Автор:
Анна Александрова, Тамара Согомонян (Краснодар, Россия)
Основы философского подхода к теории безопасности личности были заложены еще Сократом. В его учении о добродетели человек рассматривается как главное действующее лицо бытия, а вечный поиск и познание истины ведут его к нравственному совершенствованию и сознательному отношению к жизни. Платон, в трактате «Государство» анализируя вопросы происхождения государства, исследует соотношение личного, общественного и государственного.
По его утверждению, государство создается, чтобы обеспечить безопасность общества и личности, и является результатом невозможности человека жить в одиночку. Оно, по мнению Платона, является социальной потребностью разумного человека в справедливости, а справедливость есть гарант безопасности, как высшее благо для людей. Государство выступает закономерным результатом развития человеческой цивилизации, как потребность человека в безопасности и защите от внешних и внутренних угроз.
Платон, анализируя правовые и этические взаимоотношения граждан как на уровне межличностных отношений, так и в правовом поле, пришел к выводу, что нарушение законов приводит к угрозе безопасности всех субъектов общества: личности, сословиям и государству. Опасности, представляющие угрозу личности каждого члена социума, в конечном счете, представляют неминуемую угрозу обществу в целом. Нравственная природа личности, по Платону, является определяющей в системе безопасности человека, общества и государства. «Безопасность» определяется им такими категориями, как «справедливость», «благо», «рассудительность», а понятие «опасность» отождествляется с негативными категориями: «несправедливость», «зло» [1].
Позднее Аристотель исследовал значение этических категорий в разрабатываемой теории государства. В стремлении к государственному общению есть инстинктивное, природное начало, стремление человека к безопасной жизнедеятельности, существованию и выживанию его как биологического вида. Демократическое устройство общества является наилучшим, ибо только оно не ведет к внутренним распрям: там, где средние граждане многочисленны, реже всего бывают раздоры. Демократия, в свою очередь, пользуются большей по сравнению с олигархией безопасностью [2].
Таким образом, при анализе общественно-политического состояния общества Аристотель выдвигал на первый план вопросы безопасности государства, а уже затем общества и человека. Особое внимание в вопросах обеспечения безопасности он уделяет практической деятельности самой личности.
Необходимо отметить, что именно Сократ, Платон и Аристотель заложили теоретические и методологические основы теории и философии безопасности личности, которые актуальны и для сегодняшнего дня. Безопасность личности понимается ими как внутренняя, базовая потребность существования человека, а угроза безопасности личности ведет к угрозе общественной жизни и государству в целом. При этом безопасность личности рассматривается античными философами через призму этических категорий.
Личностные качества человека, его интересы и потребности генетически взаимосвязаны с государственным устройством, следовательно, безопасность общества и государства находятся в прямой зависимости от нравственных качеств личности. Безопасность человека - это гармония отношений личности и общества. Человек, как общественное, политическое существо, несет полную ответственность за безопасность общества, государства в целом и свою безопасность в частности.
Философско-религиозная система, сложившаяся в Индии, трактует безопасность личности как смирение и уход в себя от зла и угроз, существующих в обществе. Смысл жизнедеятельности человека в самосовершенствовании, «просветлении», а значит, в познании смысла и безопасности жизни. Уход от зла и опасностей, страданий и несправедливости суетной мирской жизни общества - есть альтернатива невозможности изменить существующий миропорядок.
Если Платон и Аристотель большое внимание уделяют государственному устройству и его совершенствованию, то для Конфуция приоритетом выступает моральное совершенствование личности.
Т. Гоббс рассматривает жизнедеятельность человека как процесс чисто механический. Физические и духовные способности человека осуществляются автоматически, так как «жизнь есть лишь движение членов», сердце - это пружина, нервы - нити, а суставы - колеса, сообщающие движение всей машине человеческого тела. Гоббс упрощенно рассматривал человека с позиций механистической антропологии, однако человек - не просто природное тело, но и разумное существо, он действующее лицо морали и политики. В определении человека он исходит из эгоистичной природы личности, ее стремления к самосохранению, безопасности. Люди от природы испытывают страх, гнев, чувство опасности и прочие животные аффекты. Человек в своей деятельности руководствуется пользой и выгодой, исходит из любви к себе, а не к ближнему. Человеческий интерес - вот двигатель жизни общества и личности, разумность - вот отличительная черта общественной жизни. Жизненная необходимость привела человечество к гражданскому, государственному состоянию.
Государство учреждается на основе общественного договора всех индивидов, оно возникает как ответ человека на опасности естественного состояния, в качестве стремления к безопасности как главному условию выживания и существования. Невыносимость естественного состояния, угрозы и опасности природной среды, инстинкт самосохранения, стремление к безопасности - это необходимые условия для учреждения государственности.
Категория «безопасность» у Гоббса приобретает более совершенный научный характер. Он доказал объективную взаимосвязь безопасности государства и личности. Для Гоббса состояние мира и безопасности немыслимо без сильного государства, тем самым необходимость общественного объединения, общественного договора - это благо для человека, для его безопасности и выживания [3].
Ж. Ж. Руссо в «Рассуждениях о происхождениях и основаниях неравенства между людьми» указывает: «Нет среди вас ни одного человека столь мало просвещенного, чтобы не знать, что там, где прекращается власть законов и сила защитников их, там не может быть ни для кого ни безопасности, ни свободы» [4].
Безопасность личности напрямую связывается с законами государства и свободой граждан в обществе. Граждане ограничивают свою свободу, свои непомерные притязания во имя разумного эгоизма, заключив общественный договор, который должен гарантировать всему гражданскому обществу безопасную жизнедеятельность.
Стремление к безопасности Руссо обосновывает природной необходимостью и природной естественностью человека. Стремление избегать страданий, опасностей, несчастий, боли и голода заложено в человеке природой, инстинктом самосохранения. Человек – естественное природное существо - выжил благодаря естественному отбору в дикой природе. Опасности природной среды обитания, инстинкт самосохранения и выживания, способность к совершенствованию - вот те факторы, которые привели к происхождению общества и законов.
Руссо увязывает проблему безопасности человека с проблемой функционирования общества. Объединение отдельных личностей переходит в нравственное и общественное целое, то есть государство. Члены его, соответственно, именуются гражданами, а вопросы безопасности личности, гражданского общества и государства в целом обеспечиваются не отдельным человеком в «войне всех против всех» (выражение Т. Гоббса), а цивилизованно, на основе права и закона.
Теорию разумного эгоизма поднимали в своих работах такие мыслители, как Локк, Гоббс, Гроций. Человек как природное существо, стремится к выживанию и самосохранению как вида и индивидуальности. Ему природой заложена потребность в безопасности.
Стремление избегать страданий, предупреждать опасности основано на себялюбии, самом важном инстинкте человека - инстинкте самосохранения. Теория разумного эгоизма позволяет глубже понять вопросы безопасности личности и вплотную подводит к выводу о том, что чувство безопасности и самосохранения заложено в нас природой как внутренняя потребность человека.
Человек, его судьба, его предназначение в этом мире, сущность и смысл бытия также являются важнейшей темой русской философии.
Главной идеей философского творчества Н. А. Бердяева является идея свободного человека. Безопасность жизнедеятельности человека, его существования, его развития и творчества, по Бердяеву, в полной мере зависят от самой человеческой личности. Человек ответственен за добро и зло на планете, он становится источником зла, угроз и опасностей. От его деятельности или бездеятельности зависит безопасное существование, жизнь и процветание личности, семьи, общества, государств и народов. Бердяев в своем творчестве задумывается и ставит вопрос о судьбе человеческой цивилизации, угрозах и опасностях, которые ей грозят.
В «Судьбе человека в современном мире», раскрывая первоистоки современного кризиса, Бердяев подчеркивает, что вместо органической культуры человечество стало создавать механическую цивилизацию, которая антирелигиозна и антиперсоналистична. Вместо образа и подобия Божия человек становится образом и подобием бездушной машины, заложником механической цивилизации, глубоко противоположной всякой истинной культуре [5].
Цивилизация, по мнению Бердяева, развила огромные технические силы, которые по замыслу должны были уготовить царство человека над природой, но эти технические силы властвуют над самим человеком, делают его рабом, убивают его душу.
Глобальное потепление на планете, изменение климата и погоды, природные катастрофы, стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации естественного природного, экологического и техногенного происхождения, вызванные деятельностью человека, стали реальной опасностью для цивилизации.
Тщательно и подробно исследует ученый важнейшую проблему философской антропологии - отграничение понятий «человек» - «личность» - «индивидуальность». «Учение о человеке есть, прежде всего, учение о личности».
Бердяев не допускает примата общества над личностью: она не часть общества, напротив, общество - только часть или аспект личности. Он исходит от духовной ценности каждого человека, потому что он - свободный дух, личность. Человек как личность имеет большую ценность, чем общество, нация или государство.
Следовательно, безопасность личности имеет большую ценность чем, например безопасность государства. Поэтому право человека и его долг - защищать свою духовную свободу от государства и общества. В жизни государства, нации и общества обнаруживается демоническая сила, стремящаяся подчинить личность человека и превратить его просто в орудие своих собственных целей.
Обзор философской, исторической и социологической литературы по исследуемой проблеме показывает огромный интерес мыслителей древности и современных философов к вопросам безопасности личности, общества и государства.
Философские системы Древней Греции, Востока и России при всей своей индивидуальности и оригинальности философских построений теории безопасности личности, общества и государства имеют общие подходы, а именно - безопасность жизнедеятельности основывается на гуманистических, нравственных и моральных качествах личности и общества, отождествляется с благополучием, добродетелью, справедливостью.
Представители различных направлений рассматривают безопасность личности как главную составляющую бытия, существования и жизнедеятельности человека. С момента своего возникновения философия, а вслед за ней и социология поставили основной темой своего исследования проблему человека, его жизни, деятельности и безопасности.
В своих произведениях философы как европейской, так и восточной школ заложили основополагающие концепции безопасности государства, общества и личности.
Литература:
-
Платон. Диалоги. Пер. с древнегреч.- Харьков: «Фолио», 1999.-157 с.
-
Аристотель. Политика. Соч. в 4-х томах. Т. 4.- М.: Мысль,1984.- 580 с.
-
Гоббс Т. Сочинения в 2-х томах. М.: Иностр. литература, 1991.- 263 с.
-
Руссо Ж.Ж. Об Общественном договоре.- Трактаты.- М.: Терра - Книжный клуб, 2000.- 159 с.
-
Бердяев Н.А. Судьбы России. Опыты по психологии войны и национальности.- М.: Просвещение, 1918.- 219 с.