Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

Самостоятельная работа - фактор формирования функциональной грамотности будущих учителей-химиков

Автор: 
Дина Мендалиева, Жумабике Султанова (Уральск, Казахстан)

В последние годы в процессе обучения становятся актуальной вопросы формирования функциональной грамотности как основа учебно-познавательной компетентности обучающихся.

И в этом процессе самостоятельная работа студентов является одной из важных частей учебного процесса. Правильная организация самостоятельной работы, в частности, будущих учителей-химиков школы добывать самостоятельно знания, хорошо обученных к самостоятельной работе - это залог успешной и качественной подготовки учителя и эффективности достижения высокого уровня самореализации.

Ранее и в настоящее время, когда в учебный процесс успешно внедряется кредитная технология обучения, число аудиторных часов сравнительно с линейной системой обучения значительно сокращается, актуальность самостоятельной работы в процессе обучения привлекает многих преподавателей-исследователей.

В методической литературе [1] самостоятельная работа обучающихся рассматривается с различной позиции.

По мнению [2] самостоятельная работа делится на обязательную и специальную. Обязательные формы обеспечивают подготовку к текущим аудиторным занятиям. Специальные формы самостоятельной работы направлены на углубление и закрепление знаний, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины.

В [3] автор считает, что целью преподавателя является развитие самообразовательной деятельности обучающегося под непосредственным руководством и контролем преподавателя. В связи с этим им разработана система формирования самостоятельной работы студентов.

Автор работы [2] считает, что самостоятельная работа студента это индивидуальная работа обучающегося по заранее полученным общим указаниям. И основная цель самостоятельной работы для обучающегося является приобретения навыков планирования и организации собственного учебного процесса.

Условия кредитной технологии предполагают наряду с самостоятельной работой студента (СРС) и самостоятельную работу студента с преподавателем (СРСП).

Для эффектной реализации учебного процесса в рамках учебного плана для каждой дисциплины разрабатывается учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД), который позволяет заранее планировать весь процесс обучения.

Структура СРСП и СРС определяется целями и задачами по каждой конкретной теме, где выделяются вопросы, которые будут рассмотрены на лекциях, лабораторных занятиях, СРС и СРСП.

Самостоятельная работа студента с преподавателем предусматривает как лабораторные работы студента под руководством преподавателя, так теоретическую, практическую работу, к которой студент по заранее выданному заданию самостоятельно ведет подготовку. Для выполнения лабораторной работы студент получает задание согласно учебному плану.

Для выполнения лабораторной работы студент должен самостоятельно освоить теоретические вопросы, на которых базируется данная работа, в рамках учебной программы.

В качестве примера можно рассмотреть дисциплину «Теоретические основы неорганической химии» на 1 курсе по специальности «Химия» образовательного направления. Для обучения отводится 4 кредита, из которых 30 часов лекций, 30 лабораторных занятия, 15 семинарских, 30 СРСП и 75 СРС.

Для подготовки выполнения лабораторных работ приводится описание работ, в которых обозначены цель, задачи, какие вопросы он должен усвоить, какие понятия, определения, теоретические закономерности он должен усвоить, для успешного выполнения. Далее определяется, чему он должен научиться: правильно провести опыты; провести вычисления; уметь сопоставить с теоретическими расчетами; рассчитать погрешности, построить графики; обосновать и объяснить полученные экспериментальные данные, установить закономерности и описать, написать отчет.

Приобрести навыки подготовки постановки и проведения эксперимента. Все это в совокупности приводит к формированию функциональной грамотности по данному предмету.

Наряду с этим по учебному плану предусматривается проведения дополнительной работы студента с преподавателем.

Это часть СРСП выполняется нами в нескольких формах. Это могут быть занятия, посвященные отчетам по экспериментально выполненным работам, где студент дает отчет по выполненной работе, приводит расчеты, графики и дает полный анализ, полностью проговаривая свою работу.

Другая форма самостоятельной работы студента с преподавателем проводится по теоретическому материалу, на СРСП обсуждаются вопросы, не вошедшие в лекционный материал. Эта работа может выполняться, двояко либо студенту дается дополнительное разъяснение к самостоятельной работе, ответы на более сложные вопросы по теоретическому материалу.

СРСП может проводиться по методикам овладения навыками решения задач и упражнений, которые предлагает программа.

Учебная программа предусматривает выполнение таких самостоятельных работ как написание рефератов, которые выдаются заранее, подготовка докладов и презентаций, которые в последующем обсуждаются на СРСП.

Учитывая, что ведется подготовка учителя-химика, обучающийся должен не только уметь решать задачи и упражнения, но объяснить методики их решения. Поэтому на СРСП студенты разъясняют, как решали ту или иную задачу.

Основным условием эффективности выполнения СРС и СРСП является систематический контроль преподавателем за выполнением СРС и его оценка.

Каждый вид работы студента направлен на формирование определенных компетенций. Умения: различать и учитывать особенности научного, публицистического текста в процессе поиска и отбора информации; работать с текстом (определение структуры, ключевых информационных блоков, логики); использовать ресурсы глобальных сетей (интернет), (владеть главными поисковыми системами; различать и оценивать достоверность информации по ссылкам и т.д.); использовать статистические и математические методы в работе с информацией; в письменной форме правильно (логично) сформулировать результаты своей деятельности, приобретать навыки концентрации внимания и тренировки внимания; приобретать навыки запоминания, самоанализа изученного материала; приобретать навыки рационального распределения времени, навыки исследования, применения методов исследования (от реферирования до постановки эксперимента) и его анализа; разъяснять различные методики решения профессиональных задач.

Все эти составляющие формируют функциональную грамотность будущего учителя-химика.

Литература:

  1. Хамитова А.И., Курамшин И.Я., Иванов В.Г. Организация самостоятельной работы в химико-технологическом вузе // Актуальные проблемы модернизации хим. и естественнонаучн. образования: Материалы 54 Всерос.науч.-практ. конф. химиков с междунар. участием.- С.-Пб.- 2007 г. - С. 239-242.

  2. Алханов А. Самостоятельная работа студентов // Высш.образование в России.-2005.-№ 11.-С.87-89.

3. Витязева О.В. Самостоятельная работа студентов как средство обеспечения качества изучения неорганической химии в педагогическом вузе: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. -С-Пб.- 2009.- 22 с.