Автор:
Людмила Тригуб (Николаев, Украина)
Разряд лиц по отношению к определенному роду выполняемой деятельности охватывает наиболее обширную группу слов. Наименования, относящиеся к этому разряду, в свою очередь, можно разделить на две группы: названия лиц по роду профессиональной и непрофессиональной деятельности.
Такие наименования могли образовываться от глагольных и именных основ суффиксальным способом при помощи аффиксов -ак, -як, -ник, -щик, -чик, -овщик, -ист, -ионер, -ар, -яр, -ач, -овец, -евец, -ик, -арь, -тор, -ант, -янт, -ент, -тель, -итель а также аббревиацией и сложением, которые были менее продуктивными способами.
В XIX веке начал формироваться капиталистический способ производства, что определило особенности экономического развития России, в которой все еще не было отменено крепостное право. Для первой половины XIX века характерно широкое распространение мелкой промышленности, преимущественно крестьянской. Господствующее положение в сфере обрабатывающей промышленности, изготавливавшей предметы массового потребления, занимали мелкие крестьянские промыслы. Развитие промышленности преобразовывало экономический облик деревни и самый быт крестьянина. Только после 1861 г. в России был совершен промышленный переворот. Однако преобразования происходили медленно.
Наименования лиц по роду профессиональной деятельности могли образовываться от основ глаголов, имен существительных и прилагательных, при этом характер основы определял специфику наименований, поскольку языковая форма, ориентированная на создание имен той или иной категории, провоцирует образование нового имени по существующей словообразовательной модели в соответствии с культурными запросами общества.
Суффиксальным способом наименования лиц образовывались:
- от глагольных основ при помощи суффиксов -ч /-ач (ткач), -ец (жнец), -тель (сеятель), -арь (лекарь), -тай (глашатай). Действие, названное производящей основой, определяло профессию, специфику занятия;
- от основ имен существительных с помощью аффиксов -ач (скрипач), - ак, -як (рыбак, моряк), -ник (ключник), -щик / -чик (банщик, кабатчик, переписчик, караульщик - от отглагольных существительных), -лыцик (чистильщик), -арь (звонарь), -ист (акварелист), -ионер (милиционер), -ар, -яр (столяр, школяр). Основа имен существительных, называющих предмет, указывала на специфику профессии;
- от основ имен прилагательных посредством суффикса -щик (оловянщик). Признак, названный производящей основой, обозначал род профессиональной деятельности лица.
К началу XIX века в системе русского языка существовало множество наименований лиц, образованных при помощи суффикса -тель, например: созерцатель, отправитель, воспитатель, любитель, свидетель, грабитель, излагатель. Таким образом, этот суффикс получил возможность сочетаться с основой любого глагола определенного структурного строения: суффикс -тель присоединяется к основам глаголов, имеющих инфинитивные показатели -а-, -и-, которые сохраняются в производящей основе, независимо от происхождения, и сочетаемости, ограниченной только глаголами абстрактной семантики [1, с. 24-25]. Так, словарь 1847 года зафиксировал такие наименования лиц, образованные посредством суффикса -тель, как: вздыхатель, напоминателъ, препиратель, разнимателъ, ругатель, лежателъ, изгнатель, назначителъ, богатителъ, блюститель, озлобитель, обагритель, обучитель, охранитель.
Названия лиц по роду профессиональной деятельности, образованные при помощи суффикса –тель, были немногочисленными.
В XIX веке произошло утверждение в качестве доминирующей модели словопроизводства имен на -щик, -льщик со значением «лицо по отношению к профессии, роду занятий» от глаголов конкретной семантики и ограничение в образовании от глаголов отвлеченной семантики [1, с. 39].
Развитие множества отраслей промышленности и народного хозяйства требовало новых наименований лиц. Так, группа наименований лиц по профессии и роду занятий, образованная посредством суффикса –щик, была большой: красильщик, волочильщик, пильщик, описчик, оценщик, извозчик, копировщик, писчик, клепальщик, печаталыцик, насекальщик, сборщик, переплетчик, осмотрщик, красильщик, заправщик, сушильщик, выдувальщик, кессонщик, лудильщик [2].
Появление немногочисленных наименований лиц, образованных посредством суффикса -щик (-чик), могло происходить и от глагольных заимствованных основ на -овать, -ировать, которые появились еще в Петровскую эпоху: меблировщик, гравировальщик, копировщик, рисовальщик. Такие имена относились преимущественно к производственно-технической терминологии.
От основ имен существительных при помощи суффикса -щик слова образовывались несколькими путями. Наиболее многочисленная группа—наименования лиц, образованные от конкретных существительных:
- по отношению к предмету как объекту производства, обработки, продажи, владения: мусорщик, чугунщик, апельсинщик, мороженщик;
- по отношению к предмету как орудию, при помощи которого совершается действие: аппаратчик, бечевщик;
- по отношению к месту или учреждению, где протекает профессиональная деятельность: банщик, буфетчик, кабатчик.
Непродуктивная группа наименований, образованных от существительных с неконкретной семантикой: пайщик, дольщик.
В русском языке существовали дублетные наименования лиц по названию профессии, образованные при помощи суффиксов -ник и -щик: копейник - копейщик, каменник - каменщик, перевозник - перевозчик.
Еще в древнерусском языке закрепились пути преодоления синонимичности этих суффиксов: за суффиксом -щик закрепилось только агентивное значение, за -ник – функция передачи наряду с агентивным еще и предметных значений: заклепник (молот для заклепки) и заклепщик (производящий заклепку). За суффиксом -щик закрепилась функция передачи конкретного значения (по отношению к предмету, организации), за -ник – больше общих значений, в частности по признакам, не связанным с идеей активного воздействия на предмет: фокусник, удачник.
В определенных морфематических условиях суффикс -ник остается продуктивным с теми же значениями, что и суффикс -щик (по отношению к предмету как объекту воздействия): при окончании производящей основы на -к-, шипящий или свистящий, при соединение с элементом -ат: башмачник, гусятник, кирпичник, медвежатник.
Таким образом, действие процесса размежевания функционирования суффиксов -ник и -щик носило не новый в XIX веке характер, однако систематичный [1, с. 53].
Кроме наименований лиц по профессиональной деятельности, в XIX веке возникли имена существительные, обозначающие лиц, занимающиеся каким-либо видом деятельности в целом. Этот процесс был следствием развития в обществе разных сторон жизнедеятельности. Такие наименования могли образовываться несколькими путями, причем мотивирующая основа играла важную роль в формировании значения производного слова:
- от глаголов с помощью суффиксов -ец (жилец), -ник (кочевник), -тель (мечтатель), -чик (обидчик). Действие, названное в производной основе, указывало на характер деятельности лица;
- от основы имен прилагательных посредством суффикса -ик (безбожник). Признак, названный в производящей основе имени прилагательного, определял характер деятельности лица.
- от основ имен существительных с помощью суффиксов -ист (альтруист), -тор (классификатор), -ант (дебютант), -янт (апеллянт), -ент (ассистент), -ик (академик). В основе слов, образованных при помощи указанных суффиксов, лежали абстрактные имена существительные, указывающие на специфику деятельности.
Наряду с образованиями на -тель по роду профессиональной деятельности, в системе русского языка существовали образования, обладающие стабильным значением и не зависящие от других слов в предложении, но называющие лиц не по роду профессиональной деятельности, а по склонности или способности к определенному действию: мечтатель, ваятель, мыслитель, жертвователь.
Как было отмечено, наименования на -тель в XIX веке распались на три группы. Первая отличалась наименьшей степенью глагольности. Другая группа наименований на -тель была более глагольна. Имена, входящие в эту группу, обязательно должны были сочетаться в поясняющими словами в предложении. Подобные слова управляли ограниченным кругом слов: последователь Лермонтова, настоятель монастыря, ценитель живописи. Связь между словами носила часто фразеологический характер, семантика глаголов касалась склонности к какой-либо деятельности.
Третья группа наименований лиц на -тель характеризуется наибольшей степенью глагольности и управлением поясняющими словами. Значение имен полностью зависит от семантики глагола: усладитель жизни, соорудитель церквей, стяжатель власти, снискатель древностей.
В начале и первой половине XIX века наименования лиц на -тель образовывались в целях обозначения лица по совершаемому действию. Такие слова функционировали свободно.
Во второй половине XIX века возникли новые тенденции употребления наименований лиц на -тель с глагольным значением: в специальной научной и научно-популярной речи.
Таким образом, ограничение использования слов для названия лиц с общим значением «деятель по выполнению названного основой действия» привело к снижению продуктивности этой словообразовательной модели. Кроме того, в XIX веке заметно стремление данной группы глаголов управлять более ограниченным количеством определенной семантики: блюститель порядка, изобретатель телеграфа, предводитель дворянства. Это привело к образованию фразеологически связанных конструкций.
Продуктивность образования наименований лиц по профессии с помощью суффиксов -щик, -чик, -льщик не распространялась на другие наименования лиц, занимающихся какой-либо непрофессиональной деятельностью: пронырщик, спорщик, переманщик, задирщик, загадчик, докутчик.
С помощью суффиксов -щик, -чик, -льщик могли образовываться определенные наименования лиц, имеющие эмоционально-оценочное значение, от основ, не называющих предмет как орудие. Это немногочисленная группа слов: журнальщик, орнаментщик, миллионщик [1, с. 50-51].
Поскольку в XIX веке расширились разнообразные сферы не только профессиональной деятельности, но и других видов деятельности, потребовались новые наименования лиц.
Так, от основ относительных прилагательных при помощи суффикса -ик образуются наименования лиц, занимающихся определенной деятельностью.
Например, слово народник возникло в начале 60-х гг. XIX в. как название демократов («тот, кто обращается к народу, учится у народа»).
В 50-60-е гг. обострился вопрос об отмене крепостного права, который активно обсуждался представителями передовой интеллигенции. В устной речи этих людей возникло слово крепостник. Крепостниками называли не только прямых сторонников крепостного права, а и всех защитников старых социальных устоев.
В 60-70-е гг. в пореформенной России активно стало развиваться строительство железных дорог. В связи с этим возникло наименование лица, учредителя компаний по устройству железных дорог – железнодорожник.
Развитие культуры, в частности изобразительного искусства, также привело к образованию новых слов. Такие слова образовывались от заимствованных основ. К концу ХIХ-началу XX века в терминологии изобразительного искусства образовалась группа слов для обозначения названия лиц по характеру их деятельности: портретист, пейзажист, ландшафист, маринист, жанрист, натюрморист и т.п.
Общественному сознанию в XIX веке была еще свойственна религиозно- мистическая идея судьбы. Поэтому были образованы наименования лиц, подвергшиеся влиянию сверхъестественных сил, например, с помощью суффикса -ец (слепец, безумец). Но подобные наименования были немногочисленными.
Таким образом, в XIX веке произошло становление русского литературного языка. Происходил отбор лучших языковых средств живого разговорного языка и письменной формы.
Литература:
-
Изменения в словообразовании и формах существительного и прилагательного в русском литературном языке XIX века // АН СССР: ин-т рус. яз.: Очерки по исторической грамматике русского литературного языка XIX века / под ред. В.В. Виноградова и Н.Ю. Шведовой . –М.: Наука, 1964. -600 с.
-
Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Под ред. Д.Н.Ушакова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/~книги/Толковый%20словарь%20Ушакова/