Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автор: 
Наталья Лучкина (Курск, Россия)

Процесс возникновения и развития правового государства всегда находились в центре научных исследований. Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в самой идее его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее оптимального оформления и эффективного осуществления.

Правовое государство ─ это, прежде всего, государство демократическое. Сохраняя основные признаки государства, оно является государством гуманитарным, отвергающим жёсткие, деспотические методы воздействия на общество. Правовое государство ─ это государство больших позитивных возможностей по отношению к обществу и каждому человеку. В нём реализуется следующий принцип: свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех [1, с. 39-40]. То есть, права и свободы граждан в правовом государстве рассматриваются как фундамент построения взаимоотношений человека и власти, основной целью которой является обеспечение прав и свобод, создание необходимых условий для их полноценной реализации.

Особый интерес представляет процесс формирования правового государства в Российской Федерации и проблемы, связанные с ним. В их числе вопросы, касающиеся развития гражданского общества в нашей стране, негативное влияние социальных и экономических факторов на процесс развития правового государства, недостаточная реализация принципов, провозглашённых в Конституции, в частности вопросы, связанные с дисбалансом властей.

Важным шагом на пути развития Российской Федерации было принятие Конституции, которая провозгласила в первой статье, что «Российская Федерация ─ Россия есть демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления» [3]. Эта статья закрепила ряд принципов, позволяющих отнести наше государство к числу правовых. В главном законе страны нашли отражение важнейшие аспекты правовой государственности: защита прав и свобод человека и гражданина, принцип разделения властей и верховенство права во всех областях и др.

В тоже время на современном этапе существует ряд проблем, препятствующих формированию правового государства в нашей стране. Прежде всего, необходимо отметить то, что положения, закреплённые в Конституции, не реализуются в полной мере. Это касается обеспечения достойной жизни, материального благополучия, свободного развития граждан. Граждане часто имеют низкий материальный достаток, социальную незащищённость, а значит, не имеют возможности обеспечить и реализовать себя. Это порождает другую проблему Российской Федерации ─ отсутствие среднего класса, увеличение разрыва между богатыми и бедными [ 5, с. 18-20]. Её решением должно заниматься государство: увеличивать благосостояние граждан, проводить социальную политику, направленную на помощь нуждающимся слоям населения, налоговую политику, направленную на сокращение неравенства и другие меры.

Немаловажной проблемой является несовершенство нормативной базы нашей страны. Хотя и принято множество нормативно-правовых актов, носящих демократический характер, но многие законы Российской Федерации носят нерациональный характер и не могут реализовать и обеспечить права и свободы человека и гражданина. Это, в свою очередь, препятствует развитию в России гражданского общества. Развитие этого института так же обременено социальными и финансовыми кризисами, последствия которых сказываются в Российской Федерации в последние годы. Их преодоление ─ важнейшие направление развития нашей страны [4, с. 27-28].

Говоря о проблемах развития института гражданского общества, на данный период, одной из главных является чрезмерная степень отчуждения государства от народа. Но гражданское общество предполагает сплочённость всех его членов, наличие общих духовных ценностей, нравственных принципов, интересов, целей. То есть его формирование возможно путём преодоления этого отчуждения, принятия государством ряда мер, которые решат эту задачу. К их числу относят: содействие дальнейшему формированию в России среднего класса, поднятие авторитета семьи, как одного из самых главных институтов гражданского общества, развитие системы самоконтроля власти, создание мощной нормативно-правовой базы организации и функционирования гражданского общества, оказание поддержки национальным диаспорам [4. с. 31-32].

Для решения проблем, связанных с развитием гражданского общества, необходимо принять ряд мер. В России немногочислен средний класс, для его увеличения необходимо проводить приватизацию государственной собственность, причём приватизация должна основываться на принципах законности и справедливости. Говоря об институте семьи, отметим, что в нашей стране проводятся меры для укрепления этого института и улучшения демографической ситуации. Эта политика результативна, но недостаточна. Российским семьям необходима государственная поддержка. Следующая мера ─ усиление самоконтроля власти. Для этого, по нашему мнению, необходимо поставить государственные органы под контроль общественности. Но для России на современном этапе это будет малоэффективно, и следует придать первостепенное значение в этом вопросе деятельности парламентов субъектов РФ и высшего законодательного органа страны. Осуществление всех мер должно быть связано с нормативным регулированием, то есть с созданием соответствующего законодательства для нормальной организации и функционирования гражданского общества. В этом направлении уже принято множество нормативно-правовых актов, к числу которых относятся Гражданский кодекс РФ, закон «О политических партиях», закон «Об общественных организациях», закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и т.д. Однако этого нормативного материала недостаточно. Следует работать над этим и издавать новые нормативно-правовые акты, которые будут способствовать развитию и формированию гражданского общества в РФ. При его формирование важно учитывать и многонациональный и полиэтнический состав России, причём при оказании поддержки национальным диаспорам необходимо направлять их деятельность не только в русло развития национальных культур, традиций и обычаев, но и способствовать их активному включению в социально-политические процессы, происходящие в российском обществе [4, с. 33-34].

Важнейшим признаком правового государства является разделение властей и их сбалансированность, но в Российской Федерации доминирует исполнительная власть, что позволяет отнести форму правления в нашей стране к суперпрезидентской республике. Имея значительные полномочия, Президент оказывает существенное влияние на исполнительную, законодательную и судебную власть. В отношении исполнительной власти это проявляется в том, что Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства России; принимает решения об отставке правительства; по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает с должности заместителей Председателя Правительства и министров. Являясь главой государства, Президент одновременно фактически выполняет и функции главы Правительства. Но институт президентства не может быть по своему статусу выше парламента.

Во взаимоотношениях с судебной властью это характеризуется тем, что Президент обладает конституционными возможностями указывать влияние на кадровый состав судебных органов.

В отношениях с законодательной властью доминирование исполнительной власти предопределяется тем, что она может распустить Государственную Думу, назначить референдум, обладает правом на вынесение законопроектов в Думу и т.д. [ 2, с. 16-17].

Проблема дисбаланса властей требует решения, ведь власти должны быть равны между собой, только в этом случае будет возможно формирование демократического, правового государства.

Говоря о развитии правового государства современной России, необходимо подчеркнуть, что правовое государство ─ не реальность, а перспектива. Развитие правового государства в нашей стране идёт очень медленно, и это развитие обусловлено многими противоречиями. Таким образом, основная задача развития Российской государственности состоит в том, что бы преодолеть тенденцию высших органов власти к монополизации, сформировать конституционные институты, сбалансировать систему властей и обеспечить реальную защиту прав и свобод человека и гражданина.

Литература:

  1. Вершина М.И. Фомирование гражданского общества в России и политика Европейского Союза //Социальные и гуманитарные знания. 2010. ─ № 5. ─ 72 с.

  2. Жалинский А.Э. Разделение властей в Российской Федерации//Право и политики. 2010. ─ №2. ─ 64 с.

  3. Конституция РФ . Российская газета // 1993.

  4. Лейст О.Э., Мачин И.Ф. Гражданское общество и современное государство // Вестник Московского университета. Право. 2009. ─ № 4. ─ 59 с.

  5. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовое стимулирование в условиях становления рыночных отношений // Государство и право. 2008. ─ № 4. ─ 71 с.