Автор:
Валентина Горленко (Гомель, Беларусь)
Процесс формирования социальной компетентности играет важную роль как в жизни отдельно взятой личности, так и общества в целом. Это длительный, активный процесс, продолжающийся на всех этапах жизненного пути человека. С одной стороны, социальная компетентность позволяет людям реализовать свои потребности, возможности, способности, вступать во взаимодействие с другими членами общества. С другой стороны, социализация, осуществляемая на основе сформированной социальной компетентности, определяет стабильность самого общества, обеспечивая необходимую преемственность в его развитии. От успешности этого процесса зависит, насколько личность сможет реализовать свои способности и задатки, приобрести социальную зрелость, быть полезной обществу и создать для себя благоприятные условия жизнедеятельности.
В связи с этим возникает необходимость ознакомления учащейся и студенческой молодежи с теми ценностями общества, которые считаются общепринятыми и которые обладают положительной социокультурной значимостью. В. П. Тугаринов назвал эту группу ценностей социально-политическими. Указывая на неточность общей классификации ценностей, философ отмечал, что при делении ценностей на материальные и духовные «не учтена большая и важная группа ценностей, а именно ценностей социально-политических». Выделение ценностей в эту группу он обосновывал структурой общественных явлений и относил к ним безопасность, общественный порядок, гражданский долг, политическую культуру и др. [1, c. 277].
Особенно остро воспринимается проблема общественных (социально-политических, идейно-нравственных) ценностей в современном изменяющемся мире, где постоянно происходит их трансформация, а человеческая активность носит все более избирательный характер. Нынешняя аксиологическая ситуация требует сущностного уточнения многих традиционных ценностных детерминант общества и их повернутости на социально-духовные ориентиры человека, придающие ему жизненный смысл, формирующие его социальную компетентность. Именно эти критерии учитывались нами при выделении общественных ценностей, к которым мы отнесли гражданскую культуру личности, толерантность сознания, духовно-нравственную безопасность. Рассмотрим сущностные характеристики этой группы ценностей и их роль в формировании социальной компетентности личности.
Гражданская культура. В понятие «гражданская культура» в его широком понимании включаются: во-первых, политические отношения гражданина, общества и государства; во-вторых, уровень развития и специфика институтов гражданского общества; в-третьих, представления личности о моральных основах функционирования институтов гражданского общества. Показателями уровня развития гражданской культуры являются наличие гражданских прав личности, а также степень реализации и защиты этих прав.
Сформированность гражданской культуры позволяет повышать устойчивость всех систем общества и государства, органов государственного управления, способствует эффективности социально-экономического и политического управления всеми сферами государства, снижает политические и социально-экономические риски для человека, общества и государства.
Перечень понятий, передающих содержание гражданской культуры, довольно обширный: гражданственность, гражданство, гражданское поведение, государство, власть, демократия, права и свободы человека, правовое государство и др. Уяснение этих понятий на уровне знаний, отношений и поведения во многом способствует формированию социальной компетентности личности и повышает ее активную гражданскую позицию.
В современных условиях содержание воспитательной работы по становлению гражданской культуры и гражданственности как интегрального качества личности ориентировано на усвоение общечеловеческих гуманистических ценностей, культурных и духовных традиций народа, формирование готовности к исполнению гражданского долга. «Гражданственность, – отмечает И. Н. Емельянова, – означает участие гражданина в политической, социальной, экономической жизни государства, поддержании законопорядка, укреплении обороноспособности страны, готовности к самостоятельным инициативным действиям в интересах страны и в целях достижения собственного жизненного успеха» [2, c. 73].
Толерантность сознания. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивида, группы, общества в целом. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит новый XXI век. В социальном контексте толерантность может толковаться как готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при ограничении таких отрицательных явлений, как насилие, хулиганские действия и поступки, компрометирующие общество или угрожающие его благосостоянию. Толерантность настраивает на доброжелательные отношения с другими народами, выбравшими иную систему ценностей, на признание и уважение их права на собственную самобытность, на развитие их национальной культуры, языка и т. д.
Толерантность является важнейшим образованием идейно-нравственного и духовного мира личности, а значит, относится к разряду духовно-нравственных ценностей. Толерантность составляет специфику духовности,
т. е. она обусловлена духовными потребностями индивида и способствует созиданию его духовного мира. «Толерантность, – пишет О. Е. Морозова, – направлена на самореализацию высших ценностей и смыслов в жизни личности, признает эти потребности и ценности в других личностях, что ведет к установлению субъект-субъективных отношений, позволяет увидеть значимость другой личности, ценность внутреннего содержания другого и накладывает определенную ответственность на человека понимать и принимать ценности других» [3, c. 81].
В психолого-педагогическом аспекте толерантность понимается как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Как качество личности толерантность определяется ее гуманистической направленностью и ценностным отношением к окружающим, представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях и поступках человека. В психологии и педагогике под толерантностью понимают «реализуемую готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения» [4, c. 7]. Толерантность – интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям.
Общество заинтересовано в том, чтобы у его членов, особенно у молодежи, сформировалось мышление открытого типа, пробудился интерес к диалогу последователей разных мировоззрений и политических предпочтений к устранению предубежденности друг против друга на основе терпимости и конструктивного сотрудничества во имя всеобщего блага. Естественно, что образование и воспитание не могут стоять в стороне от решения этой проблемы. «Именно сфера образования, – подчеркивает А. Д. Вислова, – имеет самое непосредственное отношение к таким важнейшим мировоззренческим категориям, как менталитет и толерантность. Более того, именно сфера образования способна активно и целенаправленно формировать соответствующие толерантные качества и человека, и социума… В связи с этим, как мы считаем, возникает необходимость нового направления в педагогической науке – педагогики толерантности» [5, c. 162].
Духовно-нравственная безопасность. Проблема безопасности является одной из первостепенных в процессе жизнеобеспечения человека, общества, государства. Понятие духовно-нравственной безопасности еще не приобрело стабильного сущностного и содержательного определения, однако основные его компоненты просматриваются достаточно рельефно. «Духовно-нравственная безопасность, – пишет А. В. Виноградов, – состояние защищенности общественного сознания и морального здоровья нации, ее традиционных, духовных ценностей и уклада жизни от внешних неблагоприятных влияний» [6]. О. А. Павловская рассматривает это понятие с более широких ценностных позиций: «Духовно-нравственная безопасность, – отмечает она, – представляет собой систему социальных условий и факторов, обеспечивающих состояние защищенности и самозащищенности человека, его сознания, отношений с окружающим миром от воздействия различного рода угроз, что способствует возвышению человеческой духовности, гармонизации межличностных отношений, формированию благоприятного социально-психологического климата, стабилизации в целом общественных отношений» [7, c. 6].
Духовно-нравственная безопасность общества достигается посредством двух взаимосвязанных процессов: с одной стороны, постоянная забота о сохранении и рациональном использовании духовного наследия, с другой – неустанный поиск по обновлению, творческому осмыслению новых более эффективных форм культуры. В содержательном отношении духовно-нравственная безопасность включает в себя следующие структурные компоненты: а) достаточно развитый духовно-нравственный потенциал человека; б) систему нравственных ценностей, отвечающих духу времени и целям социокультурного развития; в) отлаженный механизм моральной регуляции; г) благоприятный морально-психологический климат общества;
д) эффективную систему нравственного воспитания и самовоспитания.
При определении содержания духовно-нравственной безопасности обязательно отмечаются различного рода угрозы, представляющие опасность как для общества, так и для человека. На уровне общества к числу внутренних угроз духовно-нравственной безопасности относится нарастание кризисных явлений и процессов в жизни общества, его различных структур, которые непосредственно сказываются на дестабилизации, дезорганизации социально-нравственных связей и отношений, разбалансированности механизмов моральной и правовой регуляции, снижении эффективности работы системы образования и воспитания, ухудшении социально-психологического климата в обществе.
На уровне личности к внутренним угрозам относят неразвитость индивидуальных чувств и интеллектуальных способностей, различные неудовлетворенности, нездоровые амбиции, разочарование, неадекватность оценок и самооценок, деформации жизненных ориентаций. В моральном отношении угрожающий и разрушительный характер для самой личности и ее окружения носят зависть, ненависть, жадность, жестокость, безответственность, беспринципность и другие негативные проявления человеческой природы. Такого рода угрозы, постепенно накапливаясь, могут стать серьезной опасностью как для жизни самого человека, так и для функционирования различных социальных структур, общества в целом. Вот почему духовно-нравственная безопасность как социальный феномен напрямую зависит от уровня развития духовно-нравственной культуры личности.
Устранение перечисленных выше угроз и обеспечение духовно-нравственной безопасности зависит от многих факторов. Один из них – пристальное внимание и целенаправленность действий со стороны государственных и общественных структур по определению имеющегося в обществе позитивного духовно-нравственного потенциала, который может стать исходной базой для последующей деятельности по его моральному оздоровлению и духовному возрождению. В современном обществе в качестве такого потенциала могут выступать: духовное наследие народа и его национально-культурные традиции; сформированный духовно-нравственный потенциал старшего поколения; находящийся в стадии активного формирования духовно-нравственный потенциал молодого поколения, ориентированный на саморазвитие и самосовершенствование духовных сил в социальной сфере.
В заключение отметим, что все охарактеризованные выше ценности общества являются своего рода внутренними детерминантами человеческой жизнедеятельности и в значительной мере влияют на формирование социальной компетентности личности. Ориентировка личности в феномене ценностей общества, отвечающих духу времени, актуальным социальным и личным запросам, позволяет ей со значительной долей успеха определить свои потенциальные и реальные возможности как в сфере общественных отношений, так и на уровне межличностного общения.
Литература:
-
Тугаринов, В. П. Избранные философские труды / В. П. Тугаринов. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1988. – 344 с.
-
Емельянова, И. Н. Теория и методика воспитания : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Н. Емельянова. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.
-
Морозова, О. Е. К вопросу о ценностных основаниях принципа толерантности / О. Е. Морозова // Актуальные проблемы современной науки. – 2007. – № 6. – С. 80–82.
-
Зенченко, В. А. Политическая культура студенческой молодежи в условиях становления гражданского общества : пособие / В. А. Зенченко,
Н. В. Павлова, Г. И. Степанов. – Минск : БГПУ, 2006. – 35 с.
-
Вислова, А. Д. Формирование толерантной личности – стратегическая задача образования / Л. Д. Вислова // Социально-гуманитарные знания. –
2008. – № 4. – С. 152–162.
-
Виноградов, А. В. Проблемы национальной безопасности /
А. В. Виноградов // Право и безопасность. – 2003. – № 1–2. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://dpr.r4/pravo/pravo_5_26.htm/ – Дата доступа : 30.08.2012.
-
Павловская, О. А. Духовно-нравственные аспекты национальной безопасности Беларуси : социально-философский анализ / О. А. Павловская // Идеологические аспекты военной безопасности. – 2010. – № 1. – С. 3–10.