Автор:
Дмитрий Курепин, Обиджон Алиев (Санкт-Петербург, Россия)
Хорошо известно, что железнодорожный транспорт является объектом повышенной опасности. Значительная часть работников железнодорожного транспорта работает в условиях повышенного риска. Динамизм транспортных ситуаций, повышенные требования к оперативному мышлению, постоянная готовность к экстренным действиям в условиях монотонии, высокая профессиональная ответственность определяют специфические особенности трудовой деятельности машинистов локомотивов – одной из наиболее значимых профессиональных групп.
Деятельность машиниста направлена на решение двух, по существу различных, но взаимосвязанных задач: управление энергетической и механической системами локомотива и значительного нервно-эмоционального напряжения, вызываемого сознанием огромной ответственности за жизнь пассажиров, сохранение материальных ценностей, соблюдение графика движения [1].
Все это является источником потенциальной опасности повреждения здоровья или преждевременной смерти в результате несчастного случая на производстве, а также развития производственно обусловленного или профессионального заболевания.
К основным опасным и вредным производственным факторам (ОВПФ), воздействию которых могут подвергаться машинисты локомотивов при эксплуатации транспортно-подвижного состава (ТПС) относятся [2]: неблагоприятные микроклиматические условия; повышенный уровень шума на рабочем месте, вибрации, инфразвуковых колебаний; воздействие электромагнитного излучения и статического электричества; нерациональное освещение (в том числе ослепляющий эффект); химическое загрязнение воздуха рабочей зоны токсическими и раздражающими веществами, а также веществами оказывающими сенсибилизирующее действие.
Особенно неблагоприятное действие на организм машинистов локомотивов оказывает группа психофизиологических факторов: нервно-психические перегрузки с умственным перенапряжением на фоне монотонного труда с периодическими эмоциональными стрессами. Неблагоприятные психофизиологические факторы оказывают непосредственное действие на центральную нервную систему и усугубляют негативное действие на организм физических и химических воздействий.
Целью данной работы является исследование возможности использования для изучения операторской деятельности машинистов аппаратно-программного комплекса мониторного контроля психофизиологического состояния.
В настоящее время разработаны следующие комплексы: «Пульсар-Б»- мобильный комплекс контроля психофизиологического состояния на основе анализа динамики сердечного ритма, аппаратно-программный комплекс «Dianel 11S-iON» для оценки психофизиологического состояния, Программно-аппаратный комплекс «Бослаб профессиональный», Экпертно-диагностический комплекс "Переход" и др.
Из числа существующих в настоящее время наиболее перспективными можно считать разработки ЗАО «Транзас».
Компанией ЗАО «Транзас» разработан комплекс мониторного контроля психофизиологического состояния оператора транспортного средства позволяющий поддерживать эффективное функционирование биотехнической системы машинист-локомотив. Аппаратная часть комплекса состоит из пальцевого датчика пульса, формирователя плетизмограммы, измерителя кардиоинтервала, интерфейс USB/RS–232; Точность 10 мс.
Регистрация сердечного пульса осуществляется при помощи ближней телеметрии включающей в себя: аппаратную часть, которая реализована на основе кардиопояса фирмы «POLAR» и приемника кардиосигнала, встроенного внутрь кресла; Точность 1мс; кардиопояса (ЭКГ-усилитель, кардиопередатчик) закрепляющегося на уровне поясничных позвонков. Дальность - 0.3 м.
Регистрация сердечного пульса помимо ближней телеметрии включает в себя и дальнюю телеметрию (рисунок 1).
Аппаратная часть состоит из кардиопоясов фирмы «Zephyr» и ретранслятора (радиостанция). Кардиопояс имеет датчики физической активности, GPS, температуры. Точность 1 мс.
Методики оценки психофизиологического состояния машиниста включают определение стресса (от низкого до высокого уровня, рисунок 2)
и концентрация внимания (mental effort) человека. А также шкалы утомления/усталости.
Преимуществом комплекса является возможность контроля в режиме on-line на основе последовательно регистрируемых длительностей кардиоинтервалов. Это позволяет определить вероятность безошибочной работы машиниста; его мобилизационной готовности, которая субъективно воспринимается как чувство полной гармонии душевных и физических сил и максимальной функциональной интеграции на уровне центральной нервной системы; пропускной способности зрительного анализатора машиниста в (бит/сек).
Инновационные технологии комплекса компании «ТРАНЗАС» позволяют предупредить машиниста об утомлении и снижении концентрации внимания, скорости реакции, появлении ошибок и могут быть использованы на этапах профессионального отбора, обучения и подготовки машинистов, периодических медицинских осмотрах при выявлении донозологических состояний.
Исследования операторской деятельности машинистов с использованием геоинформационных систем даст дополнительный импульс для разработки новых систем поддержки эффективного функционирования биотехнической системы машинист-локомотив, разработки программ чередования труда и отдыха и реабилитации машинистов.
В заключении можно отметить, что данный комплекс позволяет полностью контролировать психофизиологическое состояние машиниста локомотива непосредственно во время выполнения им своих обязанностей. А основанные на нем методики оценки (шкала стресса, шкала утомления/усталости, вероятность безошибочной работы машиниста и д. р.) позволяют выявлять воздействие вредных и опасных производственных факторов, снизить их интенсивность или вовсе исключить.
Литература:
1. Р 2.2.2006-05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса - Критерии и классификация условий труда. Утверждено Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005г. СПб.:Издательство ДЕАН-2006.
2. ГОСТ 12.0.003-74. ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация.
3. www.transas.ru
Научный руководитель:
д.м.н. профессор, Копытенкова Ольга Ивановна