Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Автор: 
Вера Милютина (Череповец, Россия)

Термин "коммуникация'' (лат. communicatio "делаю общим, связываю") появляется в научной литературе в начале XX века. В настоящее время он имеет, по крайней мере, три интерпретации - понимается как а) средство связи любых объектов материального и духовного мира, б) общение - передача) информации от человека к человеку, в) передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него [7].

Коммуникативный процесс предполагает владение коммуникативными умениями и навыками.

Под коммуникативными умениями понимаются умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения. Коммуникативные навыки - это характеристика особенностей ориентации человека в коммуникационных процессах, отражающая степень адекватности понимания им основных смысловых доминант коммуникатора. Коммуникативные навыки предполагают высокую степень автоматизированности умений [1].

Формирование полноценной коммуникации особенно актуально для детей с отклонениями в развитии. Свыше половины легких отклонений в умственном развитии квалифицируются педагогами и психологами как «задержка психического развития». Задержка психического развития (ЗПР) - синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности [4, с. 47].

Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети отстают от нормально развивающихся детей.

К настоящему времени проведен ряд исследований, в той или иной мере посвященных особенностям общения детей с задержкой психического развития (О.В. Алмазова, Д.И. Альраххаль, А.А. Байбородских, И.П. Бучкина, Ю.С. Галлямова, А.И. Гаурилюс, О.Н. Дианова, Е.Е. Дмитриева, Л.В. Кузнецова, А.В. Поповичев, Е.С. Слепович, Т.З. Стернина, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова, С.Н. Чаплинская и др.).

У детей с задержкой психического развития имеются трудности в формирования коммуникативных навыков. Несовершенство коммуникативной сферы не обеспечивает процесс общения, а значит, и не способствует развитию познавательной деятельности.

У таких детей чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, пониженная речевая активность, бедность речевого общения [6,с.38].

Для изучения особенностей коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР нами была разработана диагностическая программа в соответствии с направлениями, предложенными Г.М. Андреевой:

- первое направление - изучение коммуникационной стороны коммуникации («Опросный лист для воспитателей и учителей» (по В.Г. Маралову, В.А. Ситарову));

- второе направление - изучение перцептивной стороны коммуникации (анкета для воспитателей по выявлению причин, по которым чаще всего возникают конфликты между детьми в деятельности и наиболее распространенных способов решения этих конфликтов);

- третье направление - изучение интерактивной стороны коммуникации (методика «Рукавички» (по Г.А. Цукерман)).

Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 85» города Череповца. В эксперименте приняло участие 10 детей группы № 8 шестилетнего возраста с ЗПР.

Полученные результаты позволяют отметить, что у детей изучаемой группы коммуникативные навыки находятся на низком уровне развития, что не обеспечивает полноценный процесс общения.

Количественный и качественный анализ результатов опроса по выявлению типов социальной активности, социальной реактивности показал, что у детей с задержкой психического развития на высоком уровне не преобладает ни одна деятельность.

В игровой деятельности на первом месте преобладает низкий уровень (3 ребенка). Дети пассивны в игре, не проявляют инициатив, беспрекословно подчиняются лидерам, предпочитают играть в одиночестве, игровые действия не отличаются высоким уровнем. Высокий, выше среднего и средний уровень находятся в одинаковом процентном соотношении (2 ребенка). Одни дети задают тон в игре, умеют организовать других детей, старательны, владеют игровыми действиями, другие – с желанием включаются в игру, также старательно, но не всегда способны реализовать свои инициативы, слабо учитывают интересы других детей.

Наиболее пассивны дети с задержкой психического развития в общении. Здесь преобладает низкий уровень (4 ребенка). Дети не проявляют инициатив в общении, чаще предпочитают молчать, с трудом устанавливают контакты со сверстниками и взрослыми, в результате затрудняются строить правильно взаимоотношения с другими людьми, могут не соблюдать нравственные нормы общения.

Таким образом, низкий уровень выявлен у 6 детей. Они испытывают выраженные трудности в координации действий с партнером, у них наблюдается скованность движений, некоторая зажатость и неуверенность в себе. Дети лишь эпизодически обращаются к партнеру. Не всегда могут адекватно оценить правильность выполнения задания. Поведение ребенка носит преимущественно непосредственный характер, нередко импульсивный характер. Конструктивные способы разрешение конфликтов детям не знакомы.

У детей со средним уровнем развития коммуникативных умений (4 ребенка) присутствуют попытки договориться и согласовать свои действия с действиями партнера. Отсутствует поиск общего способа решения задачи. Отмечается эпизодическое планирование своих действий. У детей можно отметить возникновение подлинного сотрудничества и партнерства в ситуации общей задачи. Они подсказывают друг другу, сопереживают успехам партнера. Обнаруживается способность к совместному планированию и предвосхищению результатов действий не только своих, но и партнера. Разрешение конфликтов может достигаться как конструктивными, так и деструктивными средствами.

Таким образом, на основе проведенного эксперимента можно отметить, что дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития находятся на низком уровне сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества, не проявляют инициатив в общении, чаще предпочитают молчать, с трудом устанавливают контакты со сверстниками и взрослыми.

На основании полученных результатов нами разрабатывается содержание коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей.

 

Литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2006. - с. 67;

  2. Васильева Е.Н. Формирование эмоционального отношения к близким взрослым у старших дошкольников с задержкой психического развития в зависимости от характера отношений в семье / Шестилетние дети: проблемы и исследования: Межвуз. сб. науч. тр. Н. Новгород, 1993. – с.98 – 109;

  3. Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида / под ред. О.А. Денисовой. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – с. 15 - 20;

  4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973 – с. 47 – 60;

  5. Маралов В. Г., Ситаров В. А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте. – М., 1990. – с. 203;

  6. Никашина Н.А. Обучение детей с ЗПР. – Смоленск, 1994. – с. 38 – 49;

  7. Психолого-педагогический словарь / авт.-сост. Е.С. Рапацевич. – Минск, 2006. – с. 319;

  8. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р.Д. Тригер. - Ярославль: Академия развития, 2008. – с. 11 – 35;

  9. Психология детей с задержкой психического развития / сост. О.В. Защиринская. – СПб., 2004 – с.165 – 293;

Научный руководитель:

кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологического образования Поникарова Валентина Николаевна