Автор:
Долженко Руслан Лутай Сергей (Харьков, Украина)
1. Понятие невменяемости есть производным от понятия вменяемости, так как оно выступает как его антипод. Лицо, которое находится в состоянии невменяемости, не подлежит уголовной ответственности и наказанию за совершенное общественно опасное действие, поскольку она не является субъектом преступления.
В ч. 4 ст. 19 УКУ дается законодательное определение понятия невменяемости, из которого вытекает, что человек не может быть судим за совершение общественно опасного действия, на основании УКУ, где закреплено, что лицо «не могло осознавать свои действия (бездеятельность) или руководить ими вследствие хронического психического заболевания, временного расстройства психической деятельности, слабоумия или другого болезненного состояния психики» [1, c. 12].
Приведенную в законе совокупность признаков, которые характеризуют невменяемость, называют формулой невменяемости. Причем к этой формуле включенные как медицинские, так и юридические признаки (критерии). В науке уголовного права такая формула достала название смешанной формулы невменяемости. Соединив в этой формуле медицинский и юридический признаки, законодатель таким образом ввел понятие невменяемости в четкие, строго очерченные законом рамки. Закрепленные в законе признаки являются обязательными как для экспертов, так и для юристов при решении вопроса о невменяемости конкретного лица.
Согласно ст. 19 УКУ невменяемость (как, и вменяемость) определяется только относительно времени совершения лицом общественно опасного действия и только в связи с ним. Недопустимо за пределами такого действия ставить вопросы о невменяемости или вменяемости лица.
2. Как уже отмечалось в УКУ понятие невменяемости трактуется с помощью двух критериев: медицинского (биологического) и юридического (психологического).
Медицинский критерий очерчивает все возможные психические заболевания, которые существенным образом влияют на сознание и волю человека. В части 4 ст. 19 УКУ указанные четыре вида психических заболеваний: а) хроническая психическая болезнь; б) временное расстройство психической деятельности; в) слабоумие; г) другое болезненное состояние психики.
Хроническая психическая болезнь - довольно распространенный вид заболевания психики. К этим заболеваниям принадлежат: шизофрения, эпилепсия, паранойя, прогрессивный паралич, маниакально-депрессивный психоз и др. Все эти болезни являются прогрессирующими, тяжелоизлечимыми или вообще неизлечимыми. Хотя и при этих заболеваниях возможные так называемые светлые промежутки.
Временным расстройством психической деятельности признается острое, непродолжительное психическое заболевание, которое происходит в виде нападений. Это заболевание внезапно возникает (как следствие тяжелых душевных травм) и при благоприятных обстоятельствах внезапно минует. К таким заболеваниям принадлежат разного рода патологические аффекты, алкогольные психозы, белая горячка и др.
Слабоумие (олигофрения) - тягчайшее психическое заболевание (психическое увечье). Оно является постоянным, врожденным видом нарушения психики, которая поражает умственные способности человека. Существуют три формы слабоумия: идиотия (наиболее глубокая степень умственного недоразвития), имбецильность, дебильность. Эти заболевания различаются между собой разной тяжестью выражения болезни.
Под другим болезненным состоянием психики понимают такие болезненные расстройства психики, которая их не охватывают раньше названные три вида психических заболеваний. К ним принадлежат трудные формы психотении, явления абстиненции при наркомании (наркотическое голодание) и др. Это не психические заболевания в чистом виде, но за своими психопатическими нарушениями они могут быть приравнены к ним.
Для наличия медицинского критерия невменяемости довольно установить, что на время совершения общественно опасного действия лицо страдало хотя бы на одно из указанных заболеваний. Другие возможные психические состояния, которые отрицательно влияют на поведение лица, например физиологический аффект, не исключают вменяемости. В определенных случаях они могут рассматриваться лишь как обстоятельства, которые смягчают ответственность (например, состояние сильного душевного волнения при умышленном убийстве - ст. 116 УКУ [1, c. 63]).
Установление медицинского критерия еще не дает оснований для признания лица невменяемым на время совершения общественно опасного действия, предусмотренного криминальным законом. Наличие медицинского критерия является лишь основанием для установления критерия юридического, который окончательно определяет состояние невменяемости.
3. Юридический критерий невменяемости выражается в неспособности лица во время совершения общественно опасного действия сознавать свои действия (бездеятельность) или руководить ими именно вследствие наличия психического заболевания, т.е. критерия медицинского.
В ч. 4 ст. 19 УКУ юридический критерий невменяемости выражен двумя признаками: 1) интеллектуальной - лицо не могло сознавать свои действия (бездеятельность); 2) волевой - лицо не могло руководить ими. Под "своими действиями" (бездеятельностью) имеют ввиду не любое поведение психически больного, а только то его общественно опасное действие (бездеятельность), что предусмотрено определенной статьей УКУ.
Интеллектуальный признак критерия невменяемости находит свое проявление, во-первых, в том, что лицо не способно осознавать фактическую сторону, т.е. не понимает настоящего содержания своего поведения (не понимает, что совершает убийство, производит поджог дом и др.), а потому не может понимать и его общественную опасность.
Во-вторых, интеллектуальный признак находит свое проявление еще и в том, что лицо не способно сознавать того, что ее действие имеет общественно опасный характер. В ряде случаев это не исключает того, что лицо при этом понимает фактическую сторону своего поведения.
Волевой признак критерия невменяемости свидетельствует о такой степени разрушения психической болезнью волевой сферы человека, когда оно не может руководить своими действиями (бездеятельностью).
Известно, что волевая сфера человека всегда органически связана со сферой сознания. Поэтому во всех случаях, когда лицо не осознает своих действий (бездеятельности), оно не может и руководить ими.
Однако возможные и другие ситуации, когда лицо сознает фактическую сторону своего действия, может сознавать общественную опасность своих действий и их следствий, тем не менее не может руководить своим поведением. Такое состояние наблюдается в пироманов, клептоманов, наркоманов в состоянии абстиненции и др. Эти больные могут целиком сохранять способность сознавать фактическую сторону действия, которое совершается, и даже понимать его общественную опасность, однако они теряют способность руководить своими поступками. Пироман, например, во время поджога жилого дома понимает фактическую сторону своего поведения, правильно оценивает общественную опасность действия и его следствий, однако он не может руководить своими действиями. Также не может удержать себя и клептоман, когда случается возможность, от соблазна совершить кражу чужого имущества.
Указанные особенности интеллектуального и волевого признаков обусловили то, что в уголовном законе (ч. 4 ст. 19) они разделены между собой союзом "или". Таким образом законодатель подчеркнул не только их относительную самостоятельность, но, главное, он закрепил их равное значение при определении невменяемости лица.
Итак, юридический критерий содержит в себе признака, которые определяют тяжесть заболевания, глубину впечатления психики, степень влияния психического заболевания на способность осознавать характер совершенного действия, его следствия и руководить своими поступками. Это свидетельствует о неразрывной связи медицинского и юридического критериев, что и обусловило необходимость в ч. 4 ст. 19 закрепить смешанную формулу невменяемости.
В литературе отмечается, что юридический критерий невменяемости играет двойную роль: 1) определяет настоящее содержание невменяемости, так как только он может определить: осознавало ли лицо в момент совершения общественно опасного действия свои действия (бездеятельность) и могло ли оно в этот момент руководить ими; 2) устанавливает границы действия медицинских критериев и проводит границу между вменяемостью и невменяемостью.
Итак, лицо может быть признано неподсудной только тогда, когда установленная одна из признаков юридического критерия на основании хотя бы одной из признаков медицинского критерия.
4. Согласно закону лицо, которое признано неподсудным, не подлежит уголовной ответственности независимо от тяжести содеянного ею общественно опасного действия. К такому лицу, на основании ч. 4 ст. 19 УКУ, могут быть применены меры принуждения медицинского характера, предусмотренные
ст. 94. Такие мероприятия не являются уголовным наказанием, однако, в отличие от обычного психиатрического лечения, являются принудительными и направленные как на лечение больного, так и на охрану общества и государства от возможного повторения им новых общественно опасных действий.
5. Как уже было сказано, невменяемость лица характеризует ее психическое состояние на время совершения общественно опасного действия, предусмотренное уголовным законом.
Однако на практике имеют место случаи, когда лицо во время совершения преступления являлось осудным, но после его совершения к вынесению приговора заболело психической болезнью, которая лишает его возможности осознавать свои действия (бездеятельность) или руководить ими.
Подводя итоги, можем сказать, что уголовный закон не противоречит принципу гуманизма и может обеспечить достижение цели наказания.
Литература:
1. Уголовный кодекс Украины (с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 сентября 2007 года). – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 272 стр.
2. Бажанов М.І., Сташис В.В., Тацій В.Я. 2005 - Кримінальне право України в 2-х частинах.
3. Мельник М.І., Клименко В.А. 2004 - Кримінальне право України. Загальна частина.
4. http://yurist-online.com/uslugi/yuristam/literatura/krim_pravo/039.php.
Научный руководитель: кандидат юридических наук,
Леонтьева Лина Виталиевна