Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ИССЛЕДОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ, БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

Автор: 
Анна Клименко (Костанай, Казахстан)

Исследованием проблемы креативности и самоактуализации личности занимались такие ученые, как: А. Маслоу, К. Роджерс, Е. Торренс, Д. Гилфорд, Э. Шострем. Однако, данная проблема и сегодня остается актуальной.

Один из факторов развития личности и общества в целом – использование человеческого потенциала. Современные социальные преобразования направлены на повышение роли ответственного отношения личности к своему развитию. В связи с этим, одна из основных задач психологической науки состоит в изучении личности, активно реализующей свой творческий потенциал.

Креативность (от лат. Creatio – созидание) – общая способность к творчеству. Она характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности и рассматривается как относительно независимый фактор одаренности. Чтобы креативность сформировалась как глубинное (личностное), а не только поведенческое (ситуативное) свойство, формирование должно происходить под влиянием благоприятных условий среды. Использование в учебном процессе разнообразных активных методов обучения и решение нестандартных творческих задач является одним из важнейших условий развития креативности и самоактуализации личности студента.

Самоактуализация (от лат. Aktualis -действительный, настоящий) – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Самоактуализирующийся человек – это человек, который наиболее полно стремится раскрывать свои способности, реализуя свой потенциал, и целеустремленно движется к постоянному самосовершенствованию, что является одним из важнейших качеств личности будущих психологов. Современные психологи должны иметь максимальную самореализацию, осознавать перспективы своего личностного и профессионального развития; творческий подход, оригинальность в принятии решения, креативность, толерантность.

Цель нашего исследования - изучить характер связи креативности и самоактуализации личности. Исследование проводилось в Костанайском государственном университете им. А. Байтурсынова, на гуманитарно-социальном факультете. Испытуемые – студенты, будущие психологи (1-3 курсы), в количестве 50 человек. В своем исследовании мы исходили из предположения, что между уровнями креативности и самоактуализацией личности существует взаимосвязь. Чем выше уровень креативности, тем выше уровень самоактуализации личности, и, наоборот.

Основной метод исследования – эксперимент (констатирующий). Проведена статистическая обработка результатов исследования с помощью вычисления коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Для исследования креативности у студентов, будущих психологов, мы использовали следующие методики: тест креативности (Е. Торренс); опросник креативности (Р. Джонсон); тест вербальной креативности (RAT) – С. Медник. Для исследования самоактуализации личности, были использованы следующие методики: САМОАЛ (Н.Ф. Калина); самоактуализационный тест (Э. Шострем); измерение уровня самоактуализации личности (Л. Гозман); самоактуализация личности (Е. Дендеберя).

Результаты исследования представлены в таблицах. См. Таблицы №1- №4 .

 

 

На основе анализа результатов исследования можно сделать следующие выводы:

1.     Между уровнями креативности и самоактуализацией личности существует взаимосвязь. Чем выше уровень креативности, тем выше уровень самоактуализации, и, наоборот. Связь между уровнем креативности и уровнем самоактуализации не случайна, она закономерна.

2.     Креативность является одним из внутренних механизмов развития личности и проявления ее самоактуализации.

3.     Самоактуализация выступает как высшая потребность и ценность личности, и как динамическое явление. И проявляется так же, как процесс

и как свойство личности.

4.     Зная характер связи между уровнями креативности и самоактуализацией

личности, можно управлять ее развитием.

В нашем исследовании обнаружена тенденция большего стремления к самоактуализации и креативности у студентов более старших курсов, нежели младших. Чем старше курс, тем ярче у личности проявляется как самоактуализация, так и креативность.

Литература:

 

1.   Дружинин В.Н. Психология способностей. СПб., 2002 – 646 с.

2.   Маслоу А. Психология бытия. М., 1997 – 304 с.