Автор:
Марина Куимова ( Томск, Россия)
Участие России в Болонском процессе предполагает переход на двухуровневую систему высшего образования (обучение студентов четыре года в бакалавриате и затем два года в магистратуре), модернизацию системы образования, разработку новых учебных программ, использование инновационных методов и приемов обучения, самообразование в процессе обучения, формирование у выпускников комплекса компетенций общекультурной и профессиональной направленности. Реализация компетентностного подхода требует использование активных приемов и методов обучения. Активные методы обучения иностранным языкам основаны на принципе непосредственного участия обучающихся в учебно-воспитательном процессе, ведущими поиск путей и способов решения обсуждаемой проблемы [2, 3, 4, 11].
В методической и педагогической литературе существует большой арсенал активных приемов и методов. Например:
Использование активных методов предусматривает соблюдение ряда принципов. А именно, принцип:
-
проблемности;
-
«негативного опыта» (когда студенты учатся избегать ошибок, анализируя изучаемый материал, убеждаясь в необходимости более глубокого изучения материала);
-
«от простого к сложному»;
-
непрерывного обновления;
-
организации коллективной деятельности;
-
опережающего обучения [1, 7, 12]
В данной статье мы рассмотрим некоторые преимущества использования презентаций PowerPoint в процессе обучения иностранным языкам.
По мнению исследователей презентации PowerPoint способствуют:
-
повышению мотивации учения;
-
активизации внимания;
-
реализации дифференцированного подхода к обучению;
-
сочетанию аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов;
-
развитию умений устной речи;
-
развитию интеллектуальных функций (анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение);
-
творческой переработке усвоенного материала;
-
интенсивному участию студентов в процессе обучения;
-
повышению эффективности самостоятельной работы студентов [2, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 13].
Вместе с тем, использование мультимедийной презентации PowerPoint на занятиях иностранного языка должно соответствовать следующим методологическим требованиям:
-
-
концептуальность (научная концепция, включающая психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей);
-
системность (логика процесса, взаимосвязь всех его частей целостность);
-
эффективность;
-
гибкость (возможность вариации в содержании для обеспечения комфортности и свободы взаимодействия педагога и обучающихся с учетом конкретных условий педагогической деятельности);
-
динамичность (возможность развития или преобразования используемой технологии);
-
воспроизводимость [1, 5, 8].
Работая над презентацией, обучающиеся должны придерживаться определенных требований:
-
определенное количество слайдов;
-
структура (титульный лист, содержание, заключение);
-
соответствие иллюстративных материалов содержанию;
-
содержание презентации не дублирует, а дополняет устное выступление.
Эффективное использование презентации PowerPoint предполагает предварительную работу со стороны преподавателя:
-
определить тему;
-
сформулировать цель;
-
рекомендовать источники информации;
-
координировать работу студентов, как в процессе подготовки, так и в процессе проведения презентации.
Разработка презентации требует от обучающихся проведения исследования, что в свою очередь, развивает кругозор, фоновые знания, готовит к самостоятельной профессиональной деятельности.
Таким образом, использование компьютерных технологий на занятиях обеспечивает индивидуализацию процесса обучения, раскрывает творческие резервы личности студентов, развивает стремление к постоянному интеллектуальному росту, расширяет дидактические возможности педагогов, оптимизирует учебный процесс.
В заключении стоит отметить, что условием качественного современного образования является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий.
- Литература:
-
Альбрехт К.Н. Компьютер как эффективное средство обучения иностранному языку // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. № 03 (15), 2011 г. URL: http://journal.kuzspa.ru/articles/63/ (дата обращения 15.09.2012).
-
Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения // Научно-методическое пособие. Издание II, Тула. 1993. 47 с.
-
Балаев А.А. Активные методы обучения. – М.: Профиздат, 1986. 96 с.
-
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высшая школа, 1991. 205 с.
-
Гафурова Н.О., Чурилова Е.Ю. Проектный метод в изучении PowerPoint // Информатика и образование. 2002. №9. С. 27-30
-
Инкина И.И. Использование ИКТ в обучении иностранному языку в средней школе. URL: http://festival.1september.ru/articles/559341/ (дата обращения 15.09.2012).
-
Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: Введение в активные методы обучения: учебное пособие для учителей. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. 191 с.
-
Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. – М.: Дрофа, 2004. 93 с.
-
Корытная М.Л. Современные технологии обучения иностранным языкам как средство повышения качества учебного процесса. URL: http://rgf.tversu.ru/node/472 (дата обращения 15.09.2012).
-
Мейтуев П.Л., Буторин В.И. Развитие индивидуального творческого мышления. – М.: «РАН», 1994. 136 с.
-
Натаров В.И. Активные методы обучения // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1999. № 3. С. 3-12
-
Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. М.: «КСП+», 2003. 432 с.
-
Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе – М.: Просвещение, 1991. 287 с.