Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ВНЕШНЯЯ СРЕДА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Автор: 
Нина Кузнецова, Надежда Карплюк (Магнитогорск, Россия)

Современные организации - это открытые системы, внутренняя стабильность которых зависит от условий внешней среды. Этим определяется, во-первых, значение состояния внешней среды для успешной деятельности предприятий и организаций; во-вторых, роль правильно разработанного и отлаженного механизма взаимодействия предприятия с внешней средой, что во многом обеспечивается учетом и анализом факторов внешней среды в управленческой деятельности.

Внешняя среда организации – это, в наиболее общем определении, совокупность сил и факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия (организации) и ее результаты [3].

Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Способность организации реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха.

Внешняя среда организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды[2].

Организация испытывает влияние целого комплекса сил и факторов различного рода - природных, социальных, экономических и др. Их влияние она должно учитывать в своей производственной деятельности, в том числе, к одним приспосабливаться, а другие использовать как инструменты воздействия на рынок с целью создания для себя наиболее благоприятных условий.

Значение внешней среды для организации зависит типа экономики (командная, рыночная, смешанная) и от модели рынка (совершенная и несовершенная конкуренция). В командной экономике все аспекты деятельности предприятия определяло государство в лице министерств и ведомств, поэтому у предпринимателей и управленцев не было необходимости изучать внешнюю среду. В рыночной экономике предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом и ведет бизнес на свой страх и риск, поэтому внешняя среда становится средой особого внимания, т.к. степень риска и результат деятельности во многом определяются состоянием среды. Причем, чем более нестабильна среда, чем выше уровень конкуренции, тем больше успех предприятия обусловлен знанием, анализом и учетом изменяющихся факторов внешней среды [4].

Основными характеристиками внешней среды организации являются:

а) взаимосвязанность факторов внешней среды – это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие. Согласно этой характерной особенности внешней среды рассмотрение ее факторов не может производиться изолированно, а только во взаимодействии с другими и с учетом динамики их изменений;

б) сложностью внешней среды - число факторов, на которые фирма обязана реагировать в целях своего выживания, а также уровень вариаций каждого фактора;

в) подвижность среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружении фирмы. Многие исследователи утверждают, что это окружение изменяется с нарастающей скоростью. Несмотря на то, что эта тенденция является общей, в различных отраслях скорость изменения среды существенно отличается;

г) неопределенность внешней среды является функцией, зависящей от количества информации, которой располагает фирма по поводу конкретного фактора внешней среды, а также функцией уверенности в точности располагаемой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения [1];

д) вязкость внешней среды - количественная мера усилий, необходимых для целенаправленного перемещения, концентрации и освоения в производстве единицы ресурсов.

Таким образом, можно констатировать, что внешняя среда организации - это находящиеся вне ее многочисленные силы и факторы, с которыми она вступает в определенные отношения, или которые создают условия для ее деятельности.

Исследования, показывают, что организация испытывает влияние большого количества факторов внешней среды. Среда влияет на предприятие, а оно, в свою очередь, не всегда может влиять на факторы среды и контролировать их. В целом факторы внешней среды постоянно влияют на все направления деятельности организации как положительно, так и отрицательно. Сама же организация может оказывать обратное влияние на элементы среды в той или иной мере: на поставщиков и посредников – значительно (при помощи договоров и систем участия), на конкурентов и покупателей – меньше (ценой и качеством своих товаров, исследованиями и рекламой). Сила влияния каждого фактора зависит от его значимости для организации. Например, демографические факторы оказывают существенное влияние на предприятия, производящие товары народного потребления, но не влияют на предприятия первичной переработки сырья. На них большее влияние оказывают природные факторы.

Характер влияния фактора среды на деятельность организации зависит от характера изменения самого фактора. Например, если происходит рост населения, увеличение его доходов, оптимизация налоговой системы – это оказывает положительное воздействие на деятельность организации; рост тарифов на энергоресурсы и налогов – влияет отрицательно.

Под воздействием элементов внешней среды предприниматели принимают определенные решения, характер которых зависит от взаимосвязи данного элемента среды с направлением в структуре деятельности организации [1]. Так, демографические факторы изменяют объем и структуру рыночного спроса, в ответ на это предприятие, производящее товары народного потребления, изменяет объем и структуру производства. Экономические факторы воздействуют на экономические показатели деятельности предприятия: объем реализации, себестоимость, прибыль, рентабельность. Природные факторы влияют на обеспеченность предприятия ресурсами и заставляют искать новые источники сырья в случае истощения старых. Научно-технические факторы среды требуют изменения техники и технологии производства, компьютеризации управления, внедрения нового программного обеспечения. Изменение правовой среды требует постоянно учитывать новые законы, нормы и нормативы (например, ставки налогов). Изменения в социокультурной среде требуют ответной реакции, как в производстве, так и в управлении (например, учитывать в управлении персоналом изменения в структуре его жизненных ценностей).

Все факторы внешней среды находятся в состоянии сильного взаимовлияния. Изменение одного из факторов обязательно приводит к тому, что происходит изменение других факторов. Поэтому их изучение и анализ в организации должны вестись не по отдельности, а системно с отслеживанием не только собственно изменения одного фактора, но и с условием того, как они изменения скажутся на других факторах и в целом на деятельности организации.

В заключении следует отметить, что в условиях рыночной экономики внешняя среда имеет для организации большое значение и руководителям приходится учитывать изменения внешней среды, так как организация как открытая система зависит от внешнего окружения в отношении поставок всех необходимых ресурсов, а также от потребителей.

Внешняя среда очень сложна, иерархична, изменчива. Большинство современных управленче­ских теорий признает внешнюю среду главной организационной характеристикой. При анализе внешней среды руководителю не надо пытаться объять необъятное и учитывать все факторы. Руководитель должен ограничить учет внешнего окружения только теми факторами, которые коренным, решающим образом влияют на успех организации. Он должен предложить наиболее подходящие способы реагирования на внешние воздействия. Все факторы внешней среды предприятие должно тщательно изучать и устанавливать направление и степень их влияния. Это позволит регулировать действия одних факторов и адаптироваться к другим, чтобы максимально усилить позитивное влияние и ослабить негативное. Решение этих задач осуществляет учет и анализ взаимодействия организации со средой. В современных условиях выжить и эффективно функционировать в быстро меняющихся условиях может только та организация, которая вовремя перестроится и приспособится к окружающейся среде.

Литература

  1. Бусыгин, А.В. Предпринимательство. Учебник./ А.В.Бусыгин. – М.: Дело, 2004. – 427 с.

  2. Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник./ О.С.Виханский, А.И.Наумов. – М.: Гардарики, 2003. – 528 с.

  3. Котлер, Ф. Основы менеджмента: / Ф.Котлер, Г.Армстонг. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 782 с.

  4. Тренев, Н.Н. Стратегическое управление на предприятиях: Учеб. пособие./ Н.Н.Тренев – М.: ЮНИТИ, 2004. – 523 с.