Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

АССЕРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК ФАКТОР БЛАГОПОЛУЧНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Автор: 
Валентина Горленко (Гомель, Беларусь)

Вопросы утверждения себя в социуме очень важны для подростков. Об этом свидетельствуют исследования многих зарубежных и отечественных психологов и педагогов. Чтобы отвечать требованиям современного социума, школьнику нужно творческое мышление, социальная смелость, активность, твердый характер, сила воли и другие подобные свойства и качества. В связи с этим важно знать, каким образом могут сформироваться эти необходимые качества. В психологии теоретическим направлением, которое занималось особенностями поведения, был бихевиоризм – учение о психологии поведения человека, то есть о его мотивационной сфере, потребностях, запросах, интересах и жизненных установках. Именно бихевиоризм лежит в основе объяснения самоутверждающего или, по современной терминологии, ассертивного поведения.

Ассертивность – термин, заимствованный из английского языка, где он выступает производным от глагола assert – настаивать на своем, отстаивать свои права [1, c. 15]. В обыденной речи употребляется редко, но в психологической терминологии с недавних пор утвердился довольно прочно. В русский язык (точнее – в лексикон российских психологов) термин проник в середине 90-х гг. ХХ в., после публикации популярной книги чешских авторов В. Каппони и Т. Новака «Как делать все по-своему» (в оригинале – «Ассертивность – в жизнь») [2]. Под ассертивностью стала пониматься личностная черта, которую можно определить как автономию, независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение [3, с. 138].

Основоположником учения об ассертивном поведении является американский психолог А. Солтер. Ассертивное поведение он рассматривал как противовес двум деструктивным стратегиям – манипуляции и агрессии. Автор исходил из того, что традиционные механизмы социализации формируют довольно уязвимую перед манипуляциями со стороны других людей личность. Человек оказывается слишком подверженным внешним влияниям, а окружающие часто злоупотребляют этим, манипулируя им в своих корыстных целях. Сталкиваясь с неприемлемыми требованиями, он не находит сил им противоречить и скрепя сердце подчиняется вопреки своим собственным желаниям и установкам. А собственные требования и притязания он, напротив, зачастую не решается даже высказать.

Термин «ассертивность» – новый для педагогической науки и включает в себя комплекс свойств: утверждение себя, заявление о себе, предъявление претензий. Данный термин использовался представителями организационной теории, которые считали, что это то же самое, что актуализация и самореализация. Например, В. П. Зинченко и Б. Г. Мещеряков утверждали, что в основе ассертивности лежит уверенность в себе, т. е. переживание человеком своих возможностей, адекватных тем задачам, которые стоят перед ним в жизни и которые он ставит сам себе. «Ассертивность, – пишут авторы, – способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Ассертивным называется прямое, открытое поведение, не имеющее целью причинить вред другим людям» [4, c. 45].

Таким образом, в научном обиходе ассертивность обычно трактуется как уверенность в себе, настойчивость. Ассертивным называют прямое открытое поведение, не имеющее целью причинить вред другим людям. Это особый тип поведения, который позволяет человеку конкретно и решительно заявлять о своих потребностях, желаниях и чувствах другим людям без ущерба их прав. В одном из психологических словарей читаем: «Ассертивность – такая особенность, которая позволяет личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их воплощения. Это умение оптимально реагировать на замечания, справедливую критику и решительно говорить себе и окружающим «нет», когда этого требуют обстоятельства» [5, c. 54].

Формирование ассертивности как личностной черты в первую очередь предусматривает, чтобы человек отдал себе отчет, насколько его поведение определяется его собственными склонностями и побуждениями, а насколько – кем-то навязанными установками. В сфере межличностных отношений ассертивность предполагает отказ от опоры на чужие мнения и оценки, культивирование спонтанного поведения в соответствии со своими собственными настроениями, побуждениями и интересами [6, с. 47]. «Основной составляющей ассертивности, – пишет Д. Майерс, – является наличие самоуважения и уважения к другим людям. Люди, недооценивающие себя, склонны недооценивать других» [7, c. 90]. Как видим, ассертивное поведение предполагает развитие уверенности и позитивной установки.

Ассертивный человек – это человек, уверенный в себе, в своих способностях, в своем предназначении. Ощущение внутренней свободы дает ему возможность адекватно оценивать происходящие вокруг него события, четко планировать действия, ясно выражать чувства, уважительно сотрудничать с партнерами, донося до них свою позицию. Но в то же время, как отмечают авторы книги «Самоутверждающее поведение» Р. Альберт и
М. Эммонс, «ассертивность – это гораздо больше, чем умение настоять на своем, высказать гнев, выразить теплое чувство или воспроизвести заранее отрепетированный ответ. Ассертивность – это то, что определяет ваше поведение и самоощущение… Приобретя достаточный опыт ассертивного поведения, человек в любой ситуации сможет без труда найти такой образ действий, который позволит ему преподнести себя с самой выгодной стороны» [8, c. 17].

Все вышеописанное позволяет создать более или менее полную схему ассертивности личности, основными компонентами (качествами) которой являются: уверенность в себе, настойчивость, актуализация, самоактуализация, самореализация, самоутверждение, потребность в достижениях, успех, престиж, потребность первенства, уровень притязаний, стремление к доминированию, самовыражение. Рассмотрим более подробно наиболее важные ассертивные качества, которые необходимо формировать у подростков и которые помогут ему в успешной социальной адаптации.

Уверенность в себе. Определяется как переживание подростком своих возможностей, как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам. Уверенность в себе в каком-либо виде деятельности имеет место в тех случаях, когда самооценка подростка в этом виде деятельности соответствует его реальным возможностям. Если самооценка выше или ниже реальных возможностей, имеет место, соответственно, самоуверенность или неуверенность в себе.

Воспитание уверенности в себе заключается в формировании у подростка адекватных, соответствующих его возможностям притязаний и самооценок. Это имеет большое значение для развития способностей, а также для формирования всех сторон личности человека и, прежде всего, его эмоциональной сферы. Неуверенность в себе и самоуверенность часто связаны с отрицательными эмоциональными переживаниями, тормозящими или искажающими нормальный ход психического развития человека.

Успех в деятельности. Понятие «успех» включает в себя два основания: а) собственное ощущение удачи в достижении поставленной цели, в выполнении деятельности или создании ее продукта; б) общественное признание достигнутой удачи на основе объективных показателей и общепринятых норм. На переживание успеха или неудачи влияют представления подростка о том, какие причины лежат в основе результатов его деятельности – внутренние или внешние. Такое объяснение называется локусом контроля. Если подросток считает, что его успехи зависят от него самого – от его упорства, настойчивости, ума, способностей, то говорят о внутреннем локусе контроля. Если подросток относит свои успехи и неудачи на счет внешних причин, на которые он сам влиять не может, – трудности задания, отношения других людей, то его локус контроля считается внешним.

Подростки, которые в объяснении своих успехов и неудач ориентируются преимущественно на внутренние причины, считают, что результаты их деятельности зависят от них самих. Поэтому они прилагают больше усилий к выполнению деятельности и объективно достигают больших успехов, чем те, кто объясняет свои успехи и неудачи внешними, не зависящими от них причинами. Внешний локус контроля ведет к тому, что при первой же неудаче подросток бросает начатое дело, поскольку твердо уверен, что у него все равно ничего не получится. Неуспех в деятельности, особенно длительный, вообще затрудняет работу, делает ее психологически для подростка еще более трудной, чем она есть на самом деле. Известно, что трудности стимулируют деятельность, но они должны быть для подростка в пределах разумного, иначе они превращаются в сверхтрудности, и он начинает ощущать себя перед ними бессильным. Об этом должен помнить социальный педагог, формируя у подростков желание и стремление быть успешными.

Самоутверждение. Это фундаментальная потребность человека в самовыражении и самораскрытии. Мотив самоутверждения – стремление к достижению максимальной полноты жизни, доступной в данных условиях существования, обеспечение положительного социально-психологического статуса в коллективе, обществе. Роль усиливающего механизма самоутверждения выполняют высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические, мобилизирующие все ресурсы человека для удовлетворения жизненных потребностей. В самоутверждении выражается стремление к равному положению среди других людей и собственному одобрению своего поведения. Самоутверждение – это реальное социально-психологическое явление, которое следует изучать и учитывать в работе социального педагога с подростками, разъяснять и демонстрировать этически оправданные цели, мотивы и способы самоутверждения.

Самооценка. Один из важнейших структурных компонентов ассертивного поведения. Определяется как ценность, значимостью которой человек наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка в деятельности – это оценка своей успешности в выполнении той или иной деятельности, своих качеств, знаний, умений, необходимых для достижения успеха в этой деятельности. На формирование самооценки подростка влияют многие факторы – отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Примерно к 14–15 годам подросток овладевает умением самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя.

Сложившаяся у подростка самооценка может быть адекватной либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. Завышенная или заниженная самооценка мешают деятельности и развитию подростка, не способствуют пониманию того, в чем причина успехов и неудач, как правильно к ним отнестись. Неадекватная самооценка ведет к поведенческим срывам, эмоциональным напряжениям, повышению уровня тревожности, межличностным и внутриличностным конфликтам, личностным деформациям. Задача социального педагога в работе с подростками – формировать устойчивую и адекватную самооценку, которые в большой степени влияют на формирование ассертивного поведения.

Уровень притязаний. Реализуется в стремлении подростка на основе самооценки своих возможностей и благодаря результатам деятельности занять определенное место в коллективе. На уровень притязаний подростка оказывает влияние динамика удач и неудач на жизненном пути, в конкретной деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным (подросток выбирает цели, которые реально может достичь, которые соответствуют его способностям, умениям, возможностям) либо неадекватно завышенным, заниженным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний. В подростковом и юношеском возрасте часто выдвигаются завышенные, нереалистические притязания, переоцениваются свои способности. В результате эта беспочвенная самоуверенность часто раздражает окружающих, вызывает конфликты, неудачи, разочарования. Для таких подростков нужно создавать ситуации, в которых бы они получали ощутимое доказательство своей социальной и человеческой ценности, испытывали удовлетворенность собой и уверенность в своих силах.

Таким образом, анализ научной литературы позволяет утверждать, что сформированность ассертивного поведения значительно повышает адаптационные процессы подростков в школьной среде, благотворно влияет на их социализацию и задает вектор их социальному успеху, самоактуализации и самореализации. Однако ассертивность – свойство личности, которое формируется у подростков постепенно через освоение таких самоутверждающих характеристик поведения, как уверенность в себе, настойчивость, самореализация, самоутверждение, потребность в успехе, уровень притязаний, самооценка, самоуважение и др.

 

Литература:

  1. Краткий психологический словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. – 2-е изд., испр. – Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 318 с.

  2. Каппони, В. Как делать все по-своему, или Ассертивность – в жизнь / В. Каппони, Т. Новак. – СПб. : Питер, 1995. – 186 с.

  3. Коробкова, Т. А. Ассертивность как вид педагогической коммуникации / Т. А. Коробкова. – Н. Новгород : Изд. ВИПИ, 2000. – 321 с.

  4. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – 4-е изд., расширенное. – М. : АСТ : Москва ; СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 811 с.

  5. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь: в 2 т. /
    А. Ребер ; пер. с англ Е. Ю. Чеботарева. – М. : Изд-во «Вече-АСТ», 2000. –
    Т. 1. – 592 с.

  6. Степанов, С. Популярная психологическая энциклопедия /
    С. Степанов. – М. : Эксмо, 2005. – 364 с.

  7. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб. : Изд-во «Питер», 1999. – 688 с.

  8. Алберти, Р. Самоутверждающее поведение. Распрямись! Выскажись! Возрази! / Р. Алберти, М. Эммонс ; пер. с англ. М. В. Горшкова. – СПб. : «Академический проект», 1998. – 190 с.