Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОДУКТИВНОГО КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ ПОСТРОЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Автор: 
Ольга Денисова, Валентина Поникарова (Череповец, Россия)

Построение инклюзивного образовательного пространства предъявляет особые требования к педагогам, которые работают с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Инклюзивное образовательное пространство представляет собой единство места, где осуществляется процесс инклюзии; безбарьерной среды, которая наполняет пространство; содержания, где реализуются цели и задачи инклюзивного образования; образовательных воздействий, которые обеспечивают оптимальный процесс инклюзированности детей с ограниченными возможностями здоровья. В свою очередь, это предполагает способность и готовность педагогов к продуктивному разрешению ряда трудных, или критических, ситуаций. Характерными способами поведения человека в трудных ситуациях, направленных на овладение требованиями ситуации, является копинг-поведение.

Понятие «копинг-поведение» (coping-behavior) - от англ. «to cope» – преодолевать, справляться - используется для описания характерных способов поведения человека в трудных ситуациях, направленных на овладение требованиями ситуации [3, с.20].

Копинг-поведение, по нашему мнению, можно охарактеризовать как систему, включающую в себя ценностно-мотивационный, когнитивный, операциональный и аффективный компоненты.

Ценностно-мотивационный компонент содержательно включает в себя личностную ценность копинг-поведения, осознанный выбор и сформированность мотивации как ясно выраженную устойчивую направленность интересов и потребностей субъекта использовать копинг-поведение как средство разрешения проблемной ситуации.

Когнитивный компонент предполагает овладение общими теоретическими и прикладными педагогическими знаниями о копинг-поведении как инструменте разрешения проблемных ситуаций.

Актуализация всей совокупности знаний, соотнесение их решением конкретных педагогических задач и трансформация в способы деятельности в связи с этим выделяется следующий компонент – операциональный Операциональный компонент предполагает использование конкретных копинг-стратегий для разрешения проблемных ситуаций и включает в себя совокупность умений, обеспечивающих эффективное протекание данного процесса.

Аффективный компонент - это чувства, эмоции, переживания, обусловленные проблемной ситуацией; возможности регуляция переживаний, связанных с ее разрешением и использованием копинг-поведения.

Одним из актуальных вопросов современного специального образования является обеспечение эффективной инклюзии детей с особыми образовательными потребностями. Педагогическая профессия, в частности профессия педагога-дефектолога, предполагает наличие значительного количества ряда ситуаций, которые обуславливают их разрешение с использованием копинг-поведения.

Для оценки копинг-поведения педагогов-дефектологов нами была разработана диагностическая программа, которая включала оценку по указанным компонентам. Нами проведено эмпирическое исследование более 700 педагогов-дефектологов, как студентов, так и практических работников специального образования.

Для унификации оценки каждого блока и полученных результатов в целом нами были разработаны показатели, отражающие уровень представленности каждого компонента у испытуемых: минимальный, продвинутый, оптимальный уровни.

Для минимального уровня типична ситуативность мотивация. Отмечаются поверхностные знания о совладании, имеются выраженные трудности их актуализации. Копинг-поведение не обеспечивает адекватное совладание в условиях проблемной ситуации. Преобладают отрицательные эмоциональные переживания, негативная оценка проблемной ситуации и своей способности справиться с ней. Возможности эмоциональной регуляции собственного состояния ограничены. Преимущественно это текущий тип эмоциональной регуляции. Этому уровню условно соответствует недостаточный (пороговый) стиль копинг-поведения. Этот уровень выявлен у 25,1% испытуемых.

Продвинутый уровень характеризуется мотивацией, которая достаточно трансформировалась в личностные и профессиональные смыслы использования копинг-поведения. Знания о совладании конкретны, достаточно обобщены, более легко поддаются актуализации. Однако копинг-поведение в целом характеризуется довольно ограниченным репертуаром, стереотипностью реагирования. Эмоциональное реагирование избирательно, ситуативно. Для этого уровня свойственна как текущая эмоциональная регуляция собственного состояния, так и итоговая. Этому уровню условно соответствует стандартный стиль копинг-поведения. Этот уровень выявлен у 57,8% испытуемых.

Оптимальный уровень отражает личностную ценность копинг-поведения, возможность самовыражения в ситуациях его использования, наделение его личностным смыслом. Знания о копинг-поведении характеризуются систематизированностью и возможностью их индивидуального преобразования. Характерен перенос имеющихся знаний в новые условия. Личности присуща самостоятельность выбора стратегий копинг-поведения в соответствии с собственными возможностями личностного развития, а также интенсивные положительные эмоциональные переживания, отражающие активность субъекта. Для высокого уровня свойственны достаточно широкие возможности эмоциональной регуляции собственного состояния, в том числе опережающего типа. Этому уровню условно соответствуют оптимальный и креативный стили копинг-поведения. Этот уровень выявлен у 26,5% испытуемых.

Нами получены статистически значимые различия - χ2 = 34.27 значимо при ρ ≤ 0, 001.

Полученные результаты позволили выделить внутренние (личностные копинг-ресурсы) и внешние (средовые копинг-ресурсы) как условия формирования продуктивного копинг-поведения педагогов-дефектологов в условиях перехода к инклюзивному образованию [5, с.23].

К внутренним условиям мы отнесли профессиональную ориентированность, направленность на профессиональное саморазвитие и профессиональную креативность. Указанные качества личности предполагают успешное выполнение профессиональных обязанностей, адекватное использование паттернов копинг-поведение в проблемных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью, наступательность в решении проблем, широкий, гибкий, мобильный репертуар совладающего поведения; свободное освоение и создание собственных паттернов копинг-поведения.

Внешние условия формирования продуктивного профессионального копинг-поведения включают компетентностный подход, модульное обучение, индивидуально-ориентированный подход, деятельностный подход.

Компетентостный подход в образовании рассматривает профессиональную компетентность, как интегральную профессионально-личностную характеристику, определяющую готовность и способность выполнять педагогические и управленческие функции в новых условиях в соответствии со служебным статусом [1, с. 34].

Содержание указанных компонентов можно рассматривать как компетенции, сформированность которых (компетенция) предполагает овладение копинг-поведением.

Компетентность - опыт в той или иной области, компетенция - это комплекс личностных характеристик, необходимый для функционирования в обществе.

Компетентостный подход в образовании означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства.

 Модульное обучение представляет со­бой разбивку дисциплин на составляющие. Учебный материал каждого модуля может быть представлен по-разному: на уровне общего введения в проблему, на уровне углубленного изучения и принятия решений ти­повыми методами, на уровне специального подхода к решению в соот­ветствии с собственным выбором и обоснованием действий и т. п.  В зависимости от учебных целей студент выбирает модули и строит свой перспективный план обучения, в процессе реализации которого он будет на­капливать зачетные единицы, планировать этапы дальнейшего персонального роста [2, с. 3].

  Обучение с помощью метода кейсов  предполагает изучение дисциплины путем рас­смотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение способствует развитию умения студентов анализировать си­туации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление, вырабатывает у обучающихся  устойчивый навык решения практических задач.  

Современный, соответствующий международным стандартам, образовательный процесс, должен быть индивидуально-ориентированным. Это, в свою очередь, предполагает  переход от минимальной дифференциации в групповом обучении до полностью независимого обучения. Студентам должны быть предложены  различные варианты содержания образования с возможностью индивидуальных темпов продвижения в его усвоении. Предполагается также использование индивидуализированного обучения на всех предметах, на части предметов, в отдельных частях учебного материала или  для отдельных обучающихся.    

 Индивидуально-ориентированный подход в образовании базируется на модульной организация процесса обучения, которая позволяет осуществить проектирование образовательного процесса как системы освоения учебных модулей.

Деятельностный подход предполагает использование тех видов деятельности, которые обеспечивают уровень личностного включения субъекта в процессы познания и эффективного овладения профессиональной деятельностью. Для будущих педагогов такими формами деятельности являются учебная, квазипрофессиональная и учебно-профессиональная деятельности, для практикующих педагогов – профессиональная [5, с. 48].

Таким образом, реализация указанных условий позволяет сформировать продуктивное копинг-поведение педагогов-дефектологов.

Литература:

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Зимняя И.А. Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С.34-42.

2. Модульное обучение: краткая история и общие характеристики /Методологические основы системы модульного формирования содержания образования- М., 2008 – С. 3 - 29

3. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Нартова-Бочавер С.К. Психологический журнал. – 1997. – Т. 18. – № 5. – С. 20–29

4. Поникарова В.Н., Брагина В.Д. Психологические особенности совладающего поведения педагогов-дефектологов на разных этапах их профессионального становления // Поникарова В.Н., Брагина В.Д. Монография.- Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ,2010 – С. 48 -50

5. Поникарова В.Н. Сравнительное изучение профессионального копинг-поведения педагогов-дефектологов: // Поникарова В.Н. Монография - Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ,2011. – С. 48 -59

6. Фролов Ю.В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Ю.В.Фролов, Д.А.Махотин //Высшее образование сегодня. 2004.- №8. - С. 34-41.