Автор:
Елена Кулешевская (Гомель, Беларусь)
Проблема личностной аутодеструкции особенно обострена среди молодых людей, овладевающих музыкальным искусством. Представители творческих профессий вообще, согласно статистике, относятся к «группе суицидального риска» в силу их особой чувствительности, тонкости и ранимости. Переломные моменты их жизни сопровождаются обострением личностной уязвимости и, как следствие, повышением вероятности возникновения кризисных состояний.
У начинающих музыкантов появляется чувство собственной уникальности, поскольку они становятся частью творческой элиты, обладающей социальной свободой. В музыке, которая их объединяет, тонко воплощаются различные модальности эмоциональных явлений, в том числе негативные, разрушающие внутренний психологический баланс. Особенно это касается произведений искусства, в которых суицидальные переживания подаются в сочувственно-поощрительном ореоле.
В нашем исследовании проделан биографический анализ ряда парасуицидальных случаев с учащимися колледжа искусств. Под ними понимаются суицидоопасные мысли, переживания, высказывания, мотивы, которые не привели к летальному исходу.
Дарья, 17 лет. Девушка родилась очень болезненной в неполной семье. Чрезмерная опека и боязнь матери ошибиться способствовали формированию личностной тревожности, низкого порога стрессоустойчивости Дарьи. На ее страничке в интернете была размещена фраза: «Провожу опыты над собственным разумом, искореняя здравый смысл и здоровье из своего организма».
Из-за переезда в другой город по месту учебы увеличилась дистанция с матерью, сократилась поддержка друзей. В колледже с учебой не ладилось, при этом учащуюся тревожил конфликт с преподавателем по специальности. Дарью окончательно сломила угроза отчисления из колледжа после задержания ее милицией за распитие спиртных напитков. Она слабо верила в успешное разрешение накопившихся сложностей, ссылаясь на свою беспомощность и бессилие.
Девушка призналась психологу, что ее часто посещают мысли о самоубийстве и в последнее время возникает намерение совершить роковой поступок: «Когда я вижу перед собой лезвие, меня тут же посещает мысль уйти из жизни… А кому я нужна? Мама меня понимать не хочет, пусть свою жизнь налаживает». Ее останавливала только боль от прикосновения лезвия, ни горе матери, ни утрата того, что она имела и могла бы иметь в этой жизни. Дарья жаловалась на хроническую усталость, частые головные боли, пассивность, раздражительность. Она предпочитала ходить в полусонном состоянии, чтобы реальность представлялась как в тумане.
Предпосылки развития суицидального поведения Дарьи: эмоционально-лабильный тип акцентуации характера, пониженный эмоциональный тонус, высокая личностная тревожность, эмоциональная чувствительность, слабая волевая саморегуляция, пониженный эмоциональный тонус, пессимистическая установка на будущее, отсутствие жизненных целей, склонность к аутоагрессии, паранойяльность. Трудности дома, на учебе, в межличностных отношениях привели к истощению, психастении, реальность стала восприниматься в мрачных тонах. Жизнь утратила для Дарьи свою ценность, склонность к риску способствовала реализации суицидальных мыслей. Посещение кабинета психолога позволило ей пересмотреть свое поведение, начать строить жизненные планы в позитивном ключе.
Алина, 18 лет. Пыталась отравить себя таблетками в комнате общежития. Все было тщательно спланировано, чтобы ее могли спасти. Попытка суицида была совершена на почве разрыва отношений с парнем, от которого она ждала ребенка. Алина потеряла надежду вернуть юношу, поскольку он отказался от отцовства и уже построил новые отношения. Девушка считала себя виноватой в их расставании из-за своей капризности и невнимательности: «Я себя ненавижу, я его не достойна! У этого ребенка нет будущего, у его бестолковой мамы тоже». Ее сознание было сужено на проблеме, саморазрушающих мыслях, девушку своевременно привели к специалисту.
К предрасполагающим к суициду детерминантам в истории Алины можно отнести ее амбициозность, импульсивность, аутоагрессивность, чувство вины и стыда, одиночество. Девушка росла без отца, чувствовала себя обделенной, противопоставляла себя окружающим. Благоприятной почвой для утяжеления суицидального состояния Алины выступили психастенические особенности ее характера. Отсутствие адекватных средств для разрешения накопившихся проблем привело к тому, что ситуация субъективно воспринималась как безвыходная. Действия Алины были направлены не на разрушение, а на попытку восстановления социальных отношений.
Антон, 19 лет. Мальчик вырос в полной семье, будучи единственным и гиперактивным ребенком. Воспитание носило дисгармоничный характер.
Личностные характеристики Антона: добродушен, склонен к отвлеченным размышлениям, фантазированию, относится к циклоидному и шизоидному типу темперамента, демонстративен, подвержен к «застреванию» на проблемах, слабоволен, мнителен, склонен бросаться в крайности, агрессивно реагирует на препятствия. Педагоги находят Антона как талантливого музыканта, посвящающего много времени специальности. Среди музыкальных предпочтений Антона чаще всего встречались произведения, вызывающие угнетающие мысли.
На фоне очередных неудач в построении сверхценных для него отношений с противоположным полом росла неуверенность, раздражительность Антона, от чего росла дистанция с окружением. Учащийся потерял интерес к инструменту, начались серьезные проблемы с учебой, юноше предстояло готовиться к пересдачам на протяжении всего лета.
Этот груз воспринимался молодым человеком как невыносимый, обременяющий, подталкивающий к безрассудным поступкам. Антон сообщил психологу, что пытался два раза спрыгнуть со смертельной высоты: «Мне было все равно, что и как со мной будет. Я стоял и смотрел на всех сверху. Меня уговаривали остановиться. Это меня и спасло». Юноша получил необходимое ему внимание и заботу окружающих крайними мерами, не имеющими под собой истинного намерения уйти из жизни.
Со стороны Антона звучали жалобы на здоровье, низкий жизненный тонус, внутреннюю пустоту, отсутствие интереса к жизни, отчаяние, разочарование в людях, безвыходное положение, психические отклонения. На предложение записаться к психотерапевту парень ответил отказом, т.к. не хотел выздоравливать, брать на себя ответственность за решение накопившихся проблем. Антон продолжает искать поддержку среди взрослых значимых людей, предпочитая находиться на грани и вызывать сочувствие.
Евгения, 16 лет. На втором курсе ею была совершена суицидальная попытка импульсивного, аффективного характера с выраженной реакцией самоустранения. Находясь дома одна, девушка нанесла глубокие порезы на запястья обеих рук. Испугавшись крови, она в панике позвонила куратору группы. Благодаря усилиям педагога девушка осталась в живых.
После содеянного Евгению переполняло сильное чувство стыда и страха. Евгения воспитывалась в условиях строгих нравственных правил. В детском саду и школе замкнутую и настороженную девочку избивали сверстники. В колледже окружающая среда казалась ей также враждебной, появились навязчивые идеи. Евгения сама стала создавать конфликтные ситуации, срывать уроки неадекватными поступками. Она находилась в постоянном напряжении.
Со стороны Евгении звучали фразы суицидального характера, но никто не придавал этому значения. Суицидальность проявилась после того, как ее записку с признанием в нежных чувствах разоблачили на перемене. Ее записку с признанием в нежных чувствах соседу по парте перехватил другой одногруппник и прочел его содержание. Любимый человек оставался безучастным. Женя убедила себя в том, что содержание послания знает вся группа, и восприняла данную ситуацию как роковую. Это выступило последним звеном в цепи неудач и жизненных сложностей девушки. В этот день она решила наложить на себя руки.
В кабинете психолога Женя не хотела отвечать на вопрос, что случилось с ее перевязанными запястьями. Она сидела, напряженно покачиваясь, долго молчала, ее речь сопровождал тихий стон: «Меня все убивает…»
На характер переживаний этого конфликта накладывали существенный отпечаток определенные личностные особенности Евгении: истероидно-сензитивный тип акцентуации характера, ригидность нервно-психических процессов, завышенные требования к себе, искаженное восприятие, ориентация на ожидания со стороны окружающих. Ограниченность эмоциональных контактов, чрезмерное увлечение музыкой – все это расшатало уже надорванную психику девушки, способствовало развитию невротического расстройства.
Все случаи объединяет сильное душевное страдание, безнадежная беспомощность, острое кризисное состояние, утрата смысла жизни. Эти переживания детерминированы эгоцентризмом, нестабильной самоидентичностью, акцентуированными характерами, аффективной напряженностью, эмоциональной неустойчивостью, высокой личностной тревожностью, повышенной фрустрированностью, аутоагрессивностью, дефицитом компенсаторных механизмов, несамостоятельностью мышления, самоизоляцией, апатией, сужением когнитивной сферы в кризисных обстоятельствах, фиксацией на искаженных субъективных переживаниях, низкой толерантностью к конфликтам на фоне общей угнетенности организма и других психосоматических проблем. При этом внутренние переживания, как правило, маскируются внешним спокойствием, либо тревожно-ажитированным поведением и бравадой.
Выделенные у учащихся колледжа личностные особенности являются типичными. Они составляют психологический потрет суицидента и создают суицидальную предиспозицию творческой личности. Нарциссический кризис саморегуляции специфических переживаний в сочетании с дезадаптирующим влиянием среды приводит к формированию состояний, крайним вариантом развития которых оказывается суицидальное влечение. Основными социально-психологическими детерминантами возникновения суицидальных тенденций выступают, чаще всего, семейная депривация, сужение эмоциональных контактов, неустроенность в личной жизни, дезорганизация в сфере учебы.
Основываясь на выделенных общих психологических особенностях, составляющих психологический профиль носителя суицидальных мыслей, возможно выстроить стратегию оказания психологической помощи, направленной на выход потенциального суицидента из кризисного состояния. Интенсивная кризисная терпия должна быть ориентирована, главным образом, на снижение суицидального риска посредством купирования аутоагрессивных тенденций, пессимистических личностных установок, рационализацию и, при возможности, ликвидацию суицидогенного конфликта, личностного дисбаланса, восстановление утраченных адаптивных способов поведения, обучение адекватным способам реагирования на стрессогенные влияния, выработку стратегий построения желаемого будущего.
Научный руководитель : кандидат психологических наук
Лытко Александр Александрович