Автор:
Надежда Зенько (Гомель, Беларусь)
Психолого-педагогические аспекты становления и развития личности современного человека связаны с его общественными способами самоопределения и самореализации. Современный студент может и должен самостоятельно решать задачи, связанные не только с социальной адаптацией, но и с нахождением направлений и способов творческой самореализации себя в общественной жизни. При этом педагогически важно, при каких условиях этот процесс будет проходить для него наиболее эффективно. В связи с этим одной из важнейших задач современного высшего образовательного учреждения становится развитие социальной активности личности студента. Именно от нее зависит эффективное осуществление социально-профессиональных функций и ролей.
Социально-профессиональная активность личности изучается на разных уровнях. Разрабатываются ее методологический аспект (К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Ануфриев, Г.С. Арефьева, Т.П. Богданова, А.П. Петров и др.); социальный аспект (А.С. Капто, Т.С. Лапина и др.); психологический аспект (Б.Ф. Ломов, В.Г. Маралов и др.); педагогический аспект (Т.Н. Мальковская, Г.В. Мухаметзянова, В.Ш. Масленникова, В.А. Ситаров, В.А. Сластенин, Ю.П. Сокольников и др.).
В научной литературе существует неоднозначность в определении понятия «социальная активность». Различная трактовка порождена сложностью самого понятия, в частности, разнообразием проявления его форм и вариантов. Анализ философской, психолого-педагогической литературы позволил рассмотреть изучаемое явление с позиций разных наук. С позиции философии – это понятие, «отображающее характер функционирования индивидов и социальных групп в обществе» [1]. Социальная активность связана с превращением интереса в фактор действия, с познанием и целеполаганием.
В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой дается следующее определение активности личности: «Активность личности представляет собой деятельностное отношение личности к миру, способность производить общественно-значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества» [2, с. 14]. Социально-педагогический словарь трактует социальную активность как «интегративную характеристику внутренних возможностей субъекта в осуществлении деятельности, направленной на поддержание и развитие социальной целостности» [3, с. 8]. Так или иначе, все определения подчеркивают деятельностный аспект данного определения, дающего возможность сосуществовать в социуме и самореализовываться во всех сферах жизни. Применительно к учащейся молодежи социальная активность предполагает воспитание у личности организаторских умений и интереса к общественной работе, ответственности при выполнении общественных поручений, инициативности в сочетании с исполнительностью.
Э.Ф. Шакирова выделяет общие характеристики категории «социальная активность»: взаимодействие субъекта с социальной средой в социальной деятельности; изменение социальной среды и субъекта взаимодействия (принятие им на себя ответственности); освоение законов общества, культуры, социального опыта и использование их на практике; способ поведения социального субъекта; внутренняя готовность к действию; проявление субъектом сверхнормативной деятельности; деятельное отношение человека к жизни в обществе; творческое выполнение заданных обществом функций, создание социальных инноваций; наличие внутренних мотивов и стимулов, в основе которых лежат общественно-значимые потребности [4, с. 52].
Таким образом, социальную активность студента следует рассматривать как интегративное качество личности, представляющее собой целостную систему социальных знаний, оценочных суждений и переживаний, мировоззренческих установок, поступков, ориентированных на проявление самостоятельности и инициативы; направленное на взаимодействие с социальной средой и ее преобразование через различные виды деятельности.
Педагогическая проблема формирования социальной активности тесно связана с психологическими представлениями о структуре личности и взаимосвязях различных ее компонентов. Так, А.П. Петров в структуре социальной активности выделил следующие ее составляющие[5, с. 10]:
по форме: профессиональная и непрофессиональная;
по видам: трудовая, политическая, познавательная;
по направленности: общественная, антиобщественная;
по сфере реализации: производство, управление.
Для того чтобы в каждом конкретном случае можно было определить факт наличия или отсутствия социальной активности и оказать влияние на ее протекание, необходимо выделить показатели, критерии, определяющие социальную активность. Е.А. Ануфриев выделяет следующие критерии: степень развития, максимальное использование дарований, талантов, склонностей человека в процессе участия в общественной деятельности; степень сознательности; бескорыстность [6, с. 46].
Некоторые авторы в качестве критериев рассматривают свободное время, затраченное на определенные виды деятельности, наличие элементов соревновательности, сверхнормативности в труде. Т.Н. Мальковская выделяет следующие критерии [7, с. 17]: направленность социальной ориентации; количественные и качественные показатели деятельности; мотивы, побуждающие к взаимодействию с людьми, ближайшим окружением.
Анализ научной литературы и реального опыта по проблеме формирования социальной активности студентов педагогических профессий позволил выделить ряд условий, соблюдение которых ведет к оптимизации этого процесса. Одним из наиболее общих и важных педагогических условий формирования социальной активности современного специалиста выступает общая компетентность педагогов образовательного учреждения, представляющая собой совокупность профессиональной и социальной компетентности, а также навыков социального взаимодействия.
Следующим педагогическим условием может выступать использование педагогами в практической деятельности потенциальных возможностей образовательной среды как дополнительного педагогического средства формирования социальной активности студентов. Данное условие включает в себя как социально-педагогическую компетентность педагогов, так и высокий уровень социальной активности самих сотрудников учреждения образования. Педагоги в этой связи выступают в качестве особых агентов социализации, так как имеют целью нейтрализовать негативные факторы социализации, решая при этом задачи социального воспитания. Педагог должен оценивать социальную активность студента через призму имеющегося у него социального опыта и потенциальные возможности его освоения личностью.
Педагог, выступая в качестве субъекта процесса формирования социальной активности студентов, должен обладать знанием диагностики и активизации имеющихся у студентов ресурсов осуществления учебной и внеучебной социально-значимой и полезной деятельности, а также знанием собственных возможностей и умением преобразовывать личностные ресурсы в действенные поддерживающие программы.
Процесс формирования социально активной личности студента предполагает определение и учет потенциала внеклассной деятельности учреждения образования. Эта деятельность реализуется в следующих направлениях: раскрытие, развитие и использование социальных способностей студентов и педагогов; формирование индивидуальных практических знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения конкретной профессиональной трудовой деятельности; активное потребление социального опыта, культуры. Она обеспечивает более интенсивную социализацию студентов, близость к профессиональной среде, социальным отношениям, ведущей к глубокому развитию профессиональных и личностных качеств будущего специалиста.
В качестве одного из педагогических условий также может выступать обеспечение поэтапного формирования социальной активности студентов [4]. Поэтапное включение студентов во внеучебную деятельность осуществляется на основе учета целей профессионального образования, воспитания и формирования личности будущего специалиста, гражданина, свободной личности и предполагает направленность на формирование структурных признаков социальной активности: когнитивного, оценочно-эмоционального, мировоззренческого, поведенческого.
На когнитивном этапе осуществляется процесс формирования у студентов знаний о социальной действительности, дающих сведения об особенностях социального общения, способах взаимодействия с социальной средой, формах проявления активности. На данном этапе необходима организация процесса формирования у студентов самостоятельности и устойчивости суждений о социальных нормах, регулирующих взаимоотношения людей, формирования умений давать содержательную характеристику социальным, нравственным ценностям и анализировать, как именно они могут проявляться в поведении. Нравственные знания становятся основой для решения учебных, профессиональных и жизненных задач.
Оценочно-эмоциональный этап заключается в формировании личностного отношения к проявлению социальной активности. На данном этапе организуется формирование оценочных суждений и эмоциональных отношений студентов к явлениям социальной действительности, отдельным действиям и поступкам, наблюдается субъективное отношение к деятельности. Интериоризация социальных норм, ценностей, а также выработка собственных отношений, ценностей невозможны только на когнитивном уровне и предполагают активную роль эмоций в этом процессе. Они неразрывно связаны с важнейшими качествами личности, ее нравственным содержанием, характером мотивационной сферы, эстетическими и нравственными ценностными ориентациями.
Мировоззренческий этап предполагает формирование целостного представления о социальной активности как необходимом качестве личности, вследствие возникновения внутренней готовности руководствоваться заданными принципами и нормами поведения. Это внутренний механизм, раскрывающий жизненную позицию личности, программу ее поведения и действий. Данный этап должен характеризоваться наличием таких признаков, как: системность убеждений личности; широкий диапазон убеждений студентов, связанных с будущим положением как членов общества; проявление убеждений в личностных особенностях студентов (ответственности, уважительном отношении к другому человеку, толерантности).
Поведенческий этап нацелен на формирование устойчивого социально активного поведения, проявляющегося в любых ситуациях и основанного на возникших сознательных навыках и привычках. Показателем данного этапа выступают ориентация действий студента на социально одобряемые нормы, ценности, суждения, убеждения, а также устойчивость и самостоятельность линий поведения, наличие социальной позиции личности. Предпринимая определенные действия, проделывая те или иные операции, студент проявляет свое отношение к общественно значимой деятельности, другим людям и социальным группам, к самому себе, выполняя те или иные социальные роли. Показателями социальной активности личности на данном этапе также могут выступать активная жизненная и гражданская позиции; активное участие в общественных делах образовательного учреждения, коллектива, студенческом самоуправлении; организаторские и коммуникативные способности.
Данное педагогическое условие – обеспечение поэтапного формирования социальной активности студентов – ориентировано на отбор эффективных форм и методов работы с личностью в зависимости от уровня сформированности у нее этого качества.
Таким образом, реализация представленных условий требует повышенного уровня социальной активности педагогического коллектива образовательного учреждения, общекультурной и специальной подготовки педагогов. Конечным результатом организуемой деятельности по формированию социальной активности студентов выступает личностное образование, включающее совокупность структурных признаков (когнитивного, эмоционально-ценностного, мировоззренческого и поведенческого), качества будущего специалиста (гуманистических, деловых и гражданских) и социальный опыт личности.
Литература:
1. Социальная активность [Электронный ресурс] / Философский словарь. – Режим доступа : http://www.edudic.ru/fil/1160/# – Дата доступа : 10.09.2012.
2. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М. : ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д : Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
3. Словарь социального педагога и социального работника / под ред. И.И. Калачевой, Я.Л. Коломинского, А.И. Левко. 2-е изд. – Минск : БелЭн, 2003. – 256 с.
4. Шакирова, Э.Ф. Педагогические условия формирования социально активной личности студента / Э.Ф. Шакирова, Г.П. Иванова // Акмеология. – 2012. – №3(43). – С. 51–56.
5. Петров, А.П. Социальная активность : сущность, содержание, критерии // Формирование социальной активности личности : сущность, проблемы : Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. А.П. Петрова. – М. : МГПИ им. В.И. Ленина, 1985. – Т.1. – С. 8–13.
6. Ануфриев, Е.А. Социальная роль и активность личности / Е.А. Ануфриев. – М. : Просвещение, 1971. – 151 с.
7. Мальковская, Т.Н. Социальная активность школьников и пути ее формирования / Т.Н. Мальковская // Советская педагогика. – 1978. – № 5. – С. 14–21.