Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

Презентации PowerPoint в процессе обучения иностранным языкам

Автор: 
Марина Куимова ( Томск, Россия)

Участие России в Болонском процессе предполагает переход на двухуровневую систему высшего образования (обучение студентов четыре года в бакалавриате и затем два года в магистратуре), модернизацию системы образования, разработку новых учебных программ, использование инновационных методов и приемов обучения, самообразование в процессе обучения, формирование у выпускников комплекса компетенций общекультурной и профессиональной направленности. Реализация компетентностного подхода требует использование активных приемов и методов обучения. Активные методы обучения иностранным языкам основаны на принципе непосредственного участия обучающихся в учебно-воспитательном процессе, ведущими поиск путей и способов решения обсуждаемой проблемы [2, 3, 4, 11].

В методической и педагогической литературе существует большой арсенал активных приемов и методов. Например:

  • ролевые игры;

  • проблемные задания;

  • метод проектов;

  • участие в международных проектах;

  • использование Интернет-ресурсов и т.д.

Использование активных методов предусматривает соблюдение ряда принципов. А именно, принцип:

  • проблемности;

  • «негативного опыта» (когда студенты учатся избегать ошибок, анализируя изучаемый материал, убеждаясь в необходимости более глубокого изучения материала);

  • «от простого к сложному»;

  • непрерывного обновления;

  • организации коллективной деятельности;

  • опережающего обучения [1, 7, 12]

В данной статье мы рассмотрим некоторые преимущества использования презентаций PowerPoint в процессе обучения иностранным языкам.

По мнению исследователей презентации PowerPoint способствуют:

  • повышению мотивации учения;

  • активизации внимания;

  • реализации дифференцированного подхода к обучению;

  • сочетанию аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов;

  • развитию умений устной речи;

  • развитию интеллектуальных функций (анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение);

  • творческой переработке усвоенного материала;

  • интенсивному участию студентов в процессе обучения;

  • повышению эффективности самостоятельной работы студентов [2, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 13].

Вместе с тем, использование мультимедийной презентации PowerPoint на занятиях иностранного языка должно соответствовать следующим методологическим требованиям:

  •  
    1. концептуальность (научная концепция, включающая психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей);

    2. системность (логика процесса, взаимосвязь всех его частей целостность);

    3. эффективность;

    4. гибкость (возможность вариации в содержании для обеспечения комфортности и свободы взаимодействия педагога и обучающихся с учетом конкретных условий педагогической деятельности);

    5. динамичность (возможность развития или преобразования используемой технологии);

    6. воспроизводимость [1, 5, 8].

Работая над презентацией, обучающиеся должны придерживаться определенных требований:

  • определенное количество слайдов;

  • структура (титульный лист, содержание, заключение);

  • соответствие иллюстративных материалов содержанию;

  • содержание презентации не дублирует, а дополняет устное выступление.

Эффективное использование презентации PowerPoint предполагает предварительную работу со стороны преподавателя:

  • определить тему;

  • сформулировать цель;

  • рекомендовать источники информации;

  • координировать работу студентов, как в процессе подготовки, так и в процессе проведения презентации.

Разработка презентации требует от обучающихся проведения исследования, что в свою очередь, развивает кругозор, фоновые знания, готовит к самостоятельной профессиональной деятельности.

Таким образом, использование компьютерных технологий на занятиях обеспечивает индивидуализацию процесса обучения, раскрывает творческие резервы личности студентов, развивает стремление к постоянному интеллектуальному росту, расширяет дидактические возможности педагогов, оптимизирует учебный процесс.

В заключении стоит отметить, что условием качественного современного образования является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий.

Литература:
  1. Альбрехт К.Н. Компьютер как эффективное средство обучения иностранному языку // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. № 03 (15), 2011 г. URL: http://journal.kuzspa.ru/articles/63/ (дата обращения 15.09.2012).

  2. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения // Научно-методическое пособие. Издание II, Тула. 1993. 47 с.

  3. Балаев А.А. Активные методы обучения. – М.: Профиздат, 1986. 96 с.

  4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высшая школа, 1991. 205 с.

  5. Гафурова Н.О., Чурилова Е.Ю. Проектный метод в изучении PowerPoint // Информатика и образование. 2002. №9. С. 27-30

  6. Инкина И.И. Использование ИКТ в обучении иностранному языку в средней школе. URL: http://festival.1september.ru/articles/559341/ (дата обращения 15.09.2012).

  7. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: Введение в активные методы обучения: учебное пособие для учителей. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. 191 с.

  8. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. – М.: Дрофа, 2004. 93 с.

  9. Корытная М.Л. Современные технологии обучения иностранным языкам как средство повышения качества учебного процесса. URL: http://rgf.tversu.ru/node/472 (дата обращения 15.09.2012).

  10. Мейтуев П.Л., Буторин В.И. Развитие индивидуального творческого мышления. – М.: «РАН», 1994. 136 с.

  11. Натаров В.И. Активные методы обучения // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1999. № 3. С. 3-12

  12. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. М.: «КСП+», 2003. 432 с.

  13. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе – М.: Просвещение, 1991. 287 с.