Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ НОВОЙ ТИПОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 5В010100 - ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Автор: 
к.п.н., профессор Т.К.Оспанов, д.п.н,профессор А.Е.Жумабаева, к.п.н.,доцент А.Б.Акпаева, к.п.н.,доцент Л.А.Лебедева (Алматы, Казахстан)

Дошкольное воспитание и обучение является составной частью и первым уровнем непрерывного образования, которая вносит определенный вклад в решение задач, стоящих перед всей образовательной системой. На это акцентируется внимание и в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, где определены цели и задачи модернизации дошкольного воспитания и обучения касательно организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе, которые создают объективные предпосылки для обеспечение равной стартовой возможности при их поступлении в школу.

Общеизвестно, что эти задачи решаются усилиями всех участников (родителей, воспитателей, учителей, воспитанников и обучающихся, общественостью) педагогического процесса, прежде всего профессионально подготовленными специалистами, которые владеют новейшими достижениями педагогической науки и передовой практики, современными образовательными технологиями.

Однако педагог-воспитатель – ведущая фигура в процессе формирования личности ребенка до шестилетнего возраста, обеспечивающая создание единого уровня подготовки к адаптации и обучению в школе адекватно требованиям социального заказа общества к дошкольникам, что в свою очередь обуславливает необходимость модернизации системы подготовки специалистов дошкольного образования, так как традиционная ее форма не удовлетворяет социальный заказ общества, родителей и начальной школы. А даже по многим параметрам отстает от практики воспитания и обучения. Причем это следует осуществлять с опережением, чтобы выпускники педагогических вузов и колледжей своевременно осуществили общую и специальную подготовку пятилетних детей к массовому обучению в первом классе 12-летней школы в 2015 году.

Необходимость модернизации концепции подготовки и переподготовки педагогических работников (и будущих, и действующих) дошкольного образования связана также:

- с недостатками существующей доминантой системы подготовки, которая ориентирована на передачу знаний, а не на формирование компетентности педагога и уделяющая меньше внимания овладению практическими умениями и навыками, личностными качествами;

- действующей традицией подготовки, которая ориентирована преимущественно на формирования теоретических знаний, в частности системы понятий по сравнению с формированием опыта работы в профессиональной педагогической деятельности;

- качеством подготовки, не способствующей реализации тех требований, который предъявляет современный рынок труда к выпускникам педагогического вуза и действующим педагогам;

- обеспечением непрерывности подготовки педагогических работников дошкольного образования с учетом особеннности и последствий предстоящего перехода к 12-летней системе образования;

- включением в Балонский процесс в сфере подготовки педагогических кадров.

На наш взгляд, модернизация подготовки педагогов дошкольного образования, прежде всего, должна учитывать особенности современного ребенка. Общеизвестно, что он не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых, воспитательные модели в семье и в детском саду. Основная проблема современного дошкольника – это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала познавательного развития происходит в ущерб жизненно необходимого в этом возрасте личностного становления, основанного на любви, душевном тепле и внимании к его индивидуальности.

Настораживает и вызывает особую тревогу «омоложение» на один год воспитанников предшкольного возраста и первоклассников. Это мотивируется страхом:

- Возможно ли охватить всех пятилетних детей организованной предшкольной подготовкой, создавая при этом благоприятные условия малышам?

- Будут ли созданы в школах необходимые условия для обучения шестилетних детей?

- Готовы ли педагоги к проектированию и проведению организованной учебной деятельности воспитанников и прцесса обучения шестилетних детей с учетом их особенностей и возможностей?

Практика также свидетельствует о том, что не все педагоги-воспитатели на должном уровне реализуют основные положения и требования ГОСО ДВО, особенно по той его части, которая связана с формированием компетенций (здоровьесберегающей; коммуникативно-языковой; познавательной; творческой; социальной), что косвенно подтверждает наличие разрыва между дошкольным образованием и системой подготовки профессионально компетентных педагогов-воспитателй, что согласно специфике нашей профессиональной деятельности, позволяет изучить параллельно две аспекта одной проблемы относительно дошкольного уровня образования, чтобы получить обоснованные ответы на следующие вопросы:

  • Каково состояние дошкольного образования и подготовки педагогов?

  • Какой педагог-воспитатель нужен современной дошкольной организации?

  • Для какой дошкольной организации надо готовить специалистов?

  • Что надо изменить в подготовке и переподготовке педагогов-воспитателей, чтобы они в большей степени отвечали запросам современного общества?

  • Кто и как может обеспечить необходимое для работы в новых условиях качество подготовки педагоговвоспитателей?

Действующий вариант ГОСО ДВО и комплект программ для различных возрастных групп («Жанұя», «Алғашқы қадам», «Зерек бала», «Біз мектепке барамыз») на основе компетентностного подхода, явились в теории и практике дошкольного образования положительным и прорывным явлением, несмотря на имеющиеся некоторые недостатки в самих нормативно-правовых документах, а также на ряд нерешенных проблем и трудностей их внедрения. Несмотря на это, получены определенные положительные результаты в практике дошкольного образования, хотя от него отстает подготовка и повыщение квалификации специалистов.

Вместе с тем очевидно,что достижение цели и решение задач формирования личности дошкольников, владеющих здоровьесберегающей, коммуникативно-языковой, познавательной, творческой, социальной компетентностями зависит от качества подготовки педагогов новой формации с высшим профессиональным педагогическим образованием, которые должны владеть новейшими достижениями в области науки и культуры, современными методами, инновационными технологиями дошкольного воспитания и обучения, совокупностью компетентностей необходимой для выполнения профессиональной деятельности.

Обоснованный ответ на вышесформулированные вопросы, связанные обеспечением подготовки конкуретоспособного и компетентного педагога – воспитателя полагаем можно получить, если:

  • разработать скорректированный вариант проекта ГОСО ДВО РК на основе коррекции с учетом проблем, обусловленных переходом к 12 летней системе образования, ориентированной на обеспечене подготовки пятилетнего ребенка к обучению в школе;

  • определить направления коррекции комплекта программ для различных возрастных групп («Алғашқы қадам», «Зерек бала», «Біз мектепке барамыз») по образовательным областям в соответствии с разработанным вариантом проекта ГОСО ДВО , особенно в плане конкретизации по части предшкольной подготовки;

  • разработать корректированный вариант проекта ГОСО ДВО по специальности дошкольного воспитания и обучения - документ, регламентирующий формирование типовой образовательной программы, где получат концентрированное изложение содержания и совокупность требований, обязательных при его реализации в организациях образования на основе коррекции действующего его варианта с учетом проблем, обусловленных переходом к 12 летней системе образования, ориентированной на подготовку педагогов новой формации, четко представляющих особенности шестилетнего ребенка и требования к его обучению в школе;

  • разрабатать типовую образовательную программу (ТОП) - документ, способствующий созданию единого образовательного пространства подготовки кадров по специальности дошкольного воспитания и обучения различными организациями образования одного уровня;

  • конструировать основную образовательну программу (ООП) - документ, разработанный конкретной организацией образования на основе рекомендуемой ТОП;

  • создавать типовые программы дисциплины (ТПД) – документы, конкретизирующие и детализирующие все компоненты процесса и результата освоения содержания дисциплин.

Полагаем, что концептуальной научной основой всех разрабатываемых документов должен являтся компетентностный подход, который способствет овладению не только фундаментальными знаниями, но и формированию у будущих педагов-воспитателей практических компетенций, оптимизируют процесс вхождения выпускника в профессиональную деятельность, адаптацию к условиям ее осуществления, а также обеспечивают эффективное решение выпускником типовых профессиональных задач.