Автор:
Татьяна Скобликова, Елена Скриплева, Артем Скриплев (Курск, Россия)
Для того чтобы точнее представить особенности деятельности личности в какой-либо отрасли, необходимо рассмотреть, что именно представляет собой данная отрасль как явление, как происходит ее развитие в настоящем и какие имеются перспективы на будущее.
Физкультура и спорт как общественное явление достигло своего современного развития. Движущей силой этого явления были и остаются интересы и потребности отдельного человека и общества в воспитании физически и духовно здорового молодого поколения, в подготовке его к жизни, что означает разностороннее развитие личности, решение задач по укреплению здоровья, социальных отношений, повышение работоспособности, обеспечение здорового образа жизни. В сознании современного человечества все явственнее осознается тот факт, что культура общества и личности не может быть полноценной без прогресса культуры физической. Таким образом, можно говорить о том, что физическая культура имеет подлинно глобальный масштаб. Естественно, что в таких условиях усилилось внимание и к проблемам ее научного осмысления [8].
В настоящее время возникло противоречие между неуклонно растущими требованиями общества к личности и недостаточным уровнем ее общей и физической культуры [9]. Вместе с тем утверждение гуманистического предназначения образования, его первостепенной значимости в культурном, экономическом, социальном, политическом, духовном и физическом обновлении общества актуализирует усиление роли физической культуры, формирование и становление физической культуры личности. В поисках средств, обеспечивающих решение этой задачи, мы обратились к культурологическому подходу, реализация которого предполагает самоопределение личности в культуре.
Сегодня российское общество проходит через полосу сложнейших социокультурных трансформаций, затрагивающих все аспекты его жизнедеятельности, в том числе сферу образования и ее неотъемлемую составляющую – физическую культуру. Становится явным, что чисто технического или технологического решения проблемы не существует – необходимо изменить характер жизни и положение человека в биосфере, принципы организации общества, ориентиры его развития, механизмы социального и социокультурного регулирования (Моисеев Н.Н., 1995). В настоящее время необычайно ускорилось развитие всех сторон общечеловеческой культуры. В качественно новую стадию развития справедливо вошла и физическая культура.
Развитие знания о физической культуре составляет методологическую основу понимания ее сущности. Культурологическую теоретико-методологическую основу для дальнейшего исследования физической культуры в различных ее организационных звеньях создали Н.Н. Визитей, В.М. Выдрин, А.П. Матвеев, и др. Однако недостаточная ясность реализации гармонизации возвращает вновь и вновь теоретиков и практиков физического воспитания, физической культуры к мониторингу воздействия существующих систем физической культуры на занимающихся. Так, Ю.М. Николаев вскрывает проблему недостаточно глубинной и интегративной сущности физической культуры, культурологический подход, затрагивающий развитие личностных характеристик человека, его социокультурное развитие. В.М. Выдрин в качестве главного положения своей концепции видит обращение сознания занимающегося к пониманию и принятию физической культуры как жизненно важной ценности.
В диссертационном исследовании Ю.М. Николаева представлен достаточно глубокий анализ основных теоретико-методологических аспектов знания о физической культуре, который основан на исследовании работ многочисленных авторов и систематизирован в следующих аспектах знания: медико-биологическом; педагогическом; психологическом; социологическом; теоретико-интегративном; культуроведческом; философском.
Исследователями выявлена ценностная гуманистически ориентированная модель физической культуры, связанная с определенными формами физической активности человека (Столяров В.И., Быховская И.М., Лубышева Л.И.). В этой связи необходимо отметить, что осмысление физической культуры с философско-культурологических позиций вызвано необходимостью раскрытия ее возможностей в формировании человека с гармоническим развитием физических и духовных сил (Николаев Ю.М., Малинина С.В.,). Решение указанной научно-прикладной проблемы связано с учетом психосоматического и социокультурного единства человека, его биосоциокультурной сущности.
В выпущенной специальной литературе можно найти ряд определений физической культуры. Рассмотрим мнения разных специалистов о сущности физической культуры, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Поле мнений по дефиниции «физическая культура»
Дефиниция
|
Содержание
|
Физическая культура
|
///// – органическая часть (отрасль) культуры общества и личности; основу ее специфического содержания составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора физической подготовки к жизненной практике, оптимизации своего физического состояния и развития; к ней относятся: целесообразно выработанные формы такого рода деятельности, ее результаты, имеющие культурную ценность, а в широком смысле и вся совокупность достижений общества в создании специальных средств, методов и условий направленного развития физической дееспособности подрастающих и взрослых поколений. В условиях подлинно гуманного общества физическая культура является одним из эффективных средств всестороннего гармоничного развития личности, действенным социальным фактором продвижения каждого человека по пути физического совершенствования. [9, с.12]
|
Физическая культура
|
///// в общем смысле можно охарактеризовать как одну из специфических сфер многосторонней человеческой деятельности, в процессе которой человек вступает во взаимодействие с общественной и природной средой, как сферу, включающую в себя всю совокупность ценностей, связанных и используемых обществом для оптимизации физического развития и обеспечения физической подготовленности людей, формирования биологической и одновременно социальной сторон личности, упрочения социальных отношений [9, с.133]
|
Физическая культура
|
///// обеспечение физического здоровья человека и развития его физических способностей, исторически изменяющееся многообразие деятельности, служащее выявлению и сравнению этих способностей в ходе состязаний, материальные средства, необходимые для осуществления этой деятельности, а также ее отражение в специальных отраслях науки, в том числе выделившихся в самостоятельные отрасли науки о спорте и физическом воспитании [9, с.81]
|
Физическая культура
|
///// есть процесс и результат деятельности человека по преобразованию своей физической (телесной) природы. Это есть совокупность материальных и духовных ценностей общества, создаваемых и используемых им для физического совершенствования людей. [1, с.9]
|
Физическая культура
|
///// представляет собой часть культуры общества и определяется как вид деятельности, направленной на познание и преобразование физической природы человека. Достигаемый с помощью такой деятельности результат выражается состоянием здоровья человека, его творческим долголетием, физическими возможностями, уровнем физической подготовленности к производительному труду, к разнообразным формам общественной жизни. [2, с.5]
|
Физическая культура
|
///// это одна из сторон культуры общества, направленная на физическое совершенствование людей [7, с.19]
|
Физическая культура
|
///// – это органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности [5, с.72]
|
Физическая культура
|
///// – вид культуры человека и общества. Это – деятельность и ее социально значимые результаты по созданию физической готовности людей к жизни, это – специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средство и способ физического совершенствования людей. [3, с.17]
|
Физическая культура
|
///// – часть общей культуры общества. Отражает способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности. [6, с.433]
|
Физическая культура
|
///// – вид культуры, специфический результат деятельности, средство и способ физического совершенствования людей и выполнения ими социальных обязанностей в обществе [4, с.10]
|
Физическая культура
|
///// – вид (подсистема) общей культуры, качественная сторона деятельности (творческой) по освоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физического совершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей (сил) и ее социально-значимые результаты, связанные с выполнением обязанностей в обществе [8, с.26]
|
Как видим, различия в определении категории физическая культура встречаются у многих авторов. Ее определяют как один из основных элементов культуры, как составную часть воспитания, инструмент физического совершенствования, как совокупную характеристику физической зрелости, систему знаний и методов физического совершенствования, организационный институт обеспечения физкультурной деятельности и т.д. Специфика явления, как следует из определений, представляет собой деятельность. Анализ формирования таких определений показывает, что они находятся на разных уровнях осмысления тех или иных сторон физической культуры, их отношений и зависимостей от определенных объектов [5. c 93]. На наш взгляд, все вышеотмеченные определения имеют место быть, так как отражают разные грани одного многогранного феномена «Физическая культура». Однако, исходя из задач нашего исследования, наиболее полно и вместе с тем дифференцированно определение, предложенное Ю.М. Николаевым. Следует отметить не только социально значимую, но и личностную ценность физической культуры. Каждый человек в течение своей жизни обязательно испытывает воздействие физической культуры, в результате чего формируются определенные новообразования, включаемые в понятие «физическая культура личности» (знания, умения, навыки, уровень развития двигательных качеств, отношение к физической культуре и т.д.).
Литература:
-
Визитей Н.Н. Физическая культура личности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты. – Кишинев: Штиинца, 1989.
-
Выдрин В.М. Физическая культура – вид культуры / Физическая культура, спорт и здоровье нации: Материалы междунар. конгр. Июнь, 12-15. – 1996. – СПб., Россия. – С. 8.
-
Малинина С.В. Физкультурная деятельность как основа формирования физической культуры: Автореферат дис...канд.пед.наук. – СПб, 2000. –23 с.
-
Матвеев А.П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе. Докт.дис. в виде науч.докл. – М., 1997. – 69 с.
-
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. –М., 2008, 544 с.
-
Моисеев Н.Н. Агония России: есть ли у нее будущее //Зеленый мир. 1996. №12.
-
Моль А. Социодинамика культуры. – М.: Мир, 1987. – 345 с.