Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

Автор: 
Надежда Зенько (Гомель, Беларусь)

Быстрые темпы педагогического развития, изменения содержания, характера труда специалистов педагогического профиля в значительной степени осложняют процесс профессиональной адаптации выпускников вуза, молодых специалистов к стремительно меняющимся требованиям производства и рыночных отношений. Поэтому важнейшая социальная функция вуза, как образовательного учреждения, заключается в создании условий для развития социальной активности студента, реализации его возможностей, профессионального становления и развития личности, позволяющих индивиду адекватно содействовать научно-техническому и социальному прогрессу общества. Одним из таких условий может быть проектная деятельность.

Проектное обучение возникло в 1920-е гг. в США. Его называли также методом проблем, и связывалось оно с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским педагогом Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность учащихся. Параллельно с американскими учеными, С.Т. Шацким в 1905 г. была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Следует уточнить сущность понятий «проект» и «метод проектов».

Понятие «проект» в русском языке неоднозначно. Под проектом (от лат. рroyectus – двинутый вперед) в толковом словаре С. И. Ожегова понимается [2]:

– разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;

– предварительный текст какого-нибудь документа;

– замысел, план.

Такое толкование значения этого слова включает в себя несколько сторон: сама идея, план ее осуществления и содержательное наполнение, предполагающее достижение определенного результата. Термином «проект» объединены, таким образом, как работа по созданию проекта, сам продукт этой работы, так и способы тиражирования этого продукта в других условиях.

Проекты стали распространенной формой продуктивной и общественно значимой деятельности людей в самых различных сферах. Мы постоянно слышим о гуманитарных, экологических, экономических, политических, спортивных, развлекательных, педагогических или психологических проектах.

Цель разработки проекта и его защиты состоит в выявлении познавательных интересов, знаний, развитии творческого воображения студентов, пробуждении их интереса к решению актуальных для многих жизненных проблем. Участники представляют и доказывают социальную важность подготовленного ими проекта – перспективного прогноза о будущем какого-либо современного явления.

Метод проектов – это система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов [1, с.304]. По сути, метод проектов – показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и воспитания учащихся.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом. Он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта по взаимодействию с окружающим миром, актуализирует субъектную позицию студентов в воспитательном процессе, стимулирует самодеятельность, выводит воспитательный процесс из стен образовательного учреждения в окружающий мир, тем самым развивая их социальную активность. Кроме того, данная форма способствует усвоению профессиональных знаний, формированию умений и навыков, их практическому применению, стимулирует потребность в самореализации, самовыражении, творческой деятельности. Она обеспечивает рост личности, позволяет фиксировать этот рост от проекта к проекту.

Данный метод предъявляет ряд основных требований к использованию [1, с. 305–306]:

1) Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Например, исследование демографических проблем своего региона или в разных регионах мира, создание серии репортажей, агитационных роликов или видеофильмов из разных концов земного шара по одной проблеме и т. д.

2) Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов, т. е. полученные данные должны быть востребованы, полезны и использованы кем-либо. Например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии соответствующего региона, факторах, влияющих на это состояние; совместный с партнером по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; проведение мероприятий, включающих результат собственного труда.

3) Самостоятельная деятельность учащихся. Это внутренний мотивационный компонент, подразумевающий личную заинтересованность и, соответственно, активную сознательную деятельную позицию всех участников.

4) Структурирование содержательной части проекта. Результат каждого промежуточного этапа проекта должен фиксироваться.

5) Использование исследовательских методов. Предусматривает определенную последовательность действий: а) определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; б) выдвижение гипотезы их решения; в) обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных и т. д.); г) обсуждение способов оформления конечных результатов; д) сбор, систематизация и анализ полученных данных; е) подведение итогов, оформление результатов, их презентация; ж) выводы и выдвижение на этой основе новых проблем исследования.

Подготовка и защита проекта включает в себя несколько этапов [3, с. 276–278]. Рассмотрим их более подробно.

1) Определение темы проекта. Это не маловажный этап, поскольку от правильно сформулированной темы и ее актуальности зависит результат самой работы. Выбор тематики проектов диктует сама действительность. Чаще всего она связана либо с получаемой специальностью или самим учебным заведением. Так, например, для студентов специальности «Социальная педагогика. Практическая психология» интересными окажутся такие: «ЗОВВ» (Здоровый образ везде и во всем), «Жизнь дана на добрые дела», «Добрым быть совсем не сложно», «Архипелаг здоровья», «Зачем курить? Давайте жить…» и др.

2) Комплектование групп (микроколлективов) по разработке проекта и распределение обязанностей среди участников. Первоначально проект должен создаваться и организовываться под непосредственным руководством опытного педагога-практика. Постепенно определится актив группы, который и будет осуществлять управление процессом. Важно, чтобы каждый учащийся уяснил, за что именно он несет ответственность и выполнение какой части работы полностью зависит от него.

3) Разработка плана-проекта по достижению намеченных целей. Главное назначение цели – показать к чему приведет и чему будет способствовать запланированная вами деятельность по решению проблем в рамках проекта. Целей может быть несколько, они бывают долгосрочными и краткосрочными. Обычно достижение долгосрочной цели будет зависеть от достижения ряда краткосрочных целей. Не следует забывать, что цель объемна, и бывает тяжело определить, когда же она уже достигнута. Поэтому проводится различие между целью и задачами. Задачи – это конкретные и поддающиеся измерению события, без которых цель не может быть достигнута.

4) Выполнение проекта. Этот этап отражает совокупность практических действий по реализации намеченного плана-проекта. и включает определенные этапы, которые необходимо четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы. Условно можно выделить следующие этапы работы над проектом: подготовительный, планирование, исследование, обработка результатов, подготовка к защите проекта, презентация (отчет), оценка результатов и процесса (рефлексия).

5) Оформление проекта и его защита. Выдвигают ряд требований к оформлению проекта. Например, оформление по образцу титульной страницы с указанием названия проекта, данных об авторе, принадлежности учреждению и организации, года и места составления; каждая глава должна быть отпечатана с новой страницы, главы разделяются на смысловые абзацы; оформление и представление проектов в двух вариантах: печатном и электроном.

Сама процедура защиты может быть как коллективной, так и индивидуальной. Проекты могут быть представлены в виде моделей, схем, чертежей, рисунков, устного сообщения, электронных презентаций и т. п. Члены микроколлектива распределяют между собой роли: основного докладчика, содокладчика, художника-оформителя. В ходе защиты члены жюри, представители других групп задают вопросы, обмениваются мнениями о достоинствах и недостатках рассматриваемых проектов. Оценку проектов лучше производить по разным критериям, так, чтобы первые места в состязании заняли несколько авторов. Отсутствие «проигравших» формирует у студентов чувство уверенности, ответственности за проделанную работу, побуждает их к дальнейшему проявлению активности во всех сферах жизнедеятельности: профессиональной, личностной, социальной, коммуникативной. В связи с этим, интересной формой может стать введение различных номинаций. Например, «за самый смелый проект», «за изящество», «за обоснованность», «за активность в достижении цели», «за результат» и др.

Таким образом, метод проектов, являясь собственным творческим продуктом деятельности, способствует актуализации имеющихся знаний, умений и навыков, обеспечивает личностный рост, стимулирует самодеятельность и ставит участников в позицию активного преобразователя окружающей действительности. Через реализацию проекта студенты проявляют социальную, коммуникативную и профессиональную активность.

Литература:

1. Рапацевич, Е.С. Золотая книга педагога / Е.С. Рапацевич ; под общ. ред. А.П. Астахова. – Минск : Современная шкоал, 2010. – 720 с.

2. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова // Проект [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ozhegov.org/index.shtml. – Дата доступа: 13.11.2012.

3. Завадская, Ж.Е. Формы воспитательной работы с учащейся молодежью : методика подготовки и проведения : учебно-методич. пособие / Ж.Е. Завадская, З.В. Артеменко. – Минск : Современная школа, 2010. – 352 с.

 

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, Кадол Федор Владимирович

 

Зенько Надежда Николаевна

246028, г. Гомель, ул. Старо-Черниговская, д. 17, кв.  3. Беларусь

Контактные телефоны: 8-0232-60-75-31 (раб.), +375-29-135-63-05 (моб.)

Аспирант УО «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

Место работы – учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

Должность – ассистент кафедры педагогики

E-mail: Zenko_N@inbox.ru