Автор:
Анна Сидоренко (Курск, Россия)
-
В условиях конкурентной среды деятельность организаций подвержена различным рискам. Поведение рынка сложно предсказать заранее, так как в любую минуту он может быть подвергнут влиянию таких факторов, как стихийные бедствия, политические конфликты и т.п. Возникает вопрос: как защитить свое предприятие от непредвиденных потерь? В данной ситуации компании, в том числе и кредитные организации, с целью уменьшения финансовых рисков используют операции хеджирования. Хеджирование подразумевает покупку или продажу контрактов на срок по товару, цену которого необходимо застраховать.
Рынки, на которых применяется хеджирование, по форме организации торговли различают на биржевые и внебиржевые. Биржевой рынок представляет собой высоколиквидный и надежный рынок со стандартными биржевыми контрактами (фьючерсы, опционы), который контролируется соответствующими органами биржи. Внебиржевой рынок отличается от биржевого тем, что предлагает участнику управлять рисками с помощью большого количества внебиржевых инструментов (свопов, своп-опционов и т.п.). Несмотря на наличие практически равного количества достоинств и недостатков (таблица 1), чаще всего хеджирование рисков производится посредством использования таких инструментов, как фьючерсы и опционы [5].
Табл. 1. Достоинства и недостатки инструментов хеджирования
|
Биржевые инструменты
|
Внебиржевые инструменты
|
достоинства
|
1. Высокая ликвидность рынка 2. Высокая надежность 3. Сравнительно низкие накладные расходы при проведении сделки 4. Доступность
|
1. Учет требований конкретного клиента по поводу типа товара, размера партии и условий поставки 2. Более длительный период составления контрактов 3. Отсутствие ежедневных требований по дополнительному денежному обеспечению. 4. Отсутствие позиционных лимитов и ограничений на долю рынка. 5. Повышенная конфиденциальность.
|
недостатки
|
1. Весьма жесткие ограничения на тип товара, размеры партии, условия и срок поставки. 2. Ежедневно выставляются требования по дополнительному денежному обеспечению после установления котировочной цены. 3. Биржевые инструменты в основном ликвидны в ограниченном временном диапазоне
|
1. Низкая ликвидность 2. Относительно высокие накладные расходы. 3. Существенные ограничения на минимальный размер партии. 4. Сложности поиска контрагента. 5. Риски невыполнения обязательство сторонами в случае заключения прямых сделок.
|
-
Таким образом, хеджирование можно определить как использование фьючерсного рынка для снижения ценового риска в наличном рынке. В процессе хеджирования используется фьючерсный контракт, который представляет собой право и обязательство по купле-продаже актива в установленные сроки в будущем на условиях, которые согласовываются в данный момент времени и по цене, которая определяется сторонами при совершении сделки. Фьючерсы составляют для таких активов, как товары, валюты, сырье, биржевые индексы, ценные бумаги, процентные ставки[1,с.58].
Современная фьючерсная биржа выполняет такие функции, как перенос ценового риска, повышение эффективности и ликвидности рынков, выявление объективной цены, увеличение потока информации и т.п. В таблице 2 представлены крупнейшие по обороту мировые фьючерсные биржи [5].
Табл.2. Крупнейшие мировые фьючерсные биржи
Страна
|
Название биржи
|
США
|
Chicago Board of Trade (CBOT или CBT)
|
Германия
|
EUREX (бывшие DTB и SOFFEX)
|
США
|
Chicago Mercantile Exchange (CME)
|
США
|
Chicago Board Options Exchange (CBOE)
|
Великобритания
|
London International Financial Futures Exchange (LIFFE)
|
Также хеджирование рисков может осуществляться при помощи опционов. Опцион - это контракт, согласно которому продавец за определенную плату (премию) передает покупателю право на покупку или продажу актива, который лежит в его основе, в определенный момент времени и по заранее установленной цене. Активом для опциона могут быть: опционы, фьючерсные контракты, ценные бумаги, валюта, процентные ставки, биржевые индексы, товар. Если изменение цен было неблагоприятным для покупателя опциона, то он может отказаться от своего права на куплю-продажу актива, который лежит в основе опциона. В результате максимальный убыток составит для покупателя опциона сумму уплаченной премии, а прибыль, при этом, не ограничена в размерах [1,с.59].
Если сравнивать с фьючерсами, то опционы менее рискованны и затратны. Дело в том, что фьючерсные контракты используют только в том случае, когда имеется уверенность в прогнозе относительно развития событий на рынке в будущем, а так как фьючерсы требуют обязательного исполнения, то ошибки в прогнозах чреваты большими потерями. В связи с этим хеджирование рисков целесообразнее проводить опционами.
-
Эффективность хеджирования – это степень компенсации с помощью инструмента хеджирования изменений справедливой стоимости или денежных потоков. Существуют определенные критерии высокой эффективности хеджирования, которые, в лучшем случае, должны выполняться единовременно:
-
- компания в течение всего процесса хеджирования может рассчитывать на то, что изменение хеджируемой статьи будет полностью компенсировано за счет изменений справедливой стоимости или денежных потоков инструмента хеджирования;
-
- фактически достигнутые результаты находятся в диапазоне от 80 до 125%.
-
Например, если убыток от инструмента хеджирования составляет 120 евро, а прибыль от денежного инструмента равняется 105 евро, то результаты взаимозачета можно оценить на уровне 120/105 (т.е.114%) или 105/120 (т.е.88%). В данном случае хеджирование высокоэффективно [3, с.47].
-
Однако прежде чем принимать решения о хеджировании, необходимо провести оценку рыночных рисков, которым подвергается организация. Анализ рыночных рисков включает следующие этапы [2,с.12]:
-
1 этап – идентификация рисков: выявляются все факторы риска по всем бизнес-процессам предприятия, оказывающие влияние на показания его деятельности. При этом предполагается наличие полной информации не только о самой организации, но и о рынке, законодательстве, социальной, культурной и политической ситуации.
-
2 этап – качественная оценка рисков: проводится по каждому из выявленных факторов в целях определения негативных последствий каждого вида риска и вероятности его возникновения. Качественная оценка рисков проводится, как правило, методом экспертных оценок независимыми консультантами и менеджерами предприятия.
3 этап – формирование карты рыночных рисков предприятия в целях принятия решений о приоритетности проведения количественной оценки рисков и разработки стратегий хеджирования рисков. Стратегия хеджирования – это совокупность конкретных инструментов хеджирования и способов их применения для минимизации рыночных рисков. Все стратегии хеджа основываются на параллельном движении цены на реальном рынке и фьючерсной цены, что в результате позволяет возместить убытки по рынку реального товара на срочном рынке.
-
4 этап – количественная оценка рыночных рисков осуществляется посредством выбора и разработки методологий (сценарный подход, стресс-тестирование и т.д.).
Различают два основных типа хеджирования – длинный хедж (хедж покупателя) и короткий хедж (хедж продавца). Хедж покупателя применяется предпринимателями для снижения риска от роста цен на товар, который планируется купить в будущем. Хедж продавца используется для снижения рисков от падения цен на товар, который планируется продать в будущем [4,с.47].
-
Любая сделка хеджирования состоит их двух этапов: на первом – откры-вается позиция по фьючерсному контракту, на втором этапе она закрывается обратной сделкой. При этом при классическом хеджировании контракты по первой и второй позициям должны быть на один и тот же товар, в том же количестве и на тот же месяц поставки [6].
-
Все вышеперечисленное позволяет судить о целесообразности операций хеджирования участниками реальной торговли и о выгодности подобных операций. Однако при всей привлекательности нельзя забывать и трудностях, которые возникают при осуществлении операций хеджирования:
-
1) Хеджированию рисков свойственен базисный риск, который связан с непараллельным движением цен на актив на реальном и срочном рынке, т.е. связан с изменчивостью так называемого базиса. Он появляется из-за того, что на срочном и наличном рынке действуют несколько различные законы спроса и предложения. Однако цена на срочном и реальном рынке отличаются не значительно, поскольку в этом случае появляются возможности, которые практически сразу нейтрализуются из-за высокой ликвидности срочного рынка.
-
2) Любая фьючерсная сделка имеет операционные расходы, и, даже если они малы на данный момент, то могут со временем возрастать.
-
3) Лимиты цен: в связи с тем, что фьючерсная торговля может быть ограничена колебаниями цен, есть вероятность возникновения ситуации, при которой хеджеры( участники фьючерсной торговли) не смогут открыть или ликвидировать позицию в определенные дни из-за искажения соотношения цен реального рынка и фьючерсных котировок.
-
4) Несовместимость наличного и фьючерсного рынков: поскольку фьючерсные контракты являются стандартными, они не всегда совпадают с особыми условиями обязательств наличного рынка.
Но, несмотря на то, что хеджирование рисков имеет некоторые издержки, а компании при разработке стратегии хеджа могут столкнуться с некоторыми трудностями, роль хеджирования очень высока в обеспечении стабильного развития, так как:
-
- позволяет существенно снизить ценовой риск, связанный с закупками сырья и поставками готовой продукции;
-
- высвобождает ресурсы компании, минимизирует риск, увеличивает капитал, уменьшает стоимость использования средств и стабилизирует доход;
-
- не сталкивается с обычными хозяйственными операциями, при этом обеспечивает постоянную защиту, не требуя менять политику запасов или составлять долгосрочные форвардные контракты;
-
- облегчает привлечение кредитных ресурсов.
-
Таким образом, хеджирование рисков является неотъемлемой частью стратегии любой компании, работающей на рынке финансовых ресурсов. В условиях постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры работать крупным организациям без страхования рисков подобно самоубийству, поэтому контрсделки и операции с производными финансовыми инструментами занимают значительную долю среди финансовых операций по всему миру.
-
Литература:
-
1.Дорман В.Н. Хеджирование - как перспективный инструмент управления рыночными рисками / В. Н. Дорман, О. С. Соколова // Финансы и кредит.-2007-№41.-58-60 с. 2. Фурзикова М.В. Производные финансовые инструменты: оценка эффективности хеджирования / Фурзикова М.В.// МСФО и МСА в кредитной организации.-2009.-№4.-12 с.
-
3. Алексеева Г.И. Учет хеджирования / Г.И.Алексеева// Банковское дело.-2012.-№5.- 47с.
-
4. Плотникова О.В. Учет инструментов хеджирования/ О.В. Плотникова // бухгалтерский учет.-2012.-№5.- 47с.
-
5. Электронный ресурс: www.iasb.org
-
6. Электронный ресурс: www.expert.ru/d-stroke
Научный руководитель доцент, к.э.н. Маркина С.А.