Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ИННОВАЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И СТРАН СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ

Автор: 
Алексей Калинин (Москва, Россия)

 

Одним из приоритетных направлений экономического роста в России должно стать ускоренное развитие инновационного сектора национальной экономики. Актуальность данной проблемы подчеркивается и тем обстоятельством, что если России не удастся на этой основе реализовать переход к новой модели технологического развития, то она «замкнется в колониальной нише экспортера сырья и импортера готовой продукции, утратив научно-техническую самостоятельность и окончательно превратившись в сырьевой придаток ЕС и Китая» [1, с.7]. Но решать данную задачу необходимо комплексно, с учетом мирового опыта, то есть на основе построения эффективного социально ориентированного государства, что и показывает история развития инновационного сектора в странах Северной Европы.

   Все страны этого региона в течение последних 15 лет являются лидерами в мировой экономике по показателям, характеризующим качество экономического развития, таким как: условия жизни и ведения хозяйственной деятельности, уровню образования и здравоохранения, конкурентоспособности, способностям к усвоению инноваций, противодействию таким отрицательным явлениям, как коррупция и безработица [2]. Наукоемкость ВВП (по данным Евростат на сентябрь 2010 г.) в Швеции в 2008 году составила 3,75%, Финляндии -3,73%, Исландии - 2,65%, Дании 2,72%. Для сравнения: в России он составлял немногим более 1%, в остальных странах СНГ – менее 1%.

При численности населения примерно в 6 раз меньше чем в России, страны Северной Европы имеют сопоставимый с Россией уровень ВВП и объем внешнеторгового оборота.

Внешняя торговля России со странами Северной Европы, как и с Евросоюзом в целом, носит ярко выраженный ассиметричный характер: Россия поставляет в эти страны в основном топливно-энергетические товары и продукцию с невысокой добавленной стоимостью, страны Северной Европы экспортируют в Россию в основном техническую продукцию. При этом импортные таможенные пошлины обеспечивают России почти 1/5 доходов федерального бюджета (586 млрд руб. в 2010 г.) тогда как в Канаде 1,6%, а в Швеции – только 0,1%. Вместе с тем, до настоящего времени государственная политика импортозамещения в России отсутствует, не выполняются государственные целевые программы, направленные на импортозамещение [3, с.15].

Энергетические ресурсы стран Северной Европы незначительны, кроме Норвегии, поэтому Россия заинтересована в наличии стабильного рынка сбыта для продукции своего топливно-энергетического комплекса, но при этом необходимо учитывать, что энергетика стран Северной Европы переходит на низкоуглеродный путь развития, на новые источники и технологии получения энергии и энергосберегающие технологии.

В условиях глобализации преодолеть технологическое отставание невозможно без развития инновационного сотрудничества с наиболее технологически развитыми государствами. В России на экспертном, корпоративном и государственном уровнях существует понимание необходимости развития инновационного сотрудничества со странами Северной Европы, как наиболее передовыми в Европейском союзе. В последние годы активизируется роль двух и многосторонних институтов, здача которых активизировать инновационное сотрудничество на Севере Европы.

Так Российско-шведский наблюдательный комитет по торговле и экономическому сотрудничеству функционирует с 1993 году. В его составе имеются рабочие группы по информационным технологиям и связи; по инвестиционному сотрудничеству; по космосу; по энергетике; по лесному комплексу. В 2011 г. учрежден российско-шведский Деловой совет целью которого является содействие реализации потенциала экономической интеграции между Россией и Швецией на уровне бизнес-структур.

  Основным органом российско-норвежского взаимодействия с 1996 г. является Межправительственная российско-норвежская комиссия по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству. С 1998 г. действует Соглашение о научно-техническом сотрудничестве между Россией и Норвегией. С 2010 г. проводятся совместные российско-норвежские бизнес-форумы. Для России это сотрудничество крайне актуально в энергетике, поскольку норвежские энергетические компании обладают более совершенными технологиями, чем российские. Так из-за большого числа занятых Газпром более чем в 10 раз отстает по эффектвиности от норвежской нефтегазовой компании Statoil-Hydro [4, с.63].

Торгово-экономическое развитие отношений России и Дании координирует созданный в 1992 году межправительственный российско-датский совет по экономическому сотрудничеству. В 2010 г. был также учрежден российско-датский бизнес-форум, и состоялась первая встреча его участников, где представители ведущих компаний России и Дании обсудили вопросы повышения энергоэффективности, сокращения потребления тепла и электроэнергии [5, с.32]. В рамках принятых решений активизировались контакты Датского совета по централизованному теплоснабжению (ДСЦТ) с российскими партнерами в секторе обеспечения теплоснабжения в коммунальном хозяйстве, включая поездки датчан в регионы России, проведение семинаров и конференций и, в ряде случаев, подписание контрактов. В связи с этим возможно увеличение поставок в Россию датского энергетического и энергосберегающего оборудования в целях повышения уровня энергосбережения и энергоэффективности российской экономики.

Из всех стран Северной Европы наиболее эффективно инновационное сотрудничество Россия осуществляет с Финляндией. Этому способствует и история российско-финляндских отношений. В годы существования Советского Союза Финляндия фактически входила в сферу советского влияния. История межправительственной российско-финляндская комиссии по экономическому сотрудничеству (МПК) также уходит в советское прошлое, когда в 1967 г. правительствами СССР и Финляндии был подписан Протокол о создании данной комиссии. Современное Соглашение между Россией и Финляндией о торговле и экономическом сотрудничестве, на основе которго функционирует МПК, которого было подписано в 1992 г.

В рамках XII сессии МПК, состоявшейся в 2011 г. в Санкт-Петербурге, был подписан основополагающий документ – Декларация о партнерстве для модернизации между Россией и Финляндией. Она способствует дальнейшему движению наших стран в русле диверсификации торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, развитию его инновационной составляющей, торгово-производственной кооперации предприятий наших стран в различных формах [6].

В 2011 г. был создан российско-финляндский деловой совет. Идея создания делового совета основана на открытии площадки для активного диалога бизнес-структур двух стран.

В настоящее время на территории России реализуется порядка 20 крупных инвестиционных проектов с участием финляндских партнеров. Планируются значительные финансовые вложения в проекты энергетики (энергетический концерн «Фортум»), машиностроения (концерн «Вяртсиля»), нанотехнологий (Государственный инвестиционный фонд Финляндии «Суомен Теоллисууссийоитус»), информационно-коммуникационных технологий (концерн «Нокиа»), логистической инфраструктуры («Спонда», «Эке Груп»), создания технопарков и бизнес-центров в Санкт-Петербурге и Ленинградской области («Технополис», «Эке Груп», «Лемкон» [7]).

Особенно активно развивается инновационное сотрудничество в судостроительной отрасли. Начиная с 1932 года, финляндские верфи построили для российских заказчиков более двух тысяч судов различного типа. В 2010 году по инновационной технологии финской компании «Акер Арктик» для ОАО «Совкомфлот» было успешно завершено строительство на ОАО «Адмиралтейские верфи» двух новых арктических танкеров «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров». Они уже были задействованы в навигации по Северному морскому пути летом 2011 года.

В декабре 2010 г. в Санкт-Петербурге было подписано соглашение о создании российско-финляндского совместного предприятия в области судостроения (Соглашение о приобретении российским ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» 50% акций верфи «Арктех Хельсинки Шипярд» у «ЭсТиЭкс Финланд»). С участием совместное предприятие «Арктех Хельсинки Шипъярд» формируется Арктический центр судостроительных технологий, осуществляется кооперации между российским и финским морскими структурами в целях обновление их арктического флота.

В настоящее время «Арктех Хельсинки Шипъярд» вместе с российскими партнерами из Выборга и Калининграда реализуется проект по строительству трех ледокольных судов. В июне 2012 г. на верфи в Хельсинки было спущено на воду первое ледокольное судно-снабженец «Витус Беринг» по заказу ОАО «Совкомфлот». Два других судна планируется сдать заказчикам (ОАО «Совкомфлот» и Росморречфлоту) в 2013 г. Идет процесс формирования судостроительного кластера в регионе Санкт-Петербурга. Главной базой этого кластера должен стать Кронштадт, где на острове Котлин совместно с корейской компанией «ЭсТиЭкс» будут возведены Ново-Адмиралтейские верфи. В частности, на новой верфи планируется строительство крупных судов, в т.ч. газовозов [8].

Имеются и другие проекты. Так в 2010 году ОАО «Российские железные дороги» и «Государственными железными дорогами Финляндии (концерн «ВР Групп») реализован проект организации самого северного в мире скоростного железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Хельсинки.

В сфере энергетики ежегодно из России в Финляндию экспортируется около 10 млрд. киловатт-часов электроэнергии, что составляет примерно половина российского экспорта электричества. Поэтому Россия заинтересована в совместных инновационных проектах и в энергетической сфере.

Необходимо отметить, что в последние годы усилилась тенденция переноса высокотехнологичных производств в Финляндию из России. Причиной этого является более совершенная и прозрачная система нормативно-правового регулирования, которая позволяет прогнозировать развитие бизнеса. Так, по данным Торгово-промышленной палаты РФ, иностранные компании не могут в России заключить ни одной сделки без предоставления соответствующих «откатов» [9, с.170].

В XXI веке для России весьма насущной является задача создания современной промышленной базы, на основе которой можно обеспечить переход к инновационной модели развития экономики [10, с.4] и развитие многостороннего сотрудничества в рамках СИ должно способствовать достижению данной задачи. Пример стран Северной Европы, в частности Норвегии, которая после второй мировой войны была одной из беднейших стран Европы, а в настоящее время лидирует в мире по основным социально-экономическим показателям, весьма показателен для России и других стран СНГ [11, с.38].

 

Литература

  1. Глазьев С. Грядут не просто три очередных потерянных года (по поводу прогнозных и бюджетных параметров 2011-2013 гг.) //Российский экономический журнал. № 4. 2010.

  2. Антюшина Н. Социальное государство в условиях кризиса: скандинавский опыт //информационно-аналитический журнал «политическое образование». 19.03.2009. http://www.lawinrussia.ru/dokladi/2009-03-19/sotsialnoe-gosudarstvo-v-usloviyah-krizisa-skandinavskiy-opit.html.

  3. Иванов И.Д. Импорт и импортозамещение в России //Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 1.

  4. Пахомов А.А. Конкурентоспособность российской экономики и отечественных компаний в глобальном измерении: внешнеэкономический аспект //Вестник МГУ. Серия 6. Экономика. 2011. № 2.

  5. Шлямин В.А., Нарышкин А.А. Международное государственно-частное партнерство на примере российско-финляндских отношений //Международная экономика. 2012. № 10.

  6. Российско-датский бизнес-форум. 10.12.2012. http://www.rdbforum.ru//

  7. Российско-Финляндские торгово-экономические отношения. 10.12.2012. http: economy.gov.ru›.

  8. Шлямин В.А., Титов И. Финляндия в Арктике. 12.12.2012. http://www.rusfintrade.ru/site/article/2198/.

  9. Примаков Е.С. Мысли вслух. М.: РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА, 2011. .

  10. Иноземцев В.Л. Будущее России – в новой индустриализации //Экономист. 2010.№ 11.

  11. Сычева Л. Уроки Норвегии //Российская Федерация сегодня. № 1. 2008.

Научный руководитель:

доктор политических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой

«Мировая экономика и международный бизнес», Лукьянович Николай Васильевич.