Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

Автор: 
Рустам Мартаев (Астана, Казахстан)

Два наиболее крупных кризиса затронувших большую часть мировой экономики связаны с принятием ,а также с отменой акта Гласса – Стиголла. Принятие данного закона стало реакцией властей США на финансовый кризис, начавшийся осенью 1929 года. Он в первую очередь затронул фондовый рынок. На то время активными участниками операций на фондовом рынке были коммерческие банки,которые использовали денежные средства клиентов для приобретения ценных бумаг. Кризис тридцатых годов привел к банкротству множества банков. Данный случай привел к появлению более централизованной банковской системы, что выразилось в банковском законе 1933 года (англ. Banking Act of 1933), называемый также по фамилиям его инициаторов Законом Гласса — Стигалла (англ. Glass—Steagall Act).16 июня 1933 года был подписан федеральный законодательный акт Президентом США . Данный закон до конца XX века определил американскую банковскую систему, запретив коммерческим банкам заниматься инвестиционной деятельностью, существенно ограничив право банков на операции . Этим самым разделив понятия коммерческий и инвестиционный банк.

Основные положения Акта Гласса — Стиголла заключались в следующих положениях :

- коммерческим банкам запрещалось заниматься операциями с ценными бумагами, за исключением тех операций, в результате которых активы трансформируются в ценные бумаги, но держатель такой ценной бумаги обладает такими же правами в отношении активов, что и до трансформации;

- запрета создание филиалов банков, осуществляющих операции с ценными бумагами;

- запрет компаниям, осуществляющим операции на рынке ценных бумаг, осуществлять традиционные виды банковских операций;

- запрет должностным лицам инвестиционных компаний одновременно занимать должности в коммерческих банках;

- создание Федеральной корпорации по страхованию депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation);

- обязательное страхование банковских депозитов в сумме до 5000 долларов;

- включение новых групп банков в состав Федеральной резервной системы.

После восстанавления экономики в частности в послевоенный период и по сегодняшний день начала наблюдаться централизация коммерческих банковских структур ,чему предшествовали ряд причин, некоторые из которых выразились в современном банковском принципе TBTF ( дословно как "Слишком Большой, Чтобы Упасть").Последнее заключается в том, что некоторым очень крупным банкам нельзя позволить банкротиться, так как их уровень влияния достаточен, чтобы дестабилизировать рынок.Последствием применения данного принципа стало осознание последнего коммерческими банками , после чего был взят курс на централизацию банковских структур . Границы как между видами банковской деятельности,так и между самими банками стали размываться, посредством объединения банков, во многих случаях вплоть до финансовых конгломератов, если даже для этого были необходимы новые законы

Весь принцип рыночной экономики основан на том,что каждый субъект удовлетворяя свои потребности удовлетворяет и чужие. Банки путем обхода существующих законов расширили свои возможности и создали слишком большие централизованные структуры. К середине 80-х гг. ХХ в. стало очевидно, что запреты, установленные Законом Гласса—Стиголла, фактически перестали работать. Запреты на совмещение одним финансовым учреждением функций коммерческого и инвестиционного банков, установленные Законом Гласса—Стиголла, постепенно размывались через принятие судебных решений, а также через толкование его норм Службой валютного контролера (Office of the Controller of the Currency) и Правлением Федеральной резервной системы. «Размывание» осуществлялось главным образом через специфическое толкование понятия «эмиссионная ценная бумага». Благодаря этому банки получали возможность использовать в своих операциях новые финансовые инструменты, необычные для традиционной банковской практики. В частности, банки получили право участвовать в предоставлении так называемых секьюритизованных займов. Как выше было сказанно закон Гласса-Стиголла содержал норму, которая не признавала операцией с ценными бумагами сделку, в результате которой активы трансформируются в ценные бумаги, но держатель этой бумаги обладает такими же правами в отношении активов, что и до трансформации. Это положение позволило банкам повышать коэффициент ликвидности своих активов, трансформируя их в ценные бумаги. Глобализация и универсализация мирового финансового рынка, необходимость эффективного конкурирования американских финансовых компаний с иностранными и глобальными финансовыми конгломератами, вынудили Конгресс США пересмотреть ставший привычным подход к разделению рынка финансовых услуг на инвестиционный, банковский и страховой секторы.В 1999 году отменен закон Гласса – Стиголла посредством лоббистов, которые удовлетворили интересы многих крупных банков.И это является во многом причиной появления мирового кризиса 2008 года. Томас Ф. Кули, профессор экономики и декан Нью-Йоркской бизнес-школы имени Стерна дал следующее объяснение: «Когда был принят закон Грэмма—Лича—Блайли в 1999 г., отменивший большинство положений закона Гласса—Стигалла, законодательные органы просто утвердили те изменения, которые уже произошли в данной отрасли. Эти изменения были активно поддержаны Комиссией по ценным бумагам, другими регулятивными органами и саморегулирующимися организациями, как благоприятные для внедрения инноваций и повышения рыночной эффективности... Эта эволюция привела к появлению совершенно нового источника нестабильности: системного риска для финансовых рынков, обусловленного сложными условиями и взаимодействием этих финансовых конгломератов. В результате нынешнее положение привело к краху, а нарушение системы оказалось таким дестабилизирующим. Наступает такой момент, когда регулирование, как концепция эволюции, теряет свою эффективность. Основная проблема, с которой нам предстоит столкнуться сегодня, связана с тем, что эти инновации породили компании, которые гораздо сложнее регулировать — и восстановить в случае краха. Решение предполагает не возврат к строгим ограничениям эпохи Гласса—Стигалла, а требует признать важность системного риска и научиться определять, оценивать и контролировать такой риск. И тогда мы сможем встать на путь эволюции».

Литература:

1.Бернанке Бен. Уроки финансового кризиса для банковского надзора

2.Идея финансового супермаркета от создателя Citigroup

3.Маслов О. Ю. Мировой кризис 2007—2009: кто виноват? (хроника текущего мирового кризиса — 28)

4.Моисеев С. От холдингов — к конгломератам// Всё о финансовых рынках. 2006

5.Семилютина Н. Г. Закон США «О модернизации финансовых услуг» 1999 года

6.Англо-русский экономический словарь по экономике и финансам. / Под редакцией проф., д-ра экон. наук А. В. Аникина. — Санкт-Петербург, Экономическая школа, 1993.

Научный руководитель:

Магистр «Оценки», преподаватель кафедры «Финансы и учет» Казахского Гуманитарно-Юридического Университета, г. Астана, Зульфия Раисовна Каирканова