Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Автор: 
Любовь Орлова ( Костанай, Казахстан)

 

Современное общество актуализирует проблему повышения качества профессиональной подготовки специалистов. В связи с жесткой конкуренцией на рынке труда возрастают требования к выпускникам вузов. Первостепенное значение для успешной профессиональной деятельности имеют навыки самообразования, умения применять теоретические знания в практической деятельности. Поэтому процесс обучения будущих специалистов в условиях вуза должен строиться с использованием новых инновационных образовательных технологий и быть ориентированным на инновационное образование.

Инновационное образование включает в себя: личностный подход, фундаментальность, творческое начало, сущностный и акмеологический подходы, профессионализм, синтез двух культур (технической и гуманитарной), использование новейших информационных технологий.

Инновационная образовательная технология – относительно новое понятие в педагогической науке. В 60–70-х годах ХХ века оно ассоциировалось с применением технических средств обучения (ТСО). В этом смысле оно до сих пор используется во многих зарубежных публикациях. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж.Кэролл, Б.Блум, Д.Брунер, Д.Хамблин, Г.Гейс, В.Коскарелли.

С дидактической точки зрения проектирование новой (инновационной) педагогической технологии – это разработка прикладных методик, описывающих реализацию педагогической системы по ее отдельным элементам. В основе таких описаний лежат теоретические представления о педагогических явлениях, опирающиеся на достоверные исследовательские данные.

В настоящее время происходит возрождение метода проектов. Для современных реформ в образовании вопрос объединения традиционных форм обучения и проектных форм занятий является важным. А.В. Хуторской в этом контексте пишет: «Проектное обучение — полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять её и становиться некоторой панацеей. Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом. Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным (или внепредметным). В первом случае он вполне «вкладывается» в классно-урочную систему» [1].

Определение образовательного проекта по А.В.Хуторскому: «Образовательный проект — это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени — от одного урока до нескольких месяцев» [2].

Мы будем опираться на данное определение образовательного проекта.

Под проектом понимается самостоятельная и творческая работа обучающегося, выполненная от идеи до её воплощения в жизнь под контролем и при консультировании педагога.

Проектное обучение – организация учебного процесса, направленная на решение учебных задач на основе самостоятельного сбора по заданным признакам и интерпретации информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, её самооценки и презентации результата.

Этапы: организационный, конструкционный, технологический, презентационный.

Основа деятельности – алгоритмы методов технического творчества (демонстрационные схемы, таблицы, инструкционные и инструктивные карты).

Проектирование – процесс разработки замысла и его фиксация во внешне выраженной знаковой форме – буквенно-цифровом тексте, графическом изображении, объемном макете, действующей модели, изделии и т.д. Три стадии проектного процесса предполагают выдвижение идеи, построение детальной картины желаемого результата, составление проектно-технологической документации.

Наш исследовательский поиск показал, что проекты охватывают огромное количество задач. Используя типологию Д.Жака, можно разделить проекты на два типа. К первому типу можно отнести проекты, которые занимаются решением определенной проблемы и имеют практический характер. Студенты должны представить доклад со своими результатами или чертеж работающего устройства. Задачи проектов второго типа определены менее четко. Студенты должны либо изучить какой-то материал, либо делать определенные упражнения для достижения какой-либо цели. Задачи проектов второго типа могут быть разделены на следующие группы формирующих навыков: а) индивидуальные навыки; б) междисциплинарные навыки; в) навыки работы в группах; г) работа с личным самосознанием; д) навыки общения.

Тематика образовательных проектов может быть разнообразна: экспериментальное изучение и использование химических явлений, исследование технических процессов (очистка выхлопных газов); сборка конструкции с заданными параметрами (например, средства индивидуальной защиты); создание теоретических моделей, социальных разработок; конструирование объектов с заданными свойствами. Название, количество, последовательность, содержание и стиль структурных элементов проекта формулируются на основе конкретных целей и задач. В целом при работе над проектом педагог:

– помогает обучающимся в поиске нужных источников; 

– сам является источником информации; 

– координирует весь процесс; 

– поощряет обучающихся; 

– поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы обучающихся над проектом.

Под руководством В.Д.Шадрикова была разработана «Модель специалиста с высшим профессиональным образованием», в соответствии с которой современный специалист должен владеть навыками проведения научных исследований [3].

Уровень исследовательской компетентности студентов зависит от организации специально ориентированного образовательного процесса вуза, эффективность которого обеспечивается при реализации следующих условий:

1) педагогическая поддержка в овладении студентами исследовательскими знаниями, умениями и навыками;

2) насыщение занятий исследовательскими и творческими формами работы;

3) реализация и обогащение личностного потенциала студентов средствами личностно развивающих технологий обучения.

Критериями исследовательской компетентности студентов могут быть: самостоятельность в исследовательской деятельности, мотивация к исследовательской деятельности, способность к самоорганизации.

Таким образом, научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является одним из средств повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием и продолжением учебного процесса. Проектная деятельность на кафедре биологии и химии реализуется в следующих направлениях:

-Химические подходы в вопросах изучения зерновых культур, лекарственных растений, в условиях резкоконтинентального климата Костанайской области;

-Биоморфологические, физиологические исследования растений, человека и животных.

Формы организации НИРС, включаемый в учебный процесс, предусматривают:

-лабораторные, курсовые и дипломных работы, содержащие элементы научных исследований;

-научные рефераты, эссе, рецензирование;

-введение элементов научного поиска в практические и семинарские занятия;

-презентация гербарного материала, коллекций;

-выполнение конкретных заданий научно-исследовательского характера (например: редкие виды растений в условиях национального государственного парка «Бурабай», влияние анолита на зерновые культуры, минеральный обмен и активность пероксидазы пшеницы) в период учебных, производственных и преддипломных практик.

На практических занятиях, самостоятельной работе обучающихся применяются: дискуссии, групповые проекты повышающие качество усвоения материала (например: ежемесячный реферативный обзор публикаций специальных журналов, деловая игра по насущным экологическим проблемам).

В рамках кафедры биологи и химии организован студенческий научный кружок «BIOVITA», объединяющий студентов 1-4 курсов специальности «Биология». Кружок «BIOVITA» организовывает научно-исследовательскую работу студентов в двух секциях: «Биология» и «Химия». Работа кружковых секций носит системный, плановый характер, с учетом работы кафедры и факультета. Структура кружка «BIOVITA» представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Структура кружка «BIOVITA»

Научный кружок «BIOVITA» является добровольным творческим объединением студентов. Кружок имеет название, эмблему, девиз, удостоверение. Членами научного кружка могут быть студенты, изъявившие желание работать в кружке и имеющие склонность к научному творчеству, рекомендованные педагогами. Целью кружка является: воспитание и развитие студентов, создание условий для их самоопределения, самореализации. Студенты младших курсов («предметный» кружок по интересам) и студенты старших курсов, в том числе магистранты («проблемная студенческая лаборатория») заняты курсовыми и дипломными, а также диссертационными проектами.

Работа над научным проектом и исследовательская работа сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами, является наиболее эффективной для развития исследовательских способностей у студентов. Это просто объяснить: если студент за счёт свободного времени готов заниматься вопросами какой-либо дисциплины, то снимается одна из проблем преподавателя, а именно - мотивация студента к занятиям, развивает интерес к избранной специальности, помогает приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области.

Под методом проектов понимается обобщенная модель определенного способа достижения поставленной учебно-познавательной задачи, система приемов, определенная технология познавательной деятельности.

Необходимо рассматривать стадии работы над проектом как стадии учебного процесса, здесь также можно увидеть те же модули, что и в обычном блоке занятий. Организационная структура блока занятий «метода проектов» близка к структуре лекционно-семинарской системы, но отличается от неё в лучшую сторону. В плане применяемых форм организации учебно-познавательной деятельности обучающихся её отличает применение интерактивных средств (формы семинаров, практикумов, самостоятельных работ). Цель педагога - подготовить всех обучающихся к посильной для каждого, но обязательной активной познавательной деятельности. Проектные технологии – реальная перспектива деятельностного подхода в образовательном пространстве вуза.

 

Литература:

1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. -М.: Народное образование, 2001. — 240 с.

2. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001. — 544с.

3. Шадриков В.Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова. Серия Психология, № 1, 2006 – 15с

4. Хуторской, A.B. Ключевые компетенции. Народное образование. №2, № 5. 2003. – 240с.

5. Модель специалиста и высшее профессиональное образование/ Под ред. В.Д.Шадрикова. М., 2003 – 26с.

6. Ансимова Н.П., Ракитина О.В. Подготовка научных кадров и формирование научно-исследовательских компетенций: Монография/Под научной ред. М.В.Новикова. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009- 210с.