Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПЕТЕРБУРГСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА

Автор: 
Анна Сазонова (Санкт-Петербург, Россия)

Петербургский метрополитен – один из основных видов городского пассажирского транспорта, сложный транспортный комплекс. Метрополитен, являясь подземной железной дорогой, связан с повышенной опасностью для пассажиров и работников и требует особого внимания и осторожности, поддержания охраны труда на высоком уровне.

Работники метрополитена подвергаются воздействию множества вредных факторов.

Работая в условиях запыленности, рабочие чаще болеют бронхитами, катарами верхних дыхательных путей. При длительном воздействии пыли на органы дыхания возникают профессиональные заболевания – силикоз и другие пневмокониозы. Существует ряд профилактические мероприятий по предупреждению заболеваний, вызванных действием пыли. Они направлены на снижение запыленности воздушной среды. Применяется вытяжная вентиляция, проводятся влажные уборки производственных помещений. Тем не менее значение концентрации взвешенных частиц в воздухе станции Петербургского метрополитена Технологический институт-1, полученное при проведении замеров весной 2011 года, превышает ПДКСС .(таблица 1).

Замеры проводились с помощью комбинированного полу- автоматического пылемера ОПМН-10,0 (Пылемер "8520»). Основные технические характеристики пылемера ОПМН-10,0: диапазон измерения массовой концентрации аэрозоля - 0,01-100,0 мг/м3; предел допускаемой относительной погрешности измерений - ±20%(0,04–100 мг/м3).

Результаты проведенных замеров концентрации взвешенных частиц:

- у спуска на эскалаторе – 0,067 мг/м3;

- на эскалаторе – 0,070 мг/м3;

- правая сторона платформы: во время подхода поезда - 0,119 мг/м3, во время стоянки поезда - 0,104 мг/м3 , во время отхода поезда - 0,114 мг/м3;

- левая сторона платформы: во время подхода поезда - 0,112 мг/м3, во время стоянки поезда - 0,100 мг/м3 , во время отхода поезда - 0,106 мг/м3;

- вестибюль: в «час пик» - 0,140 мг/м3 , в остальное время - 0,100 мг/м3.

Таким образом, среднее значение концентрации взвешенных частиц на станции Технологический институт-1 составляет 0,103 мг/м3.

Так как взвешенные частицы РМ обладают беспороговым действием, то можно использовать ПДК РМ-частиц атмосферного воздуха для воздуха рабочей зоны. В соответствии с ГН 2.1.6.2604-10 [1] величина ПДКСС для взвешенных частиц РМ10 составляет 0,06 мг/м3.

Таким образом, концентрация взвешенных частиц на станции Технологический институт-1 превышает ПДКСС в 1,7 раз, что соответствует классу условий труда 3.1 (вредные 1 степени) [2].

В случае превышения ПДКсс фиброгенной пыли расчет пылевой нагрузки обязателен. Пылевая нагрузка (ПН) на органы дыхания работника – это реальная или прогностическая величина суммарной экспозиционной дозы пыли, которую работник вдыхает за весь период фактического (или предполагаемого) профессионального контакта с пылью. Пылевая нагрузка на органы дыхания работника (или группы работников, если они выполняют аналогичную работу в одинаковых условиях) рассчитывается, исходя из фактических концентраций взвешенных частиц, в воздухе рабочей зоны, объема легочной вентиляции (зависящего от тяжести труда) и продолжительности контакта с пылью [2]:

ПН = К X N X Т X Q, (1)

где: К - фактическая концентрация пыли в зоне дыхания работника, мг/м3, К = 0,103 мг/м3;

N - число рабочих смен, отработанных в календарном году в условиях воздействия РМ-частиц, N = 250;

Т - количество лет контакта с АПФД; T = 25;

Q - объем легочной вентиляции за смену, м3, для категории работ II а или IIб Q = 7 м3.

ПН = 0,103 X 250 X 25 X7 = 4506,25 мг ≈ 4,5 г

КПН = 2625 мг ≈ 2,6 г

Полученное значения фактической ПН сравниваем с величиной контрольной пылевой нагрузки (КПН), под которой понимают пылевую нагрузку, сформировавшуюся при условии соблюдения среднесменной ПДК пыли в течение всего периода профессионального контакта с фактором [2].

Фактическая ПН превышает КПН в 1,7 раз что соответствует классу условий труда 3.1 (вредные 1 степени) [2].

При превышении КПН используем принцип «защиты временем» Рассчитаем стаж работы (Т), при котором ПН не будет превышать КПН [2]:

T = КПН/K×N×Q (2)

Результаты расчета допустимого стажа работы:

  1. при продолжительности рабочего дня 8 ч. – 14,4 лет;

  2. при продолжительности рабочего дня 6 ч. – 19,2 лет;

  3. при продолжительности рабочего дня 5 ч. ≈ 25 лет.

Таким образом, только 5-часовой рабочий день может гарантировать отсутствие патологии верхних дыхательных путей у работающих в имеющейся пылевой обстановке. Такой вредный фактор как РМ-частицы стоит включить в перечень химических веществ, определяемых при аттестации рабочих мест по условиям труда в метрополитене.

Также воздух метрополитена содержит большое количество частиц железа, которые образуются в результате трения колес о рельсы. Когда эти частицы попадают в организм человека, в клетках образуются свободные радикалы, они оказывают губительное воздействие на наследственность и повышают риск раковых заболеваний – пишут исследователи из Швеции [3].

Общеизвестно, что места, в которых скапливается много людей, являются благоприятным местом для размножения микробов. С точки зрения влияния на окружающую среду метрополитен является наиболее экологичным видом транспорта, поскольку практически не дает выбросов в атмосферу. Однако микробиологический анализ смывов с поверхностей метрополитена мегаполиса показал наличие бактерий в значительных концентрациях. EcoStandard Group. Bacillus subtilis, Sarcina lutea, Escherichia coli, Enterococcus faecalis, грибы Candida albicans, обнаружены в метро в значительной концентрации. Обнаруженные на поверхностях грибки и бактерии угрожают здоровью человека. Например, Sarcina lutea (грамположительные кокки) считаются условно патогенным микроорганизмом, как и Escherichia coli (кишечная палочка). Грибы Aspergillus при попадании в организм могут вызвать заболевание аспергилез, поражают дыхательные пути и вызывают тяжелые аллергические заболевания. Enterococcus faecalis (фекальные энтерококки) могут являться возбудителем различных инфекций: мочевыводящих путей, интраабдоминальных, органов малого таза, раневых, эндокардита. Bacillus subtilis (сенная палочка) — естественный микроорганизм. Иногда сенная палочка вызывает порчу пищевых продуктов, однако не принадлежит к возбудителям болезней, поражающих человека. А Sarcina alba при ослабленном иммунитете могут вызывать у человека кожные раздражения [4]. Принимаются меры по борьбе с микробами, устанавливаются системы очистки воздуха, но тем не менее биологическому фактору не оказывается должное внимание при аттестации рабочих мест по условиям труда в метрополитене.

Петербургский метрополитен 2012 года — это 65 метровокзалов, три с половиной тысячи поездов, ежедневно перевозящих 2,3 миллиона петербуржцев и гостей города, и около четырнадцати тысяч метрополитеновцев [5]. Метрополитен - постоянно развивающийся транспортный комплекс, требующий поддержания охраны труда на высоком уровне.

 

Литература:

1. ГН 2.1.6.2604-10. Гигиенические нормативы. Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.10 г. № 26.

2. Р 2.2.2006-05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Утверждено Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005 г.

3. Как спастись в метро от грязи, бактерий и духоты [Электронный ресурс]: NEDUG Режим доступа: http://www.nedug.ru/news/.

4. Экологически опасные объекты Москвы [Электронный ресурс]: Ведомости Спецпроект Режим доступа:

http://www.vedomosti.ru/special/slideshow/eko logicheski_opasnye_obyekty/7

5. ГУП «Петербургский метрополитен». Режим доступа: http://www.metro.spb.ru/metro.html.

 

Научный руководитель:

доктор мед.наук, профессор Копытенкова Ольга Ивановна