Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К СОВРЕМЕННОМУ ТЕЛЕВИДЕНИЮ КУБАНИ

Автор: 
Артем Скляр (Краснодар, Россия)

С нашей точки зрения, актуальность статьи заключается в том, что современное региональное российское телевидение в последнее время особенно подвержено влиянию различных новых философских, культурных, идеологических, эстетических и художественных течений, пришедших из других стран. С одной стороны – это подражание американским ТВ программам направленным, прежде всего, на удачные рекламные сборы и массовую аудиторию. С другой – влияние западноевропейского телевидения, известного своей тягой к социальной драме. Зачастую следуя за чужими наработками, отечественное телевидение стремительно теряет свою уникальность. Об этом говорят, как результаты различных российских и международных социологических опросов, так и качество работ, которые любой телезритель Кубани может увидеть на своем телеэкране.

В современной России складывается новое телевизионное культурное пространство, совершенно отличное от предыдущего – советского, с новыми именами и возможностями. Необходимо понять, зачем нам новое телевидение, каковы его культурные и художественные предпочтения, как и кто развивают его сегодня, может ли телезритель в полной мере воздействовать на телеобразы, механизмы, культурные детерминанты.

Начав исследование по вышеназванной проблематики в статье мы поставили две научные задачи: – выявить культурологические основания культурных детерминант концепта «современное российское телевидение» и рассмотреть вопрос о перспективах развития отечественной телеиндустрии на Кубани. Осуществляя исследование, мы опираемся на концептуальные идеи мировой и отечественной философии, истории, социологии, культурологии, которые адаптируются нами в соответствии с конкретными познавательными задачами.

Вопрос построения моделей управления современным российским телевидением, которые могли бы в полной мере отвечать сегодняшним требованиям, связан с поиском культурных детерминант, способных при выработке административных, художественно-творческих и других решений сориентировать региональное телевизионное пространство к высокопрофессиональной и креативной управленческой деятельности.

Несомненно, детерминантный статус культуры особенно четко обнаруживается в периоды тех или иных реформаторских изменений в социуме. Сегодня мы стали серьезно задумываться над тем, что дает реформа культуры и от чего в своей российской культуре мы не должны отказываться. На основании аксиологического подхода к детерминантному статусу отечественной культуры, охарактеризуем современное региональное телевидение как социокультурное образование.

Согласно теории Г. Г. Почепцова, к видам коммуникации относятся визуальная, вербальная, перформансная, мифологическая, художественная, а также взаимодействие мифологических, политических, литературных и культурных сообщений в рамках коммуникативного пространства [1, с. 133]. В современном отечественном и зарубежном научном знании достаточно подробно рассматривается эффективность функционирования различных национальных телеканалов, в которых череда коммуникационных видов сменяется без всякой логики и учета художественно-эстетических предпочтений, как самих авторов, так и телезрителей. Калейдоскоп информации несется бурным потоком на телеэкран.

Российское центральное и региональное телевидение, особенности и формы их соотношения, творческие ресурсы взаимозаменяемости, концептуальные подходы к художественной практике телепрограмм, современные технологии социального и культурного проектирования – все это в настоящий момент нуждается в дальнейшем и осмыслении, и изучении, и анализе.

Культурологическая модель коммуникации по Г. Г. Почепцову, в значительной степени отражает социальные и культурные принципы, влияющие на структуру телевизионных программ Кубанского (Краснодарского) телевидения. Одной из формообразующих структур регионального телевизионного пространства в плане доступа к информации, новостям, знаниям, является стабильность программной структуры телесетей. И эта стабильность, с нашей точки зрения, зависит и от новейших технологий, которые обязаны соблюдать высокий уровень современной технической обеспеченности приема и передачи телевизионной информации.

Федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в России на 2009 – 2015 гг.», предусматривает переход на цифровой формат телевизионного вещания. В настоящее время подготовлен системный проект сети цифрового вещания в Краснодарском крае, по которому будет создано 250 объектов цифрового наземного вещания, из них более 150 новых объектов. По заявлению директора филиала ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» Краснодарский КРПТЦ А. И. Золотова, цель программы – охватить к 2015 г. более 98 % населения Краснодарского края вещанием цифрового телевидения [2].

В 2010 г. филиал Российской радиотелевизионной сети приступил к реализации федеральной целевой программы развития телерадиовещания в Краснодарском крае. Программа предусматривала переход на цифровые форматы вещания, как телевидения, так и радио. Кубань, которая является регионом второй очереди в строительстве сетей, приступила к непосредственной реализации первого этапа этого проекта. Он подразумевает строительство сети первого мультиплекса – бесплатного пакета каналов, утвержденный указом президента. В него вошли девять каналов – «Первый», «Россия», «Россия – 2», «Россия – 24», «Россия – Культура», «НТВ», детский канал «Карусель», «5-й канал» и один из региональных каналов, который выберут на конкурсной основе в г. Москве.

Различные аспекты формирования, развития и функционирования современного телевидения на Кубани мы можем увидеть в его сложившейся структуре. Образно говоря, все кубанское телевидение делится на краевое (ГТРК «Кубань», «9-й», «СТС – Екатеринодар», «Фотон»), городское (МТРК «Краснодар», МУП «Славянская-на-Кубани муниципальная телерадиокомпания», МУП «Тимашевского района телерадиокомпания «ТИ-ЭФ», МУП «Редакция телекомпании РТВ» г. Новокубанска, МУП «Муниципальная телерадиокомпания Кропоткин» и ООО «Телерадиокомпания Город» г. Кропоткина, МУП «Телерадиокомпания ГОРЯЧИЙ КЛЮЧ», ООО «Телестудия НИКА ТВ-Армавир», ООО «Телекомпания ЕЙСК-ТВ», ООО «Независимая телекомпания ТИХОРЕЦК-ТВ», Телерадиокомпания г. Лабинска «ЛАБА», ООО «Телерадиокомпания ТВ КРЫМСКИЙ ЭКРАН», ООО «Радио и телевидение НОВОРОССИЙСКА» и ЗАО «Телерадиокомпания НОВАЯ РОССИЯ», ФГУП «Сочинская государственная телевизионная и радиовещательная компания» и ЗАО «Телерадиокомпания НИКА-ТЕЛЕКОМ» г. Сочи) и районное (станицы – Каневская, Белоглинская «Родная земля», Брюховецкая, Тбилисская телестудии).

В культурфилософском поле нашей статьи важное место занимает ГТРК «Кубань», которая сегодня – это не только телерадиокомпания с самой продолжительной и богатой историей в регионе, она была и есть одна из крупнейших вещательных и производящих телекомпаний Юга России. Здесь и профессиональное техническое оснащение, и более двухсот пятидесяти человек творческого коллектива в Краснодаре, и еще сто пятьдесят сотрудников в Сочинской ГТРК, являющейся территориальным отделением ГТРК «Кубань».

Главный телевизионный продукт компании – информационная программа «Вести. Кубань» (ранее – «День Кубани»). Сегодня «Вести. Кубань» – это девять информационных выпусков в день. Первый их них начинается в семь часов утра, последний – после полуночи. Кроме того, ГТРК «Кубань» сотрудничает с федеральным каналом «Россия», где выходят информационно-аналитическая программа «Вести. Кубань. События недели», авторские и публицистические передачи, документальные фильмы, детские и спортивные программы.

С 2005 г. компания «Кубань» является филиалом ВГТРК. Работа ГТРК «Кубань» отмечена престижными наградами, в числе которых премия «Тэфи-регион 2003» лучшему ведущему информационных программ Юга России (Дмитрий Мозолюк), Гран-При II Международного фестиваля спортивных журналистов «Олимп-2004» (программа «Спорт-класс!»), призы Всероссийского фестиваля визуальных искусств в 2004 и в 2005 гг., (программа «Детская площадка», 2004 и 2005 гг.), премия Всероссийского семинара-конкурса «Нет наркотикам!». В мае 2005 г. награды удостоена ведущая программы «Вести. Дежурная часть» Татьяна Филипенко, а региональный выпуск «Дежурной части» признан лучшей программой на седьмом Международном фестивале «Весенний Георгий» в г. Киеве (Украина), диплом лауреата Всероссийского конкурса журналистов «Экономическое возрождение России 2006» получила программа «Сельская сторона», Почетной грамотой Всероссийского конкурса деловых женщин «Успех» награждена Елена Самойлова (автор программы «Монолог под пирог»), диплом редакции энциклопедии «Лучшие люди России» за первое место вручен ГТРК «Кубань» за телевизионный фильм Ольги и Романа Величкиных «Эпоха человека». В апреле 2006 г. ГТРК «Кубань» награждена Орденом «Слава нации».

В финале национального телевизионного конкурса «Тэфи – регион 2011» гостелерадиокомпания оказались в финале сразу в двух номинациях – «Ведущий информационной программы» и «Телевидение и жизнь: социальная акция».

В тройке финалистов среди телеведущих оказался Александр Руденко, начальник службы информационных программ телевидения территориального отделения ГТРК «Кубань» в г. Сочи, ведущий программы «Вести. Кубань «События недели»». Еще один проект ГТРК «Кубань», вышедший в финал Всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ – РЕГИОН 2011» – социальная акция «Худший подъезд». Ежедневно, в течение нескольких месяцев, в эфирах информационной программы «Вести. Кубань» корреспонденты рассказывали о сложных, порой даже опасных для жизни условиях проживания людей. Задумывая эту акцию, коллектив компании, прежде всего, хотел помочь обычным жителям края обратить внимание властей на их жилищные проблемы. Свою «народную» награду за эту акцию ГТРК «Кубань» получила.

Поскольку современные технологии коммуникации и информации развиваются и изменяются очень быстро, а Интернет создает новое информационное глобальное пространство общения, телевидение сегодня существенным образом преобразовывается. И главное здесь – перевод телевидения в цифровую форму. В результате общей единицей для всех средств массовой информации, в том числе и для телевидения, становится текст, обретающий новое цифровое измерение. Тем самым телевизионная среда начинает оказывать возрастающее влияние на сферу языка, речи, культуру телевизионного общения. Постепенно выстраивается современная гипертекстуальная структура и регионального телевидения. Тексты телевизионного пространства центра и провинции становятся глобальными.

Казалось бы, сама сфера познания – культура, наука, общество, искусство, политика, история – довольно обширно могли бы охватить зрительскую телевизионную аудиторию, однако в силу разных причин, приводящих к деградации некоей части общества, люди стремятся к упрощению своей жизни, а соответственно они отсекают все то, что не касается их лично. К сожалению, можно долго гадать из-за чего так происходит, но печально осознавать, что большинству людей культура скучна, непостижима и слишком сложна. Таким людям легче усесться поудобнее с ужином перед «голубым» экраном, смотреть глупые шутки, никчемные развлекаловки и т. п. Почему маленькие рейтинги? Да потому что гораздо легче понизить уровень культуры всех окружающих, нежели поднять его. Для того чтобы быть человеком мыслящим, нужно сделать над собой усилие, а людям свойственна лень и она прогрессирует с развитием технологий.

Теоретическая значимость нашего исследования может быть определена тем, что результаты работы могут быть в дальнейшем способствовать развитию методологии, как для отдельных разделов телевизионной педагогики, теории и истории телевизионной культуры, так и по изучению российского телевидения ХХ – ХХI вв.

Практическая значимость исследования, с нашей точки зрения, может заключаться в том, что научное понимание специфических особенностей современного отечественного телевидения является важной составной частью не только в моделировании отечественных экранных концепций, но и в прогнозировании тенденций развития техногенных искусств, в число которых уже давно по праву входит и телевидение.

 

Литература

1. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. – М., 2001. – 656 с. 2. www.livekuban.ru


Сведения об авторе:

Артем Игоревич Скляр,

Научный руководитель:

Самир Генрихович Азарян,

доктор философских наук, доцент