Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ ИХ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ

Автор: 
Екатерина Дмитриева, Кристина Апатьева (Курск, Россия)

Во второй половине XX столетия экологические проблемы приобрели глобальный статус. Выход из сложившейся ситуации во многом зависит от того, насколько высоким будет уровень экологического сознания людей. Важнейшая роль в решении современных экологических проблем отведена экологическому образованию, в частности экологизации системы образования в целом, в том числе высшего профессионального. Экологизация профессиональной деятельности будущих специалистов должна осуществляться вне зависимости от их профессиональной ориентации. На сегодняшний день Мировым сообществом определена роль экологического образования как одного из важнейших факторов преодоления глобального экологического кризиса. Вышедшие в последние годы нормативно-правовые и научно-методические документы (Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования России до 2010» и др.) отмечают приоритетность данного направления в реформировании отечественной средней и высшей школы.

Необоснованно высокий уровень антропогенного воздействия на природную среду привел к уничтожению и деградации огромного количества природных ландшафтов, снижению видового разнообразия животного и растительного мира, ухудшению качества окружающей среды и, как следствие, снижению продолжительности жизни человека.

Одной из основных причин ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов является низкий уровень экологического сознания общества, формирование которой признано приоритетным направлением деятельности государства в экологической сфере, важнейшим фактором обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития. Проблема экологического образования и экологической культуры населения в нашей стране – это порождение этапа «социалистического» развития общества, спровоцировавшего нравственные пороки, среди которых особо следует отметить потребительское отношение Человека к Природе, природопользование во имя удовлетворения насущных политических и корпоративных потребностей.

Для устранения экологических проблем принципиально важно воспитать новое поколение с развитым экологическим мировоззрением, которое предполагает понимание неразрывных связей человека и природы, отношением к природе как элементу культуры, духовной ценности, чувством ответственности за любые принимаемые человеком и обществом решения.

В процессе воспитания на всех уровнях (семейное воспитание, дошкольное и школьное воспитание, воспитание в ВУЗах, общественная пропаганда и т.п.) сегодня должен присутствовать и целенаправленно развиваться такой компонент, как формирование адекватного общественного и индивидуального экологического сознания [1, с. 16].

Качество экологического образования в современном обществе связано с научно-техническим процессом, использованием всех достижений науки во благо всего человечества. При этом важнейшим показателем качества профессиональной подготовки специалиста является экологическая компетентность, то есть достижение человеком определенного уровня профессиональных знаний и культуры, позволяющих решать наиболее актуальные задачи, связанные с гармонизацией взаимоотношений общества со средой своего обитания. Этот показатель не определяется только степенью профессионального мастерства конкретного человека. Он связан и с наличием у человека определенных духовных качеств, которые позволяют специалисту при выполнении конкретного вида деятельности не только бесконфликтно жить в окружающем его мире, но и быть носителем экологической культуры, уметь адекватно оценивать сложившуюся ситуацию и прогнозировать последствия своей деятельности для общества и окружающей среды. Эти качества позволят специалисту принимать оптимальные экологические решения в сфере своей профессиональной деятельности, не допуская негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Экологическая компетенция определяется как индивидуальная характеристика степени соответствия личности требованиям экологического образования: привитие студентам экологических знаний, умений, навыков, направленных на формирование экологического сознания, мышления, мировоззрения, необходимых для общей ориентации в экологической обстановке, для устранения или ограничения действий экологического риска.

Проблема формирования экологических знаний в высшей школе связана с приобретением будущими специалистами целого ряда новых, специфических знаний и личностных качеств, важнейшим показателем которых является экологическая компетентность. Экологическая компетентность в современном контексте рассматривается как комплекс профессиональных знаний с позиции экологического мировоззрения, органически включающего в себя в качестве нравственного идеала стремление к гармоничному развитию и взаимодействию человека, общества и природы, а также глубокое осознание каждым индивидуумом ценности человеческой жизни и зависимости ее от качества природной и социальной сред обитания.

Таким образом, экологическая компетентность будущего специалиста представляет собой органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и практической деятельности [3, с. 139]. Такой результат можно достичь в контексте нескольких направлений деятельности вуза:

  • обеспечение общекультурной экологической подготовки студентов за счет введения основных и элективных экологических курсов на всех факультетах и для всех специальностей;

  • экологизация специальных учебных дисциплин;

  • вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность, интегрирующую содержание специального и экологического образования, участие обучающихся в различных экологических проектах.

К сожалению, традиционное обучение не может в полной мере удовлетворять указанным требованиям, так как ориентировано на другие цели обучения и построено на иных теоретико-методологических, методических и организационно-педагогических основаниях. На сегодняшний день одной из основных тенденций модернизации образования в России является активизация его развивающей функции. Предполагается, что образовательный процесс должен быть направлен на достижение такого уровня образованности обучающихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность [2, с. 159].

Организация учебной деятельности, имеющая исследовательскую направленность, позволяет студентам освоить методы научного познания и обеспечить творческое применение полученных знаний. Формируемые исследовательские умения у студентов можно условно разбить на три группы.

Первая группа умений характеризуется выполнением единичных операций исследования: наблюдение, сравнительный анализ, нахождение причинно-следственных связей, формулирование выводов на основе единичных операций исследования.

Вторая группа характеризуется сочетанием различных умений первой группы и включает в себя умение: формулировать цель работы, выражать зависимость между фактами и явлениями в виде графика, схемы, таблицы, высказывать суждение, умозаключение на основе ранее приобретенных знаний, проектировать опыт для подтверждения высказанного суждения, провести эксперимент и сформулировать вывод.

Третья группа исследовательских умений характеризуется комплексным использованием различных умений и включает в себя следующие умения: видеть проблему, строить гипотезу, составлять план исследования, найти способ экспериментального подтверждения гипотезы, провести эксперимент, обработать его результаты и сформулировать выводы.

Вышеперечисленные черты исследовательского обучения позволяют не только осваивать знания и специальные умения, но и формировать почти все продуктивные общеучебные умения, а также осваивать такие социальные позиции, как организатор совместной деятельности, организатор и участник понимающей коммуникации, социальный исследователь.

Формирование экологической компетентности будущих специалистов, вне зависимости от их профессиональной ориентации, посредством включения в исследовательскую работу поможет студентам осознать, чем грозит обществу пренебрежение экологическими правилами и найти пути решения для обеспечения будущего нашей планеты.

Литература:

1. Медведев В. И., Алдашева А. А. Экологическое сознание: учебное пособие. – М.: Логос. – 2001. – 384 с.

2. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование. – 1999. – № 10. – С. 158–161.

3. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация // Народное образование. – 2004. – № 4. – С.138–143.