности обусловлено необходимостью подготовки специалистов, способных решать многочисленные задачи, связанные с взаимоотношением человека и окружающей среды.
В ХХI веке необходимость всеобщего образования в области охраны окружающей среды связана с тем, что преодоление экологического кризиса только техническими средствами оказалось проблематичным. Невозможно поддерживать состояние равновесия, если общество не преобразовывает самого себя, свою нравственность, менталитет, а опирается только на технические знания и решения. Человечество ожидает длительный и трудный процесс совместного преобразования природы и общества, причем решающее значение в его деятельности будет иметь формирование цивилизации, отвечающей новым потребностям человека, согласованным с новыми реалиями окружающей среды.
В работе А.Г. Сармурзиной [2] отмечено, что стремление к комплексному исследованию поведения природных систем при взаимодействии их с обществом – одна из наиболее характерных черт экологизации науки. Экологизация способствует преодолению конфликтов между познающей и преобразующей деятельностью человека. Экологическое направление в естествознании представляют собой теоретико-прикладные дисциплины. В их задачу входит не только регистрация неблагоприятных для биосферы и человеческого организма последствий научно-технического прогресса, но и более общая задача гармонизации взаимоотношений человека и природной среды.
Переход к экологическому и устойчивому развитию является национальной экологической стратегией Республики Казахстан, одним из приоритетных направлений которой является экологическое образование, предусматривающее как экологическое просвещение гражданского общества, так и подготовку профессиональных кадров для реализации задач в области охраны окружающей среды. В связи с этим становится актуальной проблема подготовки кадров по химическим специальностям, способных вместе с экологами грамотно осуществлять мониторинг, управлять риском возникновения экологических кризисов. Актуальность знания экологических проблем и путей их решения определяется еще тем, что рациональное природопользование и эффективные меры по защите окружающей среды возможны только на основе знаний законов природы и их разумного применения.
Роль курса химии в экологическом образовании и экологии в химическом образовании обусловливается тем, что данные науки связаны с познанием законов природы, химической формы движения материи и ее значимостью в материальной жизни общества. Современность требует внимания к экологическим проблемам и экологическому воспитанию, возникшим в результате технической оснащенности общества и вызванным мощным химическим воздействием на природу. Решение этих задач возможно через введение элективных курсов химико-экологической направленности в учебную программу, которые дополняют, расширяют и углубляют знания обучающихся по химии и экологии, где освещаются общие и прикладные экологические вопросы.
В настоящее время высшее химическое образование нельзя считать завершенным и современным, если студент не получил определенного объема знаний о химических проблемах экологии. Изучение экологических дисциплин тем более необходимо, так как все больше дипломированных химиков включаются в работу природоохранных организаций различного уровня.
В Западно-Казахстанском государственном университете им.М.Утемисова студенты получают образование в области химии по педагогическим и техническим специальностям. Студенты, обучающиеся по специальности «Химия» исследовательская» изучают следующие дисциплины, которые позволяют получить и углубить знания в области экологии: «Химия объектов окружающей среды и редкометального сырья», «Экологическая химия», «Основы химического мониторинга», «Химические загрязнители окружающей среды». В программу студентам, обучающимся по специальности «Химия образовательная» включены следующие экологические дисциплины: «Экология и устойчивое развитие», «Химическая экология», «Химические основы экотоксикологии», «Аналитический контроль объектов окружающей среды», «Экологическое воспитание на уроках химии». На специальностях «Химическая технология органических веществ» и «Химическая технология неорганических веществ» введены такие курсы, как «Химия воды и методы очистки», «Инженерная экология и охрана окружающей среды», «Экологический мониторинг».
Целью таких дисциплин является изучение трансформации химических соединений в окружающую среду, прогноз возможных последствий таких изменений и формирование навыков принятия решений с учетом экологических требований.
В связи с этим учебные дисциплины включают в себя следующие основные задачи:
- изучение закономерностей накопления, пространственно-временного распределения и физико-химических превращений загрязнителей окружающей среды;
- пути снижения уровня химического загрязнения окружающей среды наиболее опасными для экосистемы загрязняющими веществами;
- создание методов и средств анализа и мониторинга загрязнителей окружающей среды;
- прогнозирование поведения химических загрязнителей под влиянием различных природных факторов и антропогенных воздействий;
- разработка способов управления состоянием природной среды.
Для решения этих задач студент должен знать:
- общетеоретические положения и сведения о геосферах Земли;
- глобальные биогеохимические циклы биогенных и абиогенных химических элементов;
- физико-химические процессы, протекающие в окружающей среде в результате антропогенного загрязнения;
- закономерности и факторы, влияющие на процессы распространения химических веществ в окружающей среде.
Уметь:
- выбирать эффективные методы обнаружения и определения концентраций различных типов химических загрязнителей в пробах, взятых из компонентов окружающей среды: атмосферы, гидросферы, литосферы, флоры и фауны.
- выбирать эффективные методы очистки компонентов окружающей среды от различного типа загрязнителей;
- прогнозировать поведение различного типа загрязнителей и уметь оценить ареал их распространения в природной среде.
-
В процессе обучения студенты приобретают следующие практические навыки:
-
- проведения лабораторного эксперимента;
-
- проведения расчетов;
-
- анализа и защиты полученных результатов;
-
- самостоятельного анализа экологических проблем и эффективного ее решения.
Таким образом, решение экологических проблем в таком направлении позволяет подготовить специалистов, готовых к решению возникших экологических проблем.
Литература:
-
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология.-Ростов-на-Дону:Изд. «Феникс»,1996.-480 с.
-
Сармурзина А.Г. Экологическая химия:область науки и учебная дисциплина // Пленарный доклад на Междунар.конф. «Экологическая химия-2005».- г.Кишинев.-2005.-С.6-14.
Сведения об авторах:
Мендалиева Дина Кенжебековна
Профессор, доктор химических наук
Сариева Латифа Саматовна
Доцент, кандидат химических наук
Якупова Джамиля Болатовна
магистр химической экологии