Автор:
Янборисов Наиль (Астрахань, Россия)
Ислам, являющийся официальной религией казахов, распространился в кочевых аулах только в XVIII-XIX вв. На рубеже XIX-XX вв. среди казахов были еще очень сильны пережитки домусульманских верований, представленные в таких формах как шаманизм, тенгрианство, анимизм или анимистические верования [4]. Анимизм (от лат. anima - animus - душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии [3]. С приходом ислама на территорию современного Казахстана анимистические верования у казахов не исчезли, а впитав в себя исламские традиции, продолжают существовать и до сих пор.
Ислам принес в казахский язык арабское слово «джинн», ставшее названием духов в целом, но иногда употреблявшееся и как обозначение особой категории духов. Коран делит джиннов на мусульман и немусульман, и в соответствии с этим в казахских верованиях джинны разделены на мусульман и неверных и представлены в образе мужчин и женщин. Термин «джинн» не вытеснил из обихода прежние названия духов, обозначавшие разные их категории. Казахи верили в духов пери, среди которых также имелись приверженцы разных религий – мусульмане, неверные, иудеи, индуисты. Пери представлялись людьми обоего пола, способными, как и джинны, менять свой облик. Считалось, что у них есть правящий ими падишах. В казахской мифологии был знаком и дэв (деу) – могучий и опасный демон, враждебный людям [6]. Особое место среди духов занимала албасты – демон в виде женщины с распущенными рыжими волосами, которые она любит расчесывать гребнем, и длинными большими грудями, обычно заброшенными через плечи на спину. Этот демон известен широкому кругу народов. Излюбленное занятие албасты – вредить роженицам и младенцам. Она будто бы садится на роженицу и душит ее своими грудями или же хватает легкие ребенка и бежит с ним к реке. Если албасты сумеет опустить легкие в воду, человек умирает. К ХХ веку традиционный образ демона потускнел, некоторые казахи уже представляли себе албасты в виде девочки или даже мальчика. Народная демонология знала также злое существо «жезтырнак» (медные когти), воображавшаяся женщиной с медными когтями [6].
С приходом ислама место прежних божеств заняли мусульманские святые. Уже В.В. Радлов замечал: «Жертвоприношение у одиночно стоящих в степи деревьев, источников или на берегах рек совершают бесплодные женщины, страстно желающих иметь ребенка. Эти женщины тайно пешком отправляются к данным местам и приносят туда жертву в виде овцы духу-хранителю места, который ныне постепенно стал именоваться одним из святых мусульманской веры » [5].
Принадлежностью могил святых были воткнутые в землю куски материи. На Мангышлаке охотники считали обязанностью класть на могилы святых головы убитых ими диких баранов (архаров); туда же клались и головы верблюдов и лошадей, хорошо и долго служивших своим хозяевам. Рогами диких баранов украшались и сырдарьинские святыни. Однако в целом казахские святыни в XIX в. имели вполне мусульманский облик. Как и повсюду в мусульманском мире, к святым обращались в случае болезней бед. При эпизоотиях скот гоняли вокруг святынь. Святые выступали покровителями своих почитателей, посредниками между Аллахом и людьми.
Вместе с культом святых в верованиях казахов проникали персонажи общемусульманской мифологии. Большой популярностью среди казахов пользовался невидимый странствующий пророк Кыдыр (Хызр), который мог показаться человеку, если желал одарить его богатством или каким-либо талантом. Узнать его можно по отсутствию косточки на большом пальце правой руки. Повсеместно был известен Сулейман, считавшийся покровителем вод, властелин духов. Его имя часто упоминалось в шаманских призываниях и знахарских заговорах. Почитание святых способствовало распространению легенд, сложившихся у других народов, принявших ислам [8].
Значительная часть почитаемых казахами святых связана с местными особенностями истории ислама. Так старое название города Жамбыл (Аулие-ата) дано в честь почитаемой могилы Карахана, основателя династии караханидов (X в.), распространявшего ислам. Многие святыни Южного Казахстана и Мангышлака служат свидетельством влияния суфийского ордена Ясавия. Могила основателя этой организации Ходжи Ахмеда Ясави, над которой Тимур приказал возвести мавзолей, - одна из крупнейших святынь во всем среднеазиатском регионе [1]. С ним связаны святыни древнего кишлака Сайрам (где, по местным преданиям, родился пророк Хызр): здесь находятся могилы отца (Ибрагим-ата) и матери (Карашан-ана) Ходжи Ахмеда Ясави, а также покоится прах мюрида Сузук-ата. У станции Арысь похоронен Арсланбаба, которого в легендах называют современником пророка Мухаммеда. Незадолго до смерти Мухаммед положил в рот Арсланбабы косточку финика и поручил отдать через 373 года Ходже Ахмеду, а до того времени не вынимать ее изо рта. Арсланбаба выполнил поручение. Ходжа Ахмед проглотил косточку с тех пор «до самой смерти ничего не ел и нечего не пил», у него были тысячи мюридов (учеников), из них 363 после его смерти пришли на Мангышлак. Любимый мюрид Ходжи Ахмеда, Хаким-ата, обосновался и был погребен в Хорезме, но его сын святой Хуббиходжа (Султан-Эпе, как его именовали казахи) творил чудеса и на Мангышлаке. Здесь одно из урочищ называлось его именем – Султан-Эпе-сай. Мюридом (учеником) Ходжи Ахмеда Ясави считается на Мангышлаке и святой Шопан-ата. По легенде, Ходжа Ахмед однажды бросил через окно мечети свой посох (аса) и предложил мюридам разыскать его. Шопан-ата попросил у наставника благословения в дальнюю дорогу: он знал, что посох упал на Мангышлаке. Он и погребен недалеко от того места. Эта легенда – пример приспособления старых традиций к новым религиозным веяниям. Шопан-ата известен в роли покровителя мелкого скота повсеместно у казахов, а также у узбеков (Чопан-ата, приписываемая ему могила находится близ города Самарканда) и киргизов (Чопан-ата). На Мангышлаке в силу чрезвычайной популярности Ходжи Ахмеда древний покровитель овцеводства и козоводства был включен в круг его послушников [10].
Почитание святынь тесно связано с доисламскими традициями казахов. Древние верования, например, угадываются в культе пещер. В Южном Казахстане считалось святыней пещера Чак-Пак-ата. «Женщины, пришедшие сюда для молитвы об исцелении о бесплодия, обязаны оставаться в пещере на целую ночь… К достойной, по словам ночевавших в пещере, выползает из скалы пещеры огромный змей, или белый с черной головой, или черный с белой головой, длиною больше роста человека и толщиною в верхнюю часть руки полного человека; змей обвивается вокруг шеи, не причиняя богомолке никакого вреда или боли» [7]. «Святая пещера» (Конур-аулие) была широко известна и в Семипалатинской области. Здесь паломники оказывали знаки поклонения каменной статуе, изображавшей женщину (остатки буддийского святилища). Отголоски архаических представлений о богатырях-исполинах звучат в прозвище Узун-ата (Длинный отец), отличавшегося необыкновенным ростом. Его могила почиталась на левом берегу Сырдарьи, у южной границы Чимкентского уезда. Возможно, к «языческому» прошлому восходит имя святого Кошкар-ата (Баран-отец), упоминаемого уже в документах XVI в. Могилы Кошкар-ата находятся на Мангышлаке, под Шымкентом, а также в Киргизии, в горах, окаймляющих Ферганскую долину. Среди казахских святых встречаются родоначальники родственных групп. Святые-родоначальники характерны для восточных областей Казахстана: «Здесь это были не вообще святые, а святые предки. Они в основном почитались в рамках определенной родственной группы». Святые предки известны и в южных областях Казахстана. В Южно-Казахстанской области и в наши дни еще почитаются могилы батыра Байдабек-ата и его мудрой жены Домалак-ана, от сына которых, по преданиям, пошли казахские роды албан, суан и дулат. Байдабек считается современником и родственником Ходжи Ахмеда Ясави. Таким образом, у казахов, как и у других народов, мусульманский культ святых вобрал в себя некоторые традиции почитания предков. К культу предков, видимо, восходит обычай клясться на могиле святого [2].
Среди «языческих» персонажей, вошедших в число мусульманских святых, у казахов наиболее отчетливо сохранил свои доисламские черты Коркут (Хорхыт) – мифический первый шаман, музыкант и певец, создатель смычкового инструмента кобыз. Приписываемая ему могила была расположена на берегу Сырдарьи. На мифический характер этого персонажа указывают предания о его чудесном долголетии, также некоторые мотивы казахских народных легенд, обнаруживающие связь с традициями сибирского шаманства. Так, по одной из легенд, Коркут подслушал разговор шайтанов, которые обсуждали между собой, как нужно сделать кобыз. Он выполнил указания духов и сумел создать волшебный инструмент. По поверьям многих народов Сибири, духи указывают шаману приметы дерева, из которого следует вырубить обод или рукоятку бубна, и признаки животного, шкурой которого будет обтянут инструмент. Согласно другой казахской легенде, после смерти Коркута его кобыз был положен на его могиле и долго сам собой издавал печальные звуки [9].
Из всего вышеперечисленного множества «святых», духов, духов- родоначальников, анимистических обрядов - домусульманские верования казахов тесно переплетены с исламом, что часто затрудняет возможность определения происхождения того или иного обычаи, обряда, действия. Вера в «святых» духов является частью, так называемого, «народного» ислама у казахов. Происхождение данных пережитков относится к языческим воззрениям казахов, формировавшимся столетиями. Приход ислама на территорию кардинально не изменил казахского воззрения, лишь скорректировал в русло монотеизма с пережитками шаманства (баксылык), анимизма и культа предков.
Литература:
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-