Автор:
Альфия Кулакова (Астана, Казахстан)
Государственное регулирование в любой стране основывается на таких инструментах воздействия, как государственные заказы, предпринимательстве, кредитно-денежная регулирование и бюджетно-налоговое воздействие на экономику. При этом, возводя налоговую политику в ранг национального регулирования, государство с ее помощью смягчает циклические колебания в экономическом развитии, ведет борьбу с инфляцией, развивает производственную и социальную структуру. Следовательно, среди экономических инструментов государственного регулирования важное значение имеет налоговая система.
Одна из предпосылок нормального функционирования системы налогообложения - стабильность налогового законодательства. В этом заинтересованы и налогоплательщики и налоговики. Но положение не меняется. По-прежнему налоговое законодательство периодически пересматривается в связи с разработкой смежных законодательных актов, вносят разные поправки, дополнения, корректировки.
Создание правового и независимого государства требует структурной перестройки экономики и формирования нормативно-правовой базы, регулирующей финансовые правоотношения. Обязательным условием эффективного функционирования финансовой системы является государственный налоговый контроль. Налоговый контроль присущ любому государству, именно он создает условия для выполнения налогами в полном объеме своей фискальной функции - формирование денежных ресурсов государства [1].
По оценкам различных международных организаций, налоговое законодательство Республики Казахстан является лучшим среди стран СНГ. У нас есть единый Налоговый Кодекс, электронная налоговая отчетность, да и сами ставки налогов небольшие: НДС =12%, КПН =20%, социальный налог 11%, социальные отчисления 5%, ИПН =10% от дохода, обязательные пенсионные взносы 10%.
Проблемы, естественно, тоже имеются - одни недовольны размером штрафных санкций за неуплату налогов, другие сложностью формулировок законодательных актов по вопросам налогообложения, из - за чего происходят ошибки в ходе уплаты и начисления налогов. Предприниматели, в свою очередь ратуют за снижение корпоративного налога и НДС, просят сократить налоговые режимы. Работа по совершенствованию налоговой системы ведется регулярно, изменения происходят каждый год. Вот и сейчас в правительстве и парламенте Казахстана идет обсуждение новых поправок в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения, которые предполагают увеличение ставки налога на имущество и дорогостоящую недвижимость. Законопроект содержит также поправки, ограничивающие внешние заимствования и применения специального налогового режима.
На днях в Атырау прошел семинар, организованный Международным центром по налогам и инвестициям в Республике Казахстан. Основная тема мероприятия была посвящена вопросам международного налогообложения.[2]
Существенным фактором оценки инвестиционного климата любой страны, безусловно, является наличие достаточных гарантий защиты интересов инвесторов – как с точки зрения норм национального законодательства, так и признания и исполнения в данной стране норм международных соглашений. Иностранные инвесторы (а это справедливо как для иностранных лиц в Казахстане, так и для казахстанских за рубежом) должны быть уверены в том, что в определенных случаях они могут рассчитывать на дополнительную защиту посредством надлежащего применения к ним норм международных соглашений. Принимая во внимание, что в казахстанской практике наблюдается устойчивая тенденция к росту споров в сфере налогообложения, подпадающих под действие Конвенций об избежание двойного налогообложения с участием Республики Казахстан.
В рамках казахстанской практики действует инструкция о порядке применения Конвенций (Соглашений) об избежании двойного налогообложения и предотвращении от уплаты налогов на доход и капитал (имущество), заключенных Республикой Казахстан с иностранными государствами. Она была разработана с целью разъяснения только общих принципов применения налоговых конвенций, и в ней совершенно определенно предусмотрено, что в каждом конкретном случае в первую очередь следует руководствоваться положениями соответствующей налоговой конвенции. Однако на практике при разрешении споров, подпадающих под действие той или иной налоговой конвенции, налоговые органы и суды достаточно часто ограничиваются применением только указанной Инструкции и норм специальных положений по международным договорам главы 31 Кодекса РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс). Либо, что также встречается часто, интерпретируют положения налоговых конвенций с точки зрения норм национального права. Такие нарушения, по существу, противоречат как целям самой налоговой конвенции, так и принципу содействия договаривающимся государствам сохранить баланс интересов налогоплательщика и самих государств.
Казахстан и ряд других стран устраняет двойное налогообложение. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в 2010 году подписал закон «О ратификации конвенции между правительством Республики Казахстан и правительством Республики Армения об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и на имущество и протокола к нему».
Данная конвенция была разработана с целью устранения двойного налогообложения. Согласно ей, каждое из государств будет обеспечивать уплату налогов налогоплательщиком один раз в одном из государств. Другое государство в свою очередь будет принимать в зачет уплату.
Казахстан также заключил данную конценцию с рядом других стран: Великобритания, Канада, США, Испания и другие. На данный момент действуют 45 конвенций об избежании двойного налогообложения (КИДН) между Казахстаном и другими государствами.
Исходя из вышесказанного можно полагать, что будет правильным прежде всего указать на прямое действие положений конвенций, что имеет большое практическое значение для надлежащего налогообложения [3].
В налоговых конвенциях отсутствует положение о необходимости издания дополнительных нормативных правовых актов для их применения. Следовательно, данные соглашения должны исполняться непосредственно, т.е. прямо, без посредства национального законодательства, регулирующего аналогичные налоговые отношения.
Вместе с тем, на практике возникает множество проблем с применением этих конвенций, что объясняется недостаточной определенностью большинства их положений. Неопределенность конвенций, в свою очередь, порождает или даже вынуждает государство включить в Налоговый кодекс РК Специальные положения по международным договорам (глава 31, ст.ст. 193-204), издать подзаконные акты, постоянно давать индивидуальные расширительные разъяснения налогоплательщикам [4].
Конвенции применяются в основном к налогам на доходы юридических лиц, налогам на доходы физических лиц и налогам на имущество. В некоторых случаях встречаются конвенции, которые применяются к земельному налогу и так далее. При этом к косвенным налогам (НДС, акциз) конвенции не применяются.
Иностранные инвестиции или операции иностранных компаний могут определенно серьезно пострадать, если существует риск двойного налогообложения дохода от таких инвестиций. Благоприятный бизнес-климат, в том числе, конвенции об избежании двойного налогообложения, привлекают приток иностранных инвестиций в Казахстан.
Ввиду увеличения объема торговли и инвестиций иностранных компаний в Казахстане, возможность возникновения международных налоговых споров повышается. Если их оставить нерешенными, такие споры могут привести к возникновению двойного налогообложения, а также соответствующего препятствия для международной торговли и важного иностранного бизнеса в Казахстане.
На вопрос о том, насколько качественно конвенции защищают юридические и физические лица, ответить однозначно невозможно. Все зависит от профессионализма бухгалтеров и юристов как компании – резидента РК, так и нерезидента. Так как вопрос, можно применить конвенцию или нет, зависит от некоторых юридических аспектов: необходимость представления документа, подтверждающего резидентство, необходимость определения того, образовал ли иностранный предприниматель постоянное учреждение в РК или нет и т. д.
Органы налоговой службы постоянно совершенствуют свою деятельность, согласно новым международным соглашениям, а также Налоговому кодексу РК. На основании опыта других конкурентоспособных стран проводят мероприятия по реализации новых программ.
Сама сущность конвенции направлена на избежание такого явления, как двойное налогообложение. Поэтому сложно говорить о каких-либо минусах конвенции. Конвенции предоставляют возможность договаривающимся государствам предусматривать в своем законодательстве особые условия по способу, порядку применения конвенций. Вследствие этого появляются административно- бюрократичесикие барьеры при применения конвенций.
Основная цель конвенций об избежании двойного налогообложения – способствовать международной торговле и инвестированию путем уменьшения налоговых барьеров, препятствующих свободному международному обмену товарами и услугами. Облегчение налогового бремени стимулирует развитие торговли и инвестирования.
Литература:
-
Вестник КАСУ http://www.vestnik-kafu.info
-
Верховный Суд РК http://supcourt.kz
-
Инвестиционный портал Компании «Казахстаника» http://www.investkz.com
-
Адвокатская контора «Саят Жолши и Партнеры» http://www.szp.kz
Научный руководитель:
преподаватель кафедры «Финансы и учет», магистр «Оценка»,
Каирканова Зульфия Раисовна.