Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

НОВЫЙ ПОРЯДОК ВЗЫСКАНИЯ НЕДОИМКИ ЗА СЧЕТ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Автор: 
Евгения Васильева (Краснодар, Россия)

Федеральный закон от 29.11.2010 № 324-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ)» [1, с. 158] внес существенные изменения в законодательство, в части порядка урегулирования задолженности налогоплательщиков (плательщиков сборов) – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (далее – физическое лицо) и электронных денежных средств.

Новый порядок взыскания зависит от того, превышает ли общая сумма задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам 1500 рублей (п.1 ст.48 НК РФ). С учетом изменений законодательства налоговые органы вправе обращаться в суд не за любой суммой, а накапливать их до суммы, превышающей 1500 рублей. Для накопления такой суммы установлен трехлетний срок со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога (пеней, штрафов). Если в течение трех лет общая сумма задолженности, подлежащей взысканию с физического лица, не превысила 1500 рублей, то налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании накопившейся суммы в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. К заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения требования. Таким образом, законодатель предусмотрел два варианта взыскания задолженности. Первый – общая сумма задолженности превышает 1500 рублей, в результате чего налоговый орган обязан в течение шести месяцев со дня, в котором истек срок исполнения требования, обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки. Второй – общая сумма задолженности не превышает 1500 рублей. В этом случае налоговая инспекция учитывает все требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения, и когда задолженность превысит 1500 рублей, начнет исчисляться шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании (п.2 ст.48 НК РФ).

Действие внесенных поправок в НК РФ распространяется на правоотношения по взысканию задолженности, требования об уплате которой направлены со дня вступления в силу Федерального закона от 29.11.2010 № 324-ФЗ (далее – Федеральный закон № 324-ФЗ). В отношении требований об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов предъявленных налогоплательщикам до вступления в силу данного Федерального закона предусмотрен старый порядок взыскания, установленный статьей 48 НК РФ. Накопление общей суммы задолженности, подлежащей взысканию с физического лица до 1500 рублей, будет осуществляться в течение трех лет по налогам, сроки уплаты которых, наступают, начиная с 2011 года (т.е. со дня вступления в силу Федерального закона № 324-ФЗ). Соответственно по задолженности, возникшей до 2011 года, вне зависимости от ее суммы, будет применяться старый порядок взыскания. Действие так называемой «накопительной» системы недоимок существенно разгрузит суды, соответственно службы судебных приставов и уменьшит их нагрузку.

Новеллой стал абзац 4 части 1 статьи 48 НК РФ «копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы» [2, с.37]. Ранее статья 48 НК РФ не предусматривала такого порядка. Однако с введением абзаца 4 части 1 статьи 48 НК РФ соответствующие изменения не были внесены в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в главу 11 «судебный приказ» (статью 124 ГПК РФ) и главу 12 «предъявление иска» (статью 131, 132 ГПК РФ) [3, с. 33, с. 35].

Из анализа статьи 48 НК РФ усматривается, что порядок взыскания задолженности по имущественным налогам, пеням, штрафам возможен как в порядке приказного производства, так и искового производства. Недоимка по налогам, сборам и другим обязательным платежам взыскивается с граждан в порядке приказного производства (статья 122 ГПК РФ). Если судебный приказ будет отменен (представление возражений с учетом статьи 129 ГПК РФ), инспекция вправе обратиться в суд с иском о взыскании недоимки в течение шести месяцев со дня вынесения определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ). Таким образом, фактически срок для взыскания задолженности увеличивается, если гражданин возражает против вынесенного приказа (ранее действовавшей редакцией ч. 2 ст. 48 НК РФ был установлен срок шесть месяцев). Срок для обращения в суд с исковым заявлением также может быть восстановлен, если он пропущен по уважительным причинам.

29 сентября 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» [4, с. 54] (далее – Федеральный закон № 161-ФЗ), которым установлены правовые и организационные основы национальной платежной системы. В нем закреплены основные понятия, порядок использования электронных средств платежа, установлены субъекты платежной системы и требования к их деятельности, а также порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе. Чтобы привести в соответствие с Федеральным законом № 161 – ФЗ иные законодательные акты, в них внесены соответствующие поправки. В частности, изменения коснулись положений НК РФ – Федеральный закон от 27.06.2011 г. № 162-ФЗ [5, с. 97].

Согласно п. 7 ст. 10 Федерального закона № 161 – ФЗ для перевода электронных денежных средств юридические лица и предприниматели, а также частные нотариусы и адвокаты (учредившие адвокатские кабинеты) должны использовать корпоративное электронное средство платежа, позволяющее идентифицировать клиента. С 1 октября 2011 г. организации и предприниматели, помимо сообщения в инспекцию об открытии или о закрытии счетов в банке (пп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ), должны информировать налоговый орган о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств (пп. 1.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Сообщить такую информацию в налоговый орган необходимо в течение семи дней со дня возникновения (прекращения) данного права. Следует отметить, что за несоблюдение срока, предусмотренного для сообщения об открытии или о закрытии счетов в банке, взимается штраф в размере 5000 рублей (пп. 1 п. 2 ст. 23, ст. 118 НК РФ). Однако отдельной статьи, устанавливающей ответственность за нарушение обязанности по сообщению о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа, в НК РФ не введено. Поэтому за нарушение срока подачи в инспекцию сведений, указанных в пп. 1.1 п. 2 ст. 23 НК РФ, налогоплательщика могут привлечь к ответственности по ст. 126 НК РФ. С 1 октября 2011 г. обязанность по уплате налога считается исполненной с момента, когда физическое лицо передало в банк поручение на перечисление на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных таким физическим лицом банку (пп. 1.1 п. 3 ст. 45 НК РФ). Средств, предоставленных плательщиком, должно быть достаточно для перечисления. Особо следует отметить то, что налог, не уплаченный в установленный срок, а также пени и штрафы по решению налогового органа могут быть принудительно взысканы со счетов организации или индивидуального предпринимателя в банках либо за счет электронных денег налогоплательщика или налогового агента (п. п. 1 и 2 ст. 46 НК РФ).

Статья 46 НК РФ дополнена новым п. 6.1, который регулирует порядок взыскания недоимки за счет электронных денег. В случае недостаточности или отсутствия средств на счетах налогоплательщика налог может взыскиваться за счет электронных денежных средств (абзац 1 п. 6.1 ст. 46 НК РФ).  

 

Взыскание налога может производиться за счет остатков электронных денежных средств в рублях, а при их недостаточности за счет остатков электронных денежных средств в иностранной валюте.  

 

 

Поручение налогового органа на перевод электронных денежных средств исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится за счет остатков электронных денежных средств в рублях, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится за счет остатков электронных денежных средств в иностранной валюте (п. 6.1 введен Федеральным законом от 27.06.2011 № 162-ФЗ) [6, с. 97]. Помимо поручения на перечисление налога инспекция направляет банку поручение на продажу иностранной валюты налогоплательщика (налогового агента).  

Если средств на счетах или электронных денег недостаточно, либо они отсутствуют, либо инспекция не располагает информацией о счетах или реквизитах корпоративного электронного средства платежа налогоплательщика (налогового агента), то инспекция вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента (п. 7 ст. 46 НК РФ).

В целях обеспечения исполнения решения инспекции о взыскании налога (пеней, штрафа) переводы электронных денежных средств могут быть приостановлены. Соответствующие изменения внесены в п. 8 ст. 46 и ст. 76 НК РФ. Приостановление операций по уменьшению остатка электронных денежных средств допускается в пределах суммы, указанной в решении налогового органа (абз. 4 п. 2 ст. 76 НК РФ).

Таким образом, в целом порядок принятия решения о приостановлении переводов электронных денег и передаче его в банк, а также порядок отмены подобного приостановления аналогичны правилам, действующим в отношении приостановления операций по счетам в банке. В статью 76 НК РФ внесены соответствующие дополнения. Следует отметить, что касается взыскания налогов (пеней и штрафов) с физических лиц за счет их электронных денег, то это тоже возможно в порядке п. 5 ст. 48 НК РФ, но только если при переводе денег используются персонифицированные электронные средства платежа (с возможностью идентификации клиента оператором).

Банк предоставляет организациям и предпринимателям право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств только при предъявлении свидетельства о постановке на налоговый учет (п. 1 ст. 86 НК РФ). При этом в течение трех дней банк должен сообщить в инспекцию по месту своего учета о предоставлении или прекращении указанного права либо об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа. По мотивированному запросу налогового органа банки обязаны выдавать справки об остатках электронных денежных средств организаций (предпринимателей) и переводах электронных денежных средств (п. 2 ст. 86 НК РФ). За нарушение банком его обязанностей, связанных с электронными денежными средствами, ст. 135.2 НК РФ предусмотрена ответственность.

С учетом описанных выше изменений законодательства усматривается, что, у физических лиц появилась официальная возможность делать перечисления в бюджет при помощи электронных кошельков. Налог будет считаться уплаченным с момента предоставления в кредитную организацию поручения на перевод в казну электронных средств. Здесь есть одно условие: денег в электроном кошельке физического лица должно хватать для уплаты заявленной суммы налога (подп. 1.1 п. 3 ст. 45 НК РФ). Аналогичная норма, которая касалась бы организаций и предпринимателей, в новой редакции НК РФ отсутствует. Иными словами, момент уплаты налога при помощи электронных денег для них не урегулирован. Отсюда можно сделать вывод, что компаниям и предпринимателям безопаснее по-прежнему делать перечисления в бюджет с банковских счетов.

Литература:

 

1.Собрание законодательства РФ. 06.12.2010. № 49.ст. 6420.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. – М.: Издательство «Омега-Л», 2011. – 704 с.

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: текст с изм. доп. на 25 марта 2012 г. – М. Эксмо.2012. - 144 с.

4. Собрание законодательства РФ. 04.07.2011. № 27.ст. 3872.

5. Собрание законодательства РФ. 04.07.2011. № 27.ст. 3873.

6. Собрание законодательства РФ. 04.07.2011. № 27.ст. 3873.