Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ СЕМЬИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЙ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

Автор: 
Наталья Вист (Павлодар, Казахстан)

Кардинальные преобразования, происходящие во всех сферах жизни нашего общества, заметно отражаются на психосоциальном развитии и поведении современных подростков. Ломаются традиционные моральные стереотипы, рушатся принятые ранее нормы, а в результате возрастает возможность проявления в подростковой среде различного рода негативных явлений. Возникшие проблемы, наложенные на сложности и противоречия процесса социализации подрастающего поколения в новых социально-экономических и политических условиях, отражаются «взрывом» подростковой деструктивности: ростом преступности, наркомании и других видов отклоняющегося поведения.

Отсюда и возросший интерес исследователей к изучению проблемы девиантности, с одной стороны, и поиску более совершенных мер профилактики и коррекции отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних, с другой.

В классификации болезней девиантное поведение не выделено в качестве отдельной нозологической единицы, следовательно, оно не является ни формой патологии, ни строго определённым медицинским понятием. В то же время девиантное поведение широко рассматривается в ряду явлений, лежащих между нормой и патологией, таких, как акцентуации характера, ситуативные реакции, нарушения развития, предболезнь и др.

Девиантное поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в тесном взаимодействии и взаимовлиянии. На наш взгляд, важным фактором, детерминирующим девиантное поведение подростков является неблагополучие семьи, в которой он воспитывается. Критерием благополучия или неблагополучия семьи можно считать меру ее воздействия на детей, стиль детско-родительских отношений, выполнение семьей в полном объеме ее воспитательной и социализирующей функций.

Роль семьи в обществе очень велика, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для дальнейшей безболезненной адаптации в социуме. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семейное неблагополучие является одной их острейших социально-психологических проблем любого общества.

В последнее время в научной литературе появилось понятие "динамического семейного диагноза", под которым подразумевается определение типа семейной дезадаптации и неправильного воспитания, установление причинно-следственной связи между психологическими нарушениями в семье и нарушениями поведения, аномалиями в формировании личности подростка (А. И. Захаров , Б. Д, Карвасарский, И. Н. Пятницкая).

О том, что те или иные проявления девиантности тесно связаны не с биологией, а с типом человеческой культуры, воспитанием наглядно свидетельствуют антропологические исследования (R. Helke, W. Kempf и др.). Они показывают, что переживания и эмоции, порождаемые как внешними, так и внутренними причинами, выражаются у человека обычно в форме, принятой в той культуре, к которой он принадлежит. То есть, возникновение, и развитие девиантности зависит в первую очередь от общественных условий, к которым относится как общественное устройство, так и ближайшая социальная среда ребенка - его семья.

При нарушении структуры и функции семьи возникает психологическая напряженность и дестабилизация внутрисемейных отношений, что вызывает депрессивные состояния, неудовлетворенность, конфликтность в супружеских отношениях и, как следствие, нарушение поведения детей и подростков, девиантность. Дестабилизированная семья, как важнейший социальный институт общества, недостаточно полноценно и качественно выполняет свои функции, родители не в состоянии управлять воспитанием детей, прививать им положительные качества, необходимые для становления полноценного члена общества. В такой семье ребенок становится жертвой негативной социализации.

Неблагополучной в плане воспитания ребенка может быть как неполная семья, так и семья с двумя родителями. В современной литературе существует тенденция преувеличивать патогенное влияние неполной семьи на формирование «трудных» подростков. При этом очень часто одна мать, если она психически здорова и не ведет асоциальный образ жизни, воспитывает хороших, социально адаптированных детей и без отца. В тоже время в последнее время отмечен рост отклоняющегося поведения среди детей, воспитывающихся в полных семьях состоятельными родителями. Позиция вседозволенности, философия вещизма, замена человеческого живого участия в воспитании ребенка миром материальных ценностей ведут к фрустрации потребностей подростка в принятии, внимании, любви со стороны родителей. Как следствие, защитной реакцией такого подростка могут стать неадекватные формы поведения.

В неблагополучных семьях встречаются следующие виды неадекватного воспитания – безнадзорность, эмоциональное отвержение, чрезмерная строгость и требовательность к ребенку, воспитание в условиях жестких взаимоотношений, насилие и физические наказания, чрезмерное восхищение ребенком и гиперопека.

Неблагоприятная для развития детей социально-психологическая обстановка в семье чаще всего характеризуется следующими проявлениями: общим дефицитом общения родителей, особенно отцов, с детьми; нехваткой соответствующих возрастным особенностям детей видов общения; преобладанием в семьях авторитарно-командного стиля общения с детьми; широкой распространенностью наказаний (в том числе физических) по сравнению с различными формами поощрения и поддержки детей; завышенными требованиями родителей по отношению к детям.

Негативные последствия неблагополучия в семье проявляются достаточно быстро и подчас становятся необратимыми. Это и дефекты психического развития ребенка, и его трудный характер, и социальная дезадаптация, и девиантное поведение. В результате страдает не только семья и вступивший в жизнь человек, но и все общество в целом, то есть первоначально личностная проблема, внутрисемейная трансформируется в проблему социальную.

Однако, следует отметить, что не всякий ребёнок, попавший в неблагоприятные семейные обстоятельства, становится носителем девиантных форм поведения. Все дети разные, даже если они воспитываются в одной семье. Возможно, вредные влияния пришлись на благоприятное время развития ребёнка, когда были мобилизованы все его личностные ресурсы; возможно, влияние было не очень длительным; может быть, в это время какой-то близкий взрослый поддержал ребенка и помог ему справиться с трудностями и т. п. С. П. Рубинштейн отмечал, что «внешние условия всегда действуют через внутренние». К таким внутренним условиям относятся психофизические особенности самого ребёнка: слабый генетический фонд, наследственная предрасположенность к отклонениям развития; замедленный индивидуальный темп развития; слабое психосоматическое здоровье; личностные качества, уменьшающие его сопротивляемость негативным воздействиям; характер реакций ребёнка на внешние влияния, обусловленный типом нервной системы.

Педагогическая наука не выводит склонность к девиациям из особенностей возраста, пола, качеств личности ребёнка. Но при стечении неблагоприятных обстоятельств дети с указанными психофизическими особенностями оказываются более подверженными негативным влияниям, особенно в случаях, если дефекты семейного воспитания, ошибки обучения и воспитания в детском саду и школе сочетаются между собой; если влияние негативных внешних факторов имеет относительную длительность во времени или высокую степень действия; если негативным воздействиям на ребёнка не противопоставляются профилактические меры.

Для того, чтобы меры профилактики девиантного поведения несовершеннолетних были более эффективными, на наш взгляд, надо сосредоточить внимание дошкольных и школьных педагогов, психологов, социальных работников на семье ребенка.

Работу с семьей лучше начинать уже с поступления ребенка в детский сад, ведь именно в детском возрасте рождается личность, которая уже в три года заявляет о себе, а к семи годам жизни просматриваются контуры будущего характера. Еще А.С. Макаренко говорил о том, что личность ребенка формируется к 5 годам, а после 5 лет ребенка уже трудно перевоспитывать. Не даром за некоторыми детьми «трудность», как шлейф, тянется еще с детсадовского возраста. А первые признаки «отклоненного» поведения могут наблюдаться уже в младшем школьном возрасте.

При поступлении ребенка в первый или подготовительный класс школы информация о семье должна передаваться на контроль классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу.

Программа школы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков обязательно должна включать такие формы и методы работы с семьей, как тематические родительские собрания, семейное консультирование, определение типа семейного воспитания, стиля внутрисемейных отношений, лектории, беседы, тренинги и т.д.

Успешная работа с семьями учащихся обязательно предполагает личные контакты родителей с педагогом и психологом, индивидуальную работу с семьями, беседы на дому, что позволяет установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребенка.

Особенно важной в работе с семьей подростка с девиациями нам представляется целенаправленная работа психолога: психологическая коррекция, семейная психотерапия, информационно-просветительская работа, консультационная и др.

Семейная психотерапия– один из важных элементов психологической коррекции поведения подростка. Она направлена на изменение межличностных отношений в семье, а так же на привитие подростку и членам его семьи социально приемлемых навыков поведения и способов личностного реагирования.

Целью информационно-просветительской работы является предупреждение возможных нарушений в семейном воспитании, повышение коммуникативной компетентности родителей во взаимодействии с подростками и тем самым в активизации роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка.

Консультативные и психотерапевтические беседы проводятся с целью поддержания тех новых форм внутрисемейных отношений, достичь которых удалось в ходе всей предыдущей психологической работы

При этом обязательно следует помнить:

в работе с каждой семьей специалист должен быть доброжелателен и уважителен;

изучение семей учащихся должно быть очень тактичным и объективным;

общение с родителями ученика должно служить только во благо ребенку.

Таким образом, условиями успешной профилактической работы в области девиантности является её комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с семьей активно формирующейся личности, какой и является подросток. Целенаправленная и систематическая работа с семьей подростка, начатая в максимально ранние сроки - это весомый вклад в профилактику девиантности подрастающего поколения.

 

Литература:

1. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

2. Гурко Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей//Социологические исследования.-1996.-№ 3.-С. 81-89

3. Двойменный И.А., Лелеков В.А. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних//Социс.-1993.- №10.-С. 54-59

4. Клейберг Ю.А., Шахзадова Н.В. Социальная работа и профилактика девиантного поведения подростков: Учебное пособие.-Тверь- Нальчик, 2000.

5. Почивалова Ж.Г. Подготовка будущего учителя к взаимодействию со школьниками с девиантным поведением в условиях образовательного процесса. – Дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2000.

6. Трус И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания. // Воспитание школьников. – 2002. - № 7. – С. 44-46.

7. Шамионов P.M. Личность и ее становление в процессе социализации.- Саратов, 2000.

8. Шогенов М.З. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения: дис. канд. психол. наук : Ульяновск, 2003.