Автор:
Евгений Бронский, Валентина Лебедева, Жанна Антихович (Павлодар, Казахстан)
Актуальность исследования. В настоящее время, в период реформирования средней общеобразовательной школы Республики Казахстан в связи с переходом на двенадцатилетнее обучение, возникает масса вопросов, связанных с проблемой здоровья школьников. Модернизация общеобразовательной системы, создание современного устойчивого механизма развития школы, обеспечение общедоступности и повышение качества образования отодвигают данную проблему на второй план. Школьные годы – это важнейший период формирования здоровья подрастающего поколения.
Установлено, что с началом систематического обучения детей в школе их суточная двигательная активность снижается на 50%. При этом 82-85% данного времени большинство учащихся находятся в статическом положении. Снижение объёма ДА оказывает негативное влияние на умственную работоспособность, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно – сосудистой и других систем [1, с. 6].
На состояние здоровья школьников в немаловажной степени влияет ряд педагогических факторов: стрессовая тактика авторитарной педагогики, интенсификация учебного процесса, увеличение объёма вербальной информации, несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся. Общеизвестно, что даже обычная образовательная программа в настоящее время под силу лишь одной трети учащихся, а сочетание избыточной умственной нагрузки и недостатка уровня физической активности способствует нанесению значительного ущерба здоровью школьников.
Актуальность проблемы здоровья школьников отмечается и в Государственной программе развития физической культуры и спорта в РК на 2007-2011 годы.
За последние десятилетия в экологически неблагоприятных условиях проживания Павлодарского Прииртышья уровень здоровья детей и подростков катастрофически снизился (статистические материалы Министерства здравоохранения РК). В регионе широко распространены болезни органов дыхания, кровообращения, нервной, пищеварительной системы [2, с. 82]. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что у 40% школьников отмечаются первичные признаки остеохондроза [3, с. 3].
В средней общеобразовательной школе физическая культура является базовой областью образования и призвана закладывать у учащихся основы физического и духовного здоровья [4, с. 3]. В связи с предстоящим переходом среднего общего образования на 12- летнее обучение, в котором, одним из определяющих является личностно-ориентированный и здоровьесберегающий подход в образовательном процессе, данное исследование является весьма своевременным [5, с. 4].
Проблема заключается в разрешении противоречия между необходимостью сохранения и укрепления здоровья школьников и несовершенством современной системы образования в вопросе охраны здоровья учащихся. Оздоровительный эффект уроков физической культуры в объеме трех (тем более двух) часов в неделю отстает от уровня требований, предъявляемых условиями современной жизни и организацией учебного процесса к организму школьников. Три урока физической культуры дают лишь 15-17 %, а два урока и того меньше, 10-12% недельного объема двигательной активности. Повысить оздоровительную эффективность уроков физической культуры возможно только за счет инновационных подходов, в частности, личностно-ориентированную образовательную направленность.
Одним из путей решения указанной проблемы явилось обязательное введение третьего урока физической культуры в школах РК. Таким образом, три обязательных урока физической культуры в средних общеобразовательных школах культивируются уже в течение более десяти лет.
Целью исследования является анализ многолетней динамики показателей здоровья школьников г. Павлодара.
В исследовании были поставлены задачи:
1. Определить уровень здоровья школьников по его компонентам;
2. Сопоставить уровни здоровья школьников пятых классов 1996г. и 2010г.
При решении задач исследования были использованы следующие методы: анализ литературных источников; врачебно-педагогическое обследование; педагогическое тестирование; опрос; мультиметрия; математико-статистическая обработка материалов исследования.
Организация исследования. Первое обследование школьников (n=34), занимающихся по типовой учебной программе [4, с. 3] в режиме двух уроков физической культуры в неделю, проводилось в 1996 г. Во втором обследовании, выполненном в 2010 г., наблюдались 38 школьников, занимающихся в режиме трёх уроков физической культуры по действующей типовой учебной программе [6, с. 3].
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на территории Казахстана определён оздоровительный эффект трёх уроков физической культуры и проведен многолетний мониторинг состояния здоровья школьников.
Комплексная оценка уровня здоровья определялась по четырём компонентам – физическому, психическому, энергетическому и двигательному. В каждом из указанных компонентов оценивались четыре наиболее значимых качества свойств организма, необходимых, в первую очередь, для успешного выполнения учебной деятельности.
В основу оценки уровня здоровья была положена методика, предложенная В.С.Фоминым [7, с. 19; 8, с.2.]. Достоинство методики заключается в том, что разномерные и разномодальные результаты расчетов абсолютных показателей компонентов здоровья представлены в виде нормализованных единиц (Н.ед.) в процентах от максимальных значений этих показателей.
Состояние физического компонента здоровья школьников определяли по показателям длины тела (ДТ), массы тела (МТ), окружности грудной клетки (ОГК) и жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ). Гармоничность физического развития оценивали на основе сочетания показателей массы тела, окружности грудной клетки с длиной тела.
Состояние психического компонента оценивали по показателям умственной работоспособности (УР) (методика корректурных проб), психической работоспособности (ПР) (квазистационарный потенциал коры головного мозга - методика мультиметрии), уровню самооценочной тревожности (УСТ) и уровню утомляемости (УУ) (опросные методики).
Оценку энергетического компонента здоровья проводили по состоянию коэффициента выносливости (КВ), коэффициенту экономичности кровотока (КЭК), максимальному потреблению кислорода (МПК) и относительному показателю (ЖЕЛ/КГ).
Состояние двигательного компонента здоровья определяли по показателям динамометрии (ДНМ), станометрии (СТМ), а также аэробным и анаэробным способностям по результатам тестирования (бег на 30 и 1200 м).
Исходя из того, что школьники 2010г. обследования за четыре года обучения имели на треть больше уроков физической культуры по сравнению со своими сверстниками 1996 г., предполагалось, что уровень их здоровья должен быть выше. Однако сопоставление показателей уровня здоровья по его компонентам выявило неожиданный результат.
По физическому компоненту здоровья отмечена незначительная положительная динамика длины тела школьников за 12 лет в 1,2 см (р>0,05) и незначительное снижение показателей массы тела на 0,2 кг, окружности грудной клетки и жизненной емкости легких (р>0,05). Современные школьники стали несколько выше, незначительно потеряли в массе тела и как следствие, уменьшились размеры грудной клетки и жизненная ёмкость лёгких.
Наиболее серьёзные отрицательные сдвиги наблюдаются в показателях психического компонента здоровья. Методика корректурных проб (показатель УРС) выявила явное снижение умственной работоспособности у современных пятиклассников. У них отмечено меньшее количество прослеженных знаков и увеличенное количество допущенных ошибок (р>0,05). Субъективная оценка уровня ситуационной тревожности и уровня утомляемости у школьников второго обследования, как и показатель психической работоспособности, оказались несколько ниже, чем в первом обследовании.
В энергетическом компоненте, который характеризуется в первую очередь состоянием сердечно - сосудистой и дыхательной систем у школьников 2010г. отмечена незначительная и недостоверная динамика показателя МПК (р>0,05). Эффективность деятельности сердечно – сосудистой системы за наблюдаемые годы не претерпела видимых изменений и осталась на прежнем уровне. Жизненный индекс современных пятиклассников несколько повысился, но изменения несущественны и недостоверны (р>0,05).
Показатели двигательного компонента здоровья современных школьников в динамометрии и станометрии, а также в анаэробных способностях (бег 30 м), проявили минимальную недостоверную положительную динамику (р>0,05), а вот аэробные способности организма оказались несколько ниже, чем у их сверстников 1996 г. обследования (рис. 1).
Таким образом, из 16 случаев наблюдений за компонентами здоровья школьников 2010 г. преимущество отмечено только по пяти показателям, два остались без изменений и девять показателей оказались ниже, чем у учащихся 1996г. обследования. Очевидно, что увеличение до трёх уроков физической культуры в неделю, при их нынешнем содержании, не вызвали ожидаемых изменений в уровне здоровья современных школьников. Профили здоровья, представленные на рисунке, практически идентичны и подтверждают мнение о том, что состояние физического воспитания школьников в течение последних лет не претерпело качественных изменений.
Выводы:
-
Установлено, что за 14 лет, (с 1996 по 2010 г.) ппроблема здоровья подрастающего поколения в РК остаётся по-прежнему актуальной и злободневной.
-
В свете изменения подходов в образовании существует необходимость кардинального пересмотра внутреннего содержания уроков физической культуры в плане применения более эффективных оздоровительных средств, методов и форм организации.
Литература:
1. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Пособие для учителя /С.А.Баранцев, Г.В. Береуцин, Г.И. Довгаль, И.Н. Столяк; под ред. А.М. Шлемина. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
2. Имангалиев А.С. Педагогическая валеология. - Алматы: Алем, 1998. -262 с.
3. Пушкарева М.Т. Методика занятий оздоровительной физической культуры при профилактике остеохондроза позвоночника у учащихся 11-12 лет общеобразовательных школ: автореф. … канд. пед. наук: 13.00.04. - М., 1985. – 24 с.
4. Типовая программа по физическому воспитанию учащихся I-XI классов общеобразовательной школы / В.П.Фирсов, А. В. Цуркин. – Алматы: Рауан, 1993. – 99 с.
5. Бронский Е.В. Повышение оздоровительной эффективности уроков физической культуры школьников посредством личностно-ориентированной образовательной направленности: автореф. … канд. пед. наук: 13.00.04. – Алматы, 2008. – 29 с.
6. Программы. Физическая культура (5-11 классы) /Касымбекова С.И.,Телеугалиев Ю.Г., Тайжанов С. Алматы: Кабинет Казахской академии образования им. И.Алтынсарина, 2000. – 47 с.
7. Фомин В.С. Проблемы измерения здоровья на основе развития адаптационных свойств организма // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 7 – С. 18-23.
8. Фомин В.С. Способ измерения здоровья //Приоритетная справка по заявке № 95 11609/14019650, НИИ ГПЭ от 5.07.1995. – 7 с.
Сведения об авторе: Бронский Евгений Васильевич, к.п.н, доцент кафедры теории и методики физического воспитания Павлодарского государственного педагогического института
Лебедева Валентина Ильинична - к.п.н, заведующая кафедрой теории и методики физического воспитания Павлодарского государственного педагогического института
Антихович Жанна Станиславовна - старший преподаватель кафедры теории и методики физического воспитания Павлодарского государственного педагогического института,