Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕМОКРАТИИ В РОССИИ

Автор: 
Анна Москалева (Курск, Россия)

Одной из первостепенных задач, которые в настоящее время стоят перед Россией, является выбор оптимального механизма власти, позволяющего наиболее полно учитывать интересы граждан и обеспечивающего подлинное народовластие. В частности, важнейшее значение в данном механизме имеет становление российского политического режима и его практическая реализация, которая осуществляется посредством функционирования структурных элементов данного механизма.

Как известно, политический режим имеет несколько форм, одной из которых является демократия. Демократия определяется как форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

Конституция Российской Федерации определяет Россию как демократическое государство. Однако, говоря, о сущности российского политического режима можно сказать об его двойственности, то есть в нем в рамках российской политической системы уживается как недемократические, так и демократические методы осуществления политической власти. Поэтому в настоящее время в России не существует в чистом виде какой-либо определенной модели политического режима. Выйдя из периода тоталитаризма, политическая система пытается вобрать в себя черты развитой демократии, но, к сожалению, политический строй в нашей стране отягощен признаками и других политических режимов.

Российский политолог Ю. Красин отмечает, что в настоящее время политическая система России представляет собой некий симбиоз авторитарного и демократического режима, который весьма затрудняет политическое самоопределение страны и ограничивает возможности демократического развития [1, с. 73]. Характерной особенностью современной России является то, что интересы общества и государства не совпадают, а это значит что общественная власть не имеет никакой эффективной политической структуры, что позволяет говорит о существовании переходного режима. Такой режим иногда еще называют гибридым. Однако в ст.1 Конституции РФ сказано, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления [2].

Так значит, демократии в России не существует? С одной стороны так и есть, а с другой мы не можем так утверждать потому, как налицо существуют явные ее признаки: несмотря на действующий режим, строятся основы российской правовой государственности и закладываются устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровне сменяема и избираема; существует система разделения властей, хотя и наблюдается явный перевес исполнительной власти; действуют референдумы, то есть механизмы непосредственной демократии; гарантированы основные права человека (свобода совести, собраний, организаций и пр.); реально существует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»; судебные органы формально независимы от властных; не существует единой идеологии и политической партии; в экономической деятельности складывается рыночная экономика [5, с.11].

К тому же по Конституции Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. В государстве охраняется здоровье и труд людей, обеспечивается государственная поддержка нуждающихся, а так же устанавливается минимальный размер оплаты труда. Большинство статей конституции удовлетворяют требованиям любой развитой демократии. Но, несмотря на указанные признаки демократии, этот режим отнюдь не является демократическим.

Так, И.К. Пантин говорит о том, что государство не силах стать демократическим, народным, а народ не может возвыситься до демократии. Неразвитость демократических институтов ведет к неминуемому появлению в обществе тяги к авторитарному режиму, с его «сильной рукой», который будет гарантировать порядок и стабильность.

Говоря об институтах демократии, следует отметить, что институты представляют собой базовые механизмы, делающие политическое устройство самодостаточным и стабильным. Институты означают не просто взаимодействие различных акторов и социальных агентов, но и "упорядоченные образцы взаимодействия, которые известны, практикуются и признаются (хотя и не обязательно одобряются) социальными агентами, намеренными продолжать это взаимодействие, подчиняясь при этом определенным правилам и нормам, закрепленным в этих образцах на формальной или неформальной основе"[3, с. 17].

Назначение демократических институтов состоит в том, чтобы уберечь демократию от эволюции в диктатуру, гарантируя права меньшинств[3,19]. Однако, исходя из практического опыта, не всегда права последних соблюдаются и защищаются. Несмотря на то, что законодательство предусматривает соблюдение таких прав, на практике данный вопрос остается открытым. Конституция закрепляет основные права и свободы человека и гражданина, с гарантиями же этих прав дела обстоят несколько хуже.

К примеру, в 2011 году к Уполномоченному по правам человека поступило более 42 тысяч жалоб граждан. В жалобах граждан отражен весь спектр проблем современной жизни российского общества, существующие нарушения всех конституционных прав человека и гражданина.

Вследствие несовершенствия судебной правовой системы Российской Федерации граждане РФ обращаются в поисках правды и справедливости в международный Суд по правам человека.

Конституция предусматривает порядок, в соответствии с которым каждый российский гражданин вправе обращаться в международные организации по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Известны случаи неоднократного обращения граждан в Европейский Суд по правам человека и гражданина. Иногда вопросами прав человека занимается Совет Безопасности ООН, Совет по опеке, Комиссия международного права. Однако деятельность ООН далеко не исчерпывает проблему защиты прав на международном уровне. Систематически собираются конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Современная ситуация с правами человека в России представляет собой причудливую смесь из очевидных достижений, особенно в сравнении с советским периодом, и явных патологий с точки зрения общепринятых международных норм [6, с. 110]. Какие-то права человека, найдя свою нишу в современном российском обществе, в основном соблюдаются, другие, наоборот, из года в год подавляются всей мощью государства при явном попустительстве общественности. Соблюдение одних прав имеет в основном позитивную динамику: степень их защищенности медленно, но верно повышается; другие переживают явный регресс; степень защищенности третьих так и застыла на уровне перестроенного прорыва. Очень трудно в рамках привычного понимания «успеха – неуспеха» оценить пятнадцатилетний опыт освоения прав человека российским народом и государством [4, с. 15].

Всё это даёт нам повод полагать, что российское законодательство во многих случаях не может обеспечить должной защиты прав и свобод человека, о чём говорит неутешительная статистика.

Главное в решении проблемы защиты прав человека на данный момент - не только теоретическая разработка и закрепление прав и свобод, а создание необходимых условий, гарантий и механизмов для их реализации, в частности, создание действующих институтов демократии, которые обеспечат создание современного развитого цивилизованного гражданского общества. Важно также устранить прямые нарушения прав, причины их порождающие; поставить силу закона на пути злоупотреблений и произвола в отношении граждан; упрочить их защиту, ее организационное обеспечение.

Итак, говоря о политическом режиме современного российского государства важно отметить, что он находится в переходном состоянии. Формально Россия является демократическим государством, однако до сих пор практически все процессы, как в экономике, так и в социальной сфере подчинены деятельности государства. В этом и заключается основная проблема становления российской демократии.

Литература:

1. Гулиев В. Е. Российское государство: состояние и тенденции. М., 2010. − 256 c.

2. Конституция Российской Федерации. Российская газета // 1993. ст.1.

3. Лапина Н. Ю. Российский политический режим: оценки и интерпретации / Мировая экономика и международные отношения. 2009. №6. С. 17-22.

4. Левакин И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода // государство и право. 2008. №1. C. 15-17.

5. Сумбатян Ю.Г. Демократия как тип политического режима // Политические исследования, 2002. № 6. С. 11-16.

6. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. – М., 2007. − 258 c.