Автор:
Елена Жаркова, Валентина Поникарова (Череповец, Россия)
В настоящее время отмечается неуклонный рост детей младшего школьного возраста с проявлениями синдрома дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) и нарушениями чтения (дислексией). Как результат подобных негативных явлений, растет число обращений родителей к психологам, логопедам, врачам с жалобами на трудности в обучении, на систематические повторяющиеся нарушения поведения, что определяет необходимость оказания комплексной дифференцированной коррекционной помощи данной категории детей на базе логопедических и психологических кабинетов поликлиник.
На сегодняшний день практически отсутствуют экспериментальные знания, критерии диагностики, коррекционные подходы в работе с детьми с СДВГ, страдающими дислексией, недостаточно изучены механизмы неспецифических нарушений чтения у данной категории детей. Данные противоречия определили актуальность исследования механизмов, структуры, симптоматики проявлений дислексии у младших школьников с разными клиническими вариантами СДВГ и разработки дифференциальной диагностики нарушений чтения у данной категории детей в условиях поликлиники.
По данным зарубежных исследователей, частота встречаемости СДВГ у детей младшего школьного возраста с дислексией, по данным отечественных и зарубежных исследователей составляет до 39% [1,с.64]. Ряд исследователей полагает, что клинические проявления СДВГ у детей с дислексией не случайны, а вытекают из патогенеза дислексией и являются причиной нарушения чтения [3,с.60]. Согласно классификации нарушений чтения А.Н.Корнева различают следующие формы нарушений чтения: дислексия развития, неосложненная; дислексия осложненная у детей с ЗПР (задержкой психического развития), с УО (умственной отсталостью), с ОНР (общим недоразвитием речи); неспецифические нарушения чтения обусловленные: недоразвитием устной речи, УО, ЗПР, дидактогенными причинами, различными сенсорными и психическими нарушениями [3,с.62]. Согласно данной классификации нарушений чтения, целесообразно различать у детей с СДВГ дислексию и неспецифические нарушения чтения, обусловленные нервно-психическими расстройствами, в частности, СДВГ.
Цель нашего исследования заключалась в изучении нарушений чтения у детей школьного возраста (более 200 испытуемых). Исследование осуществлялось на базе общеобразовательных учреждений и логопедического кабинета детской поликлиники г. Череповца с 2005 по 2011 гг.
На основании изучения психологической, нейропсихологической, логопедической, медицинской, психолингвистической литературы нами было определено научно-теоретическое обоснование и была разработана дифференцированная диагностика дислексии и СДВГ у младших школьников в условиях логопедического кабинета поликлиники.
Дифференциальная диагностика включает: нейропсихологические методы исследования проявлений СДВГ (методика Л.А Ясюковой) [ 3,с.28], направленные на исследование уровня сформированности механизмов произвольного внимания, психомоторного темпа, динамики работоспособности, волевой регуляции, личностных характеристик, исследование уровня зрительно-моторной координации, сформированности пространственного анализа и синтеза, состояние графических навыков; логопедические методы исследования нарушений чтения: методика раннего выявления дислексии (МРВД) и стандартизированная методика исследования навыка чтения (СМИНЧ) А.Н.Корнева, направленные на исследование функционального базиса чтения и оценку уровня сформированности навыка чтения по совокупности нескольких параметров - скорости, понимания, способа и правильности чтения с вычислением коэффициента техники чтения (КТЧ).
Обследование с помощью данной диагностики позволяет выявить и уточнить характер речевого нарушения у детей в структуре дефекта в соответствии с клинической симптоматикой и типологическими особенностями младших школьников с СДВГ. Данная методика занимает в среднем 30- 35 минут.
По результатам исследования распространенность СДВГ среди младших школьников составила 47%, из них 67% учащихся с синдромом дефицита внимания (СДВ), 6% - с синдромом гиперактивности (СГ) и 27% - с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Большинство испытуемых обнаружили преимущественно первый вариант течения СДВГ – синдром дефицита внимания. Среди младших школьников с СДВГ нарушения чтения выявлены в 65,6%. Исследование степени, характера, специфики состава нарушений чтения младших школьников с СДВГ, позволили выделить 3 группы детей в соответствии с клинической симптоматикой и типологическими особенностями, обусловленными проявлениями дислексии и СДВГ.
Первая группа – это младшие школьники с СДВГ со специфическими нарушениями чтения (первичной дислексии) - 19% детей, из них 21% детей с СДВ и 24% детей с СДВГ. У детей 1 группы обнаружена низкая способность к овладению навыком чтения по сравнению с другими академическими навыками, стойкая неспособность овладения слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами. Испытуемые обнаружили несформированность функционального базиса чтения, что с большой вероятностью может свидетельствовать о нарушении специфических церебральных процессов. Вторую группу – составили младшие школьники с СДВГ и с неспецифическими нарушениями чтения, обусловленными проявлениями СДВГ (вторичной дислексией) - 60% учащихся, из них 57,5% детей с СДВ, 75% - с СГ, 64% - с СДВГ. У детей данной группы степень отставания в овладении навыком чтения пропорциональна степени тяжести овладения другими академическими навыками и обусловлена первичным психическим нарушением – клинической картиной СДВГ. У детей данной группы обнаружена несформированность когнитивной базы чтения. Учащиеся данной группы так же не овладели слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами. Третья группа - это младшие школьники с отставанием в темпах овладения навыком чтения – 20%, из них -23% учащиеся с СДВ, 25%- с СГ, 15%- с СДВГ. Дети данной группы овладели процессами слогослияния и достигли слогового способа чтения при адекватности понимания прочитанного, что характеризуется непатологической формой отставания в чтении и проявляется в незначительном отставании от нормы (низкая норма).
Каждый выявленный вариант предполагает особое сочетание коррекционного воздействия, в том числе логопедического, медикаментозного, психологического воздействия, взаимодействия с социальным окружением ребенка, привлечения к сотрудничеству специалистов смежных профессий (врачи, социальные работники и др.), что позволяет определить объем, содержание, формы помощи, последовательность ее оказания, основанными на использовании дифференцированного подхода.
Таким образом, использование дифференциальной диагностики в практике работы логопеда, медицинского психолога в условиях поликлиники позволяет определить основные цели дифференцированной коррекционно-логопедической и психологической работы для каждого клинического варианта детей с дислексией и СДВГ, и как результат создать оптимальные условия обучения и развития для данной категории детей.
Литература:
1.Заваденко Н., Успенская Т., Суворинова Н. Диагностика и лечение СДВГ у детей. //Неврология и психиатрия, 1997, №1, 64с.
2. Корнев А. Дислексия и дисграфия у детей.-СПб, 1995,с.201-209.
3.Корнев А. Узловые вопросы дислексии.//Дефектология, 2007,№ 1,59-65с.
3.Ясюкова Л.Оптимизация обучения и развития детей с ММД. -СПб,2000.-95с.
Научный руководитель:
зав. кафедрой дефектологического образования ФБГБО ВПО ЧГУ, д.п.н., профессор, академик МАНПО. О.А.Денисова