Автор:
Казбекова Айнура (Астана, Казахстан)
Установленный законом порядок производства по уголовным делам должен неукоснительно обеспечивать защиту от необоснованного обвинения и осуждения, от незаконного ограничения прав и свобод человека и гражданина, в случае незаконного обвинения или осуждения невиновного – незамедлительную и полную его реабилитацию, а также способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению преступлений, формированию уважительного отношения к праву [1].
Необходимо заметить, что помимо правовых и процессуальных средств решения проблем борьбы с преступностью, как никогда остро чувствуется потребность в криминалистических рекомендациях, поскольку вопросы раскрытия и расследования преступлений обусловливаются, в первую очередь, научно обоснованным и законным принятием тактических решений, дающих ответ на очень важный в расследовании вопрос о том, каким образом достичь уголовно-процессуальных и иных задач расследования, каким способом провести то или иное следственное или судебное действие, что, в свою очередь, придает им характер обязательного звена в механизме правоприменительной деятельности [2., 5].
Данный вопрос в полном объеме не изучен как в криминалистической теории, так и в уголовно-процессуальном праве.
Основным из средств достижения результатов деятельности по раскрытию и расследованию преступлений является тактика ее осуществления, состоящая из совокупности наиболее целесообразных решений и действий, в конечном итоге направленных на достижение целей расследования наиболее эффективными и действенными методами. Исходя из этого, основными положениями при рассмотрении тактического аспекта деятельности по раскрытию и расследованию преступлений являются как само понятие криминалистической тактики, так и составляющих ее структурных элементов – криминалистических теорий и учений, одним из которых является и учение о тактических решениях.
Криминалистическое учение о тактических решениях – это научные положения, отражающие результаты познания объективных закономерностей действительности, составляющих предмет криминалистики и являющихся базой для разработки тактико-криминалистических средств, приемов, методик и рекомендаций по их использованию в практике борьбы с преступностью [2., 22].
Необходимо заметить, что в современной криминалистической литературе и науке теоретические основы криминалистической тактики не соответствуют требованиям современности.
Проблема внесения серьезных изменений в традиционную структуру криминалистической тактики уже давно назрела и ждет своего разрешения. Однако, следует отметить и некоторые негативные моменты, которые могут возникнуть при внесении таких изменений в науку. Так, например не могут быть приемлемы механические, искусственные переносы в общую теорию криминалистики учений, составляющих теоретические основы криминалистической тактики. Речь идет об учениях о тактическом приеме, тактической комбинации, тактическом решении и др. В науке уже была предпринята попытка придания учению о тактическом решении статуса криминалистической теории – в 1991 году С.И. Цветковым была защищена докторская диссертация на тему «Криминалистическая теория тактических решений» [3]. На наш взгляд, говорить о научных положениях как о теории, в то время как они не получили отражения даже в учебниках, преждевременно и недостаточно обоснованно. Думается, что такая позиция, которая предполагает подобные «переносы» искусственного характера криминалистического научного знания в раздел общей теории криминалистики фактически лишает другие ее разделы, в частности, такой как криминалистическая тактика, возможности осуществления в его рамках разработок фундаментальных проблем, лишает его собственного понятийного аппарата, и позволяет осуществлять лишь разработку прикладных, поверхностных проблем. При этом, соответственно, связи как внутри отдельных разделов криминалистики, так и разделов между собой нарушаются.
Рассмотрев и проанализировав работы в данной сфере, А.С. Подкопаева предложила свою систему криминалистической тактики, которая выглядит следующим образом:
«Система криминалистической тактики приобретает необходимую логичность, последовательность и завершенность, так как в структурном плане будет делиться на 2 части: общую часть, куда входят общие положения криминалистической тактики, которые одинаково относятся как к тактике досудебного производства, так и к тактике судебного разбирательства уголовного дела, и где содержатся единые понятия и положения для всех субъектов, чья деятельность должна быть направлена на установление истины по уголовному делу, и особенную часть, содержащую рекомендации по принятию и реализации тактических решений и конкретные тактические приемы и методы производства отдельных следственных и судебных действий.
В общую часть криминалистической тактики будут входить следующие положения:
-научные основы, система и задачи криминалистической тактики;
-научные основы организации и планирования предварительного и судебного следствия;
-криминалистическое учение о закономерностях обнаружения, исследования и оценки доказательственной информации в уголовном судопроизводстве;
-общие положения взаимодействия между участниками уголовного судопроизводства;
-криминалистическое учение о тактических приемах;
-криминалистическое учение о версиях, моделировании и прогнозировании;
- криминалистическое учение о ситуациях расследования;
- криминалистическое учение о тактических решениях;
- криминалистическое учение о тактических операциях;
- криминалистическое учение о личности и закономерностях поведения участников уголовного процесса (криминалистическая виктимология, криминалистическое учение о личности обвиняемого).
Особенную часть криминалистической тактики структурно можно будет подразделить на две самостоятельные, но взаимосвязанные части: тактику досудебного производства по делу и тактику судебного разбирательства. Тактическое же решение как структурный элемент данной системы будет входить и в общую часть криминалистической тактики в рамках криминалистического учения о тактическом решении и в особенную часть применительно к деятельности субъектов принятия и реализации тактических решений как на стадии предварительного, так и судебного следствия» [2., 27-28].
Соглашаясь с ее предложенной и объективно обоснованной структурой криминалистической тактики, хотелось бы, на наш взгляд, видоизменить и представить немного в ином виде.
Так, система криминалистической тактики, на наш взгляд, должна состоять из 3 частей: общая, особенная и специальная. Каждая часть криминалистической тактики должна заключать в себе цепь задач и целей, а также отдельные части криминалистической тактики должны между собой быть взаимосвязанными и взаимообусловленными.
Общая и особенная части криминалистической тактики хорошо обозначены в А.С. Подкопаевой, и, на наш взгляд, не требует глубокого изучения и определенных изменений.
Общая часть будет закреплять в себе теоретические основы криминалистической тактики, а особенная часть раскрывать особенности тактики не только на предварительном расследовании, но и на судебном производстве.
В двух частях криминалистической тактики и будет лежать криминалистическое учение о тактических решениях. В общей части будут раскрываться теоретические, методологические и правовые основы тактических решениях, а в особенной – познавательная и функциональная сторона тактических решений.
Необходимо заметить, что закрепляя криминалистическое учение о тактических решениях в общей и особенной частях криминалистической тактики, мы забываем о некоторых специфических сторон тактических решений, в том числе и об обстоятельствах влияющих на принятие того или иного тактического решения.
Поэтому, будет целесообразно в структуру криминалистической тактики ввести и специальную часть, в которой бы прослеживалась и закреплялась тактика определенных субъектов процесса расследования и раскрытия преступлений, а также особенности принятия того или иного тактического решения.
Если особенная часть раскрывает тактику на предварительном расследовании и судебном производстве, определяя общие положения без особенностей тактических решений ее субъектов, то специальная часть должна быть направлена на выявление и изучение особенностей тактики и принятия тактических решений, принимаемых субъектами предварительного расследования и судебного производства.
В этом разрезе понимания специальной части криминалистической тактики, криминалистика должна определять не только тактику дознавателя, следователя, прокурора, но и судьи, адвоката и эксперта.
Необходимо заметить, что принятие тактического решения экспертом не рассматривается в криминалистической литературе и науке, хотя задачей эксперта тоже является нахождение истины по делу.
Большую роль тактических решений, принимаемых экспертом, мы видим в процессе проведения отдельных следственных действий, где необходимо или желательно участие эксперта. Например, следственный или судебный эксперимент с участием эксперта. Иногда достижение истины зависит от эксперта и принятого им решения. При проведении следственного действия эксперт должен выбрать определенную тактику, как и каким образом, проводить данное следственно действие с последующим изменением своих решений, если возникают факторы, влияющие на принятие и реализацию тактического решения.
Необходимо также отметить, что в специальной части криминалистической тактики будут рассматриваться обстоятельства и факторы, влияющие на принятие и реализацию тактического решения, и способы устранения данных обстоятельств.
Таким образом, на наш взгляд, система криминалистической тактики должна состоять из 3 частей: общей, особенной и специальной, где свое место займет криминалистическое учение о тактических решениях в системе криминалистики.
Литература:
-
Указ Президента Республики Казахстан от 24.08.2009 N 858 "О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года"
-
Подкопаева А.С. Принятие и реализация тактических решений в процессе расследования преступлений: Монография. / Под общ. ред. канд. юрид. наук, профессора К.В. Ким. – Алматы: НИЦ КОУ, 2010. – 162 с.
-
Цветков С.И. Криминалистическая теория тактических решений: дисс. д-ра юрид. наук.- М.,1991. – 346 с.
Руководитель:
к.ю.н. Крушинский Максим Алексеевич
Казбекова Айнура Амангельдиевна